Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование стратегии развития ОАО «Синарский трубный завод».
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;
- провести стратегический анализ ОАО «Синарский трубный завод»;
Введение
1 Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
1.1 Стратегия и стратегическое планирование: сущность и содержание
1.2 Процесс стратегического планирования
1.3 Методологические основы стратегического анализа
2 Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «Синарский трубный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешней среды предприятия
2.3 Анализ внутренней среды предприятия
3 Разработка стратегии развития предприятия
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1 Теоретические основы стратегического планирования на предприятии 1.1 Стратегия и стратегическое планирование: сущность и содержание 1.2 Процесс стратегического планирования 1.3 Методологические основы стратегического анализа 2 Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «Синарский трубный завод» 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 2.2 Анализ внешней среды предприятия 2.3 Анализ внутренней среды предприятия 3 Разработка стратегии развития предприятия Заключение Список использованных источников
| 3 5 5 10 21
15 15 19 24 28 34 37 |
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их реализации. Стратегическое планирование обеспечивает базу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
Процесс стратегического планирования обеспечивает базу для управления членами организации.
Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как меж собой так и с иностранными корпорациями.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена, с одной стороны, возникшим интересом российского бизнеса к стратегическому планированию деятельности, а с другой стороны, явно недостаточным количеством успешных реализаций, что связано с особыми условиями для ведения бизнеса в России и недостаточным практическим опытом топ - менеджмента
Целью данной работы является совершенствование стратегии развития ОАО «Синарский трубный завод».
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;
- провести стратегический анализ ОАО «Синарский трубный завод»;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование стратегии развития предприятия.
Объектом данного исследования выступает ОАО «Синарский трубный завод» (далее по тексту – ОАО «СинТЗ».
Предмет изучения – стратегия развития предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы стратегического планирования на предприятии: представлено понятие стратегии, сущность и содержание стратегического планирования, рассмотрен процесс стратегического планирования и методология стратегического планирования.
Во второй главе проведен стратегический анализ ОАО «Синарский трубный завод».
В третьей главе курсовой работы разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в ОАО «Синарский трубный завод».
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследований: абстрактно-логический, монографический, описательный, использовались основные приемы стратегического анализа.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Стратегия и стратегическое планирование: сущность и содержание
В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала».
Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.
«Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».
Стратегия должна стать «нитью времени», связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию» . B самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.
Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ. Сущность стратегического планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:
В каком положении предприятие находится в настоящее время?
В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического планирования связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов.
Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегическое планирование обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия.
В основе стратегического планирования лежат стратегические решения.
Стратегические решения - это управленческие решения, которые:
1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:
реконструкцию предприятия;
внедрение новшеств (новая продукция; новые технологии);
организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
выход на новые рынки сбыта;
приобретение, слияние предприятий и т.д.
Отсутствие стратегии не всегда является отрицательным фактором. Продуманные действия способствуют повышению гибкости организации и в отсутствии единой стратегии. Организации, характеризующиеся жесткой системой контроля, приверженностью к формальным процедурам, утрачивают способности к инновациям и экспериментам.
В стратегическом планировании под стратегией понимается комплекс целей и основных задач по их достижению. В более узком смысле стратегия представляет собой план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения целей.
В рыночной экономике существуют 3 направления формирования стратегии. Первое направление связано с достижением лидерства в области минимизации затрат; второе направление связано со специализацией; третье направление связано с фиксацией определенного сегмента рынка и концентрацией усилий предприятия на этом сегменте рынка.
Процесс формирования стратегии включает 3 этапа:
- формирование общей стратегии предприятия;
- формирование конкурентной стратегии предприятия;
- определение функциональных стратегий.
Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Все разнообразие общих стратегий может быть сведено к 3 типам: стратегия стабильности (сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержка, обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке); стратегия роста (увеличение предприятия, часто через захват новых рынков сбыта); стратегия сокращения (применяется в случаях, когда выживание организации находится под угрозой).
Конкурентная стратегия, как правило, нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если предприятие занято только одним видом бизнеса, то эта стратегия является частью общей стратегии. В противном случае разрабатываются несколько конкурентных стратегий.
Функциональные стратегии характеризуют цели и задачи предприятия в рамках всех функциональных областей предприятия: стратегия НИОКР (обобщает все идеи о новом продукте - от его первоначальной разработки до внедрения на рынок); производственная стратегия (сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования); маркетинговая стратегия (заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены); финансовая стратегия (отвечает за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, распределение и контроль финансовых ресурсов); стратегия управления персоналом (решает проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала и т.д.).
В процессе формулирования каждой из разновидностей стратегий предприятие сталкивается с рядом объективных ограничений, таких как уровень наличных финансовых ресурсов; размер приемлемого риска; потенциальные способности предприятия; противодействие конкурентов.
Формирование стратегии – сложный процесс. К основным подходам в формировании стратегии относятся: подход на основе стратегических соответствий; плановый подход; подход на основе позиционирования; предпринимательский подход и др.
Таким образом, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Точки зрения по поводу сущности стратегического планирования многоплановы.
По мнению А.Р. Стерлина стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает организации определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают реализовывать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.
Одной из особенностей решения задач стратегического планирования является наличие неопределенности не только в прогнозировании внешней среды, но, и в описании целей деятельности организации. Поэтому принципиальным условием для успешности как стратегического планирования, так и самой деятельности организации является способность видеть отдаленные последствия текущих действий и готовность пожертвовать быстрым выигрышем ради будущих выгод.
Стратегическое планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур.