Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 22:19, Не определен
В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимосвязаны между собой.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
- разработка общих целей;
- определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
- определение путей и средств их достижения;
- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Общефирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
- Конкретные и измеримые цели.
- Ориентация целей во времени.
- Достижение цели.
- Взаимно поддерживающие цели.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении выше описанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей.
На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.
Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей.
Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий.
Ограниченного роста придерживаются большинство организации в развитых странах. Для него характерно установление целей от достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных отраслях.
Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и переориентации операций. В этом случае возможны несколько вариантов:
-
ликвидация (полная распродажа
-
отчисление лишнего (отделение
фирмами некоторых своих
- сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).
К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель: выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы:
Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: "снизу вверх", "сверху вниз", во взаимодействии двух вышеназванных направлений.
Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется.
После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.
Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.
Подобно тому как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно так же часто должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой.
Характеристика тактических планов:
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
ПЛАН:
I. Введение
II. Менеджмент. Виды целей
III. Стратегическое планирование:
- сущность и
функции стратегического
- цели организации
- оценка и анализ внешней среды
- управленческое исследование внутренних факторов фирмы
- изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии
IV. Заключение
Список литературы
I. ВВЕДЕНИЕ
При обсуждении
вопросов, связанных с успехом
или неудачей предприятия на рынке,
необходимо помнить, что покупатель
- хозяин положения. Такое отношение к
покупателю характерно для Запада. К сожалению,
у нас покупатель пока полностью не пользуется
своими правами и не считает себя хозяином
положения.
Это является следствием
неполного отражения новых
Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Т.о. обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим долгосрочному планированию в его работе придается большое значение.
II. МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЫ
ЦЕЛЕЙ
Менеджмент - это
самостоятельный вид
В понятие менеджмента
так же входит постоянная корректировка
целей и программ в зависимости от состояния
рынка ( а результаты этой деятельности
проявляются уже на рынке в процессе обмена
) и необходимость использования современной
информационной системы с компьютерной
техникой.
Менеджмент - как
самостоятельный вид профессиональной
деятельности предполагает, что менеджер
независим от собственности на капитал
фирмы, в которой он работает. Труд менеджера
- это производительный труд, возникающий
в условиях комбинирования высокотехнологичного
производства с высоким уровнем специализации
работников, обеспечивающих связь и единство
всего производственного процесса.
Любая ситуация,
возникающая в процессе управления,
является задачей для менеджера
и требует от него принятия решений
и, в частности, в отношении изменения
целей и программы действий. Это касается
как внутрефирменного производства, так
и управления производством и управление
персоналом. Всякое управленческое решение
является результатом обратной связи
с рынком и другими элементами внешней
среды.
Управленческие
решения принимаюся на основе информации,
получаемой и обрабатываемой в процессе
подготовки решений. Управленческое решение
подлежит реализации и контролю за
его исполнением. Менеджер должен не
только выбирать меры воздействия и
средства контроля, но и рассматривать
варианты решений в отношении их практической
осуществимости в данной конкретной обстановке.
Процесс функционирования системы управления
включает работу по ее совершенствованию
и рационализации, поскольку современный
менеджмент основан на рациональных способах
принятия решений.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:
- определение
конкретных целей развития
- выявление приоритетности
целей, их очередности и
- т.е. разработка стратегии развития фирмы: хозяйственных задач и путей их решения;
- выработка системы
мероприятий для решения
установление
контроля за выполнением задач.
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на 3 стадии:
- стратегическое
управление (включает в себя выработку
цели менеджмента,
- оперативное управление (деятельность по реализации вышеуказанных мер);
контроль (включает
анализ достигнутых результатов - обратная
связь - и выступает как исходный
пункт нового цикла управления).
Разработка экономической
политики фирмы предполагает определение
целей деятельности фирмы и стратегии
ее развития на ближайшую и дальнюю
перспективу, исходя из потенциальных
возможностей фирмы и обеспеченности
ее соответствующими ресурсами. При разработке
стратегических позиций фирмы обычно
пользуются определенными показателями,
как качественными – ориентиры - более
отдаленная цель, так и количественными
- задания.
Информация о работе Сущность и система стратегического планирования