Сущность и фйнкции стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и функции стратегического планирования 5
1.1Сущность стратегического планирования 5
1.2 Функции стратегического планирования 6
1.3 Принципы стратегического планирования 7
1.4 Особенности планирования в условиях рынка 8
2 Методика составления, структура и содержание
стратегического плана 14
2.1 Этапы составления стратегического плана 14
2.2 Цели организации 18
2.3 Оценка и анализ внешней среды 20
2.4 Исследование внутренних факторов фирмы 22
2.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение 1 35
Приложение 2 36

Работа содержит 1 файл

Сущность и функции стратегического планирования.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    по  дисциплине “Теория управления ” 

    на  тему: “Сущность и функции стратегического планирования ” 
 
 

    Студент группы

    Преподаватель: _____________

    ____________________________ 

    Дата  сдачи “__” _______ 2009 г. 

    Дата  защиты “__” _______ 2009 г. 

    Оценка _______ 
 
 

    2009 г. 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

       Введение     3
       1 Сущность и функции  стратегического планирования     5
       1.1Сущность стратегического  планирования     5
       1.2 Функции стратегического  планирования     6
       1.3 Принципы стратегического планирования     7
       1.4 Особенности планирования  в условиях рынка     8
       2 Методика составления,  структура и содержание

       стратегического плана

    14
       2.1 Этапы составления  стратегического плана     14
       2.2 Цели организации     18
       2.3 Оценка и анализ  внешней среды     20
       2.4 Исследование внутренних  факторов фирмы     22
       2.5 Изучение стратегических  альтернатив и выбор стратегии     24
       Заключение     32
       Список использованной литературы     34
       Приложение 1     35
       Приложение 2     36
              
              
 

       Введение

       Стратегическое  планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Поэтому, большинство предприятий и организаций ориентированы на выработку стратегических планов развития. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для украинских предприятий и организаций, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными субъектами хозяйственной деятельности.

       Стратегическое  планирование - это выработка стратеги с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели.

       На  сегодняшний день это последнее  достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте вообще. Достаточно сказать, что в крупных компаниях в нем задействованы специалисты подразделения численностью от 20-30 до 50-100 человек. А стратегический план - это документ объёмом приблизительно 100 страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному трафарету с соответствующей степенью детализации.

       В первой части курсовой работы рассматривается сущность стратегического планирования - что представляет собой стратегическое планирование, а также требования, которые необходимо выполнять при разработке стратегического плана предприятия, организации. В первой части работы рассматриваются также функции стратегического планирования.

       Вторая  часть работы целиком посвящена особенностям стратегического планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия на микроэкономическом уровне. Уделено должное внимание задачам стратегического планирования в условиях рыночной конкуренции. Даны теоретические аспекты этапов разработки стратегического плана, структурной схемы планирования и особенностей стратегического планирования на предприятии в условиях рыночной экономики.

       Таким образом, охватываются все основные области стратегического планирования развития предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и функции стратегического планирования

1.1 Сущность стратегического  планирования

       Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.¹

       Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения  в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

       Сущность  стратегии. Слово “стратегия” произошло  от греческого strategos, “искусство генерала”.

       Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.

        Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно  заниматься сбором и анализом огромного  количества информации об отраслях народного  хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей

¹ Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2006, С. 326

привлекать  определенные типы работников и помогают продавать изделия или

услуги.

       Стратегические  планы должны быть разработаны таким  образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного  времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует  рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

       Стратегическое  планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

1.2 Функции стратегического планирования

Функции стратегического планирования:

       Стратегический  план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.

       Стратегический  план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.

       Стратегический  план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.

       Стратегический  план заставляет организацию оценивать  свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.

       Этот  план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые  может предпринять организация.

       Стратегический  план создает основу для распределения ресурсов.

       Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.

       Формирование  стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую  подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

       1.) Выбор миссии - формирование целей  (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

       2.) Разработка обеспечивающих планов - политика, стратегия, процедуры,  правила, бюджеты.¹

       1.3 Принципы стратегического  планирования

        Принципы - это правила, которые необходимо учитывать в процессе разработки плана. Принцип непрерывности заключается в том, чтобы планы разрабатывались с учетом перспектив развития предприятия и являлись основой для составления планов в будущем, но кроме того, необходимо учитывать и предшествующие планы, результаты их выполнения. Принцип гибкости подразумевает возможность постоянного внесения корректив в принятые ранее решения или их пересмотра, в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. 
              Принцип эластичности планирования предусматривает введение

¹ www.dis.ru

плановых резервов, принятие во внимание эластичность альтернатив; проектирование эвентуального планирования для различных ситуаций и распределений данных, учет отклонений и использование отсрочки запланированных решений, если это необходимо. Принципы координации и интеграции заключаются в том, чтобы соблюдалось единство и взаимосвязанность отдельных частей предприятия. Координация плановой деятельности осуществляется между подразделениями одного уровня, а интеграция между вышестоящими и нижестоящими уровнями. Принципы полноты и ясности планирования подразумевают, что цели и задачи планирования должны иметь простые и легкие при воспроизведении формулировки, что все события и ситуации, которые имеют значение для принятия решения должны включаться в процесс планирования. 
Соблюдение данных принципов приводит к расширенному общему плану с сопряженными частными планами. Принцип детализации планирования состоит в определении достаточно подробно планируемых величин, причем глубина планирования должна ориентироваться на его цель. Принцип экономичности заключается в том, чтобы затраты на составление плана не превышали достигаемого эффекта от его выполнения. Важным принципом планирования является участие максимального количества сотрудников предприятия в работе над составлением плана. Люди охотнее и скорее выполняют те задачи, которые сами себе поставили. Следующим принципом планирования является создание необходимых условий для выполнения плана. 
Все вышеназванные принципы планирования определяют его качество.

         Реализовать перечисленные принципы планирования можно с помощью следующих методов планирования: балансовые, нормативные и математико-статистические.

1.4 Особенности планирования  в условиях рынка

       Методологическая  особенность планирования в рамках ТНК состоит в широком использовании программно-целевого подхода, который предусматривает необходимость точного формулирования целей фирмы и их увязки с ресурсами. Обычно цели разрабатываются на длительную перспективу и определяют основные направления программы развития фирмы. Одновременно формулируются четкие задачи каждого подразделения фирмы и определяются его место и роль в достижении общих целей. В частности, определяются не только общий объем прибыли и норма рентабельности, но и различные нормативные показатели, связанные с осуществлением функций маркетинга, финансирования и др.

Информация о работе Сущность и фйнкции стратегического планирования