Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование стратегии развития ОАО «Синарский трубный завод».
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;
- провести стратегический анализ ОАО «Синарский трубный завод»;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
1.1 Стратегия и стратегическое планирование: сущность и содержание
1.2 Процесс стратегического планирования
1.3 Методологические основы стратегического анализа
2 Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «Синарский трубный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешней среды предприятия
2.3 Анализ внутренней среды предприятия
3 Разработка стратегии развития предприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 478.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Теоретические основы стратегического планирования на предприятии

   1.1 Стратегия и стратегическое планирование: сущность и содержание

   1.2 Процесс стратегического планирования

   1.3 Методологические основы стратегического анализа

2 Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «Синарский трубный завод»

    2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

    2.2 Анализ внешней среды предприятия

    2.3 Анализ внутренней среды предприятия

3  Разработка стратегии развития предприятия

Заключение

Список использованных источников

 

        

3

5

5

10

21

 

15

15

19

24

28

34

37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их реализации. Стратегическое планирование обеспечивает базу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Процесс стратегического планирования обеспечивает базу для управления членами организации.

Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как меж собой так и с иностранными корпорациями.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена, с одной стороны, возникшим интересом российского бизнеса к стратегическому планированию деятельности, а с другой стороны, явно недостаточным количеством успешных реализаций, что связано с особыми условиями для ведения бизнеса в России и недостаточным практическим опытом топ - менеджмента

Целью данной работы является совершенствование стратегии развития ОАО «Синарский трубный завод».

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;

- провести стратегический анализ ОАО «Синарский трубный завод»;

- разработать мероприятия, направленные на совершенствование стратегии развития предприятия.

Объектом данного исследования выступает ОАО «Синарский трубный завод» (далее по тексту – ОАО «СинТЗ».

Предмет изучения – стратегия развития предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы стратегического планирования на предприятии: представлено понятие стратегии, сущность и содержание стратегического планирования, рассмотрен процесс стратегического планирования и методология стратегического планирования.

Во второй главе проведен стратегический анализ ОАО «Синарский трубный завод».

В третьей главе курсовой работы разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в ОАО «Синарский трубный завод».

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследований: абстрактно-логический, монографический, описательный, использовались основные приемы стратегического анализа.

 


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1 Стратегия и стратегическое планирование: сущность и содержание

 

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала».

Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.

«Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».

Стратегия должна стать «нитью времени», связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию» . B самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.

Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ. Сущность стратегического планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:

      В каком положении предприятие находится в настоящее время?

      В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

      Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического планирования связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов.

Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегическое планирование обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия.

В основе стратегического планирования лежат стратегические решения.
Стратегические решения - это управленческие решения, которые:

1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

К числу стратегических решений можно отнести:

      реконструкцию предприятия;

      внедрение новшеств (новая продукция; новые технологии);

      организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

      выход на новые рынки сбыта;

      приобретение, слияние предприятий и т.д.

Отсутствие стратегии не всегда является отрицательным фактором. Продуманные действия способствуют повышению гибкости организации и в отсутствии единой стратегии. Организации, характеризующиеся жесткой системой контроля, приверженностью к формальным процедурам, утрачивают способности к инновациям и экспериментам.

В   стратегическом   планировании   под   стратегией понимается  комплекс  целей  и  основных   задач  по  их достижению.   В   более   узком   смысле   стратегия представляет   собой   план   наиболее   эффективного распределения ресурсов для достижения целей.

В   рыночной   экономике   существуют   3   направления формирования стратегии.  Первое направление связано с достижением  лидерства  в  области  минимизации  затрат; второе  направление  связано со  специализацией;  третье направление   связано   с   фиксацией   определенного сегмента рынка и концентрацией усилий предприятия на этом сегменте рынка.

Процесс   формирования   стратегии   включает   3   этапа:

- формирование общей стратегии предприятия;

- формирование конкурентной стратегии   предприятия;

- определение функциональных стратегий.

Общая   стратегия   организации   формируется   высшим руководством. Все разнообразие общих стратегий может быть   сведено   к   3   типам:   стратегия   стабильности (сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержка, обычно используется крупными фирмами, которые   доминируют   на   рынке);   стратегия   роста (увеличение   предприятия,   часто   через   захват   новых рынков   сбыта);  стратегия  сокращения  (применяется  в случаях,  когда  выживание  организации  находится  под угрозой).

Конкурентная   стратегия,   как   правило,   нацелена   на достижение конкурентных преимуществ. Если предприятие занято только одним видом бизнеса, то эта стратегия является частью общей стратегии. В противном случае   разрабатываются   несколько   конкурентных стратегий.

Функциональные стратегии характеризуют цели и задачи предприятия  в  рамках  всех  функциональных  областей предприятия:  стратегия  НИОКР  (обобщает  все  идеи  о новом  продукте  -  от  его  первоначальной  разработки  до внедрения   на   рынок);   производственная   стратегия (сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении    промышленного    оборудования); маркетинговая   стратегия   (заключается   в   определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть  предложены);  финансовая  стратегия  (отвечает  за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, распределение   и   контроль   финансовых   ресурсов); стратегия   управления   персоналом   (решает   проблемы повышения   привлекательности   труда,   мотивации, аттестации персонала и т.д.).

В  процессе  формулирования  каждой  из  разновидностей стратегий предприятие сталкивается с рядом объективных ограничений,  таких  как  уровень  наличных  финансовых ресурсов;   размер   приемлемого   риска;   потенциальные способности предприятия; противодействие конкурентов.

Формирование стратегии – сложный процесс. К основным подходам в формировании стратегии относятся: подход на основе стратегических соответствий; плановый подход; подход на основе позиционирования; предпринимательский подход и др.

Таким образом, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Точки  зрения  по   поводу   сущности   стратегического   планирования многоплановы.        

По  мнению  А.Р. Стерлина  стратегия  представляет  собой  детальный всесторонний   комплексный   план.   Стратегия    предполагает    разработку обоснованных мер и планов достижения  намеченных  целей,  в  которых  должны быть  учтены  научно-технический  потенциал   фирмы  и  ее  производственно-сбытовые  нужды.  Стратегический  план   должен   обосновываться   обширными исследованиями  и  фактическими  данными.   Поэтому   необходимо   постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества  информации  об   отраслях народного   хозяйства,    рынке,    конкуренции   и   т.п.    Кроме    того, стратегический план придает  организации  определенность,  индивидуальность, которые позволяют ей привлекать  определенные  типы  работников  и  помогают реализовывать изделия или  услуги. Стратегические планы должны быть  разработаны таким  образом,  чтобы   они  оставались  не  только  целостными  в  течение длительного времени,  но и сохраняли  гибкость.  Общий  стратегический  план следует рассматривать  как  программу,  направляющую  деятельность  фирмы  в течение   продолжительного    периода    времени,   с   учетом    постоянных корректировок  в  связи  с  постоянно  меняющейся   деловой   и   социальной обстановкой.

Одной из особенностей решения задач стратегического планирования является наличие неопределенности не только в прогнозировании внешней среды, но, и в описании целей деятельности организации. Поэтому принципиальным условием для успешности как стратегического планирования, так и самой деятельности организации является способность видеть отдаленные последствия текущих действий и готовность пожертвовать быстрым выигрышем ради будущих выгод.

Стратегическое планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур.

Информация о работе Стратегическое планирование