Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:47, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление путей снижения себестоимости льнопродукции на примере ОАО «Сморгоньлен».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить понятие себестоимости, ее классификацию;
- изучение затрат на производство льноволокна;
- проанализировать себестоимость продукции предприятия;
- рассмотрены основные направления по совершенствованию организации производства и снижению себестоимости продукции.
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Количество выпущенной продукции, тонн |
1 118 |
1 132 |
1 463 |
2. Переменные затраты, всего, млн. рублей, в том числе: |
1 905,383 |
1 361,990 |
2 597,731 |
2.1. Сырьё |
1 122,274 |
633,711 |
1 322,284 |
2.2. Вспомогательные материалы |
15,909 |
12,657 |
43,379 |
2.3. Топливо |
89,170 |
90,395 |
134,817 |
2.4. Энергия |
182,933 |
160,935 |
269,486 |
2.5. Расходы на оплату труда |
339,947 |
321,575 |
507,900 |
2.6. Налоги, отчисления и на социальные нужды |
118,982 |
112,551 |
177,765 |
2.7. Прочие расходы |
36,168 |
30,166 |
30,166 |
2 а) удельные переменные расходы, млн. рублей на 1 т продукции |
1,704 |
1,203 |
1,776 |
3. Постоянные затраты на весь выпуск |
758,310 |
422,653 |
676,347 |
3.1. Общепроизводственные расходы |
215,764 |
94,075 |
188,599 |
3.2. Общехозяйственные расходы |
542,546 |
328,578 |
487,748 |
4. Всего затраты на
производство (производственная |
2 663,693 |
1 784,643 |
3 274,078 |
5. Коммерческие расходы |
19,554 |
8,876 |
13,432 |
6. Полная себестоимость |
2 683,247 |
1 793,519 |
3 287,510 |
Для проведения анализа показателя производственной себестоимости используем следующую факторную модель:
, (5)
где ПС – производственная себестоимость товарной продукции;
– количество выпущенной
– удельные переменные
А – постоянные расходы на весь выпуск продукции (в млн. рублей).
Влияние факторов на изменение производственной себестоимости будет определено следующим образом:
В 2007 году себестоимость продукции уменьшилась на 879,1 млн. руб. (879,1 млн.руб. = 1 784,643 млн. руб. – 2 663,693 млн. руб. = ПС2007 – ПС2006), в том числе под влиянием следующих факторов:
Таблица 12 – Факторный анализ изменения производственной себестоимости продукции в 2007 году по сравнению с 2006 г.
Фактор |
2006 |
2007 |
Расчет влияния |
Значение влияния |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Увеличение количества выпущенной продукции |
1 118,0 |
1 132,0 |
(1 132 – 1 118) * 1,704 |
23,9 |
2. Рост удельных переменных расходов в млн. рублей на 1 ед. продукции |
1,704 |
1,203 |
1 132 * (1,203 – 1,704) |
-567,3 |
3. Увеличение постоянных затрат на выпуск продукции |
758,3 |
422,7 |
422,7 – 758,3 |
-335,7 |
4. Всего изменение затрат на производство (изменение производственной себестоимости) |
2 663,7 |
1 784,6 |
= 1 784,643 – 2 663,693 = = 23,9 + (-567,3) + (-335,7) |
-879,1 |
Таким образом, производственная себестоимость товарной продукции в 2007 году уменьшилась на 879,1 млн. рублей, в том числе на 567,3 млн. рублей за счет сокращения удельных переменных расходов и на 335,7 млн. рублей под влиянием уменьшения постоянных затрат. Однако увеличение объема производства повлекло рост себестоимости на 23,9 млн. рублей.
Полная себестоимость товарной продукции состоит из производственной себестоимости товарной продукции и коммерческих расходов. Потому для проведения анализа полной себестоимости можно использовать следующую факторную модель:
, (6)
где ПС – производственная себестоимость товарной продукции;
КР – коммерческие расходы;
СС – полная себестоимость выпуска продукции.
Рассмотрим влияние факторов на изменение полной себестоимости товарной продукции. С этой целью изучим сведения, приведенные в следующей таблице:
Таблица 13 – Факторный анализ изменения полной себестоимости продукции в 2007 году по сравнению с 2006 г.
Фактор |
2006 |
2007 |
Расчет влияния |
Значение влияния |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Производственная |
2 663,693 |
1 784,643 |
= 1 784,643 – 2 663,693 |
-879,1 |
2. Коммерческие расходы |
19,554 |
8,876 |
= 8,876 – 19,554 |
-10,7 |
Всего изменение полной себестоимости выпущенной продукции |
2 683,247 |
1 793,519 |
= 1 793,519 – 2 683,247 |
-889,7 |
В 2007 году произошло увеличение
себестоимости продукции
Таблица14 – Факторный анализ изменения производственной себестоимости продукции в 2008 году по сравнению с 2007 г.
Фактор |
2007 |
2008 |
Расчет влияния |
Значение влияния |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Увеличение количества выпущенной продукции |
1 132 |
1 463 |
(1 463 – 1 132) * 1,203 |
398,2 |
2. Рост удельных переменных расходов в млн. рублей на 1 ед. продукции |
1,203 |
1,776 |
1 463 * (1,776 – 1,203) |
837,5 |
3. Увеличение постоянных затрат на выпуск продукции |
422,7 |
676,3 |
676,3 – 422,7 |
253,7 |
4. Всего изменение затрат на производство (изменение производственной себестоимости) |
1 784,6 |
3 274,1 |
= 3 274,1 – 1 784,6 = = 398,2 + 837,5 + 253,7 |
1 489,4 |
В результате проведенных расчетов было установлено основной прирост производственной себестоимости произошел из-за увеличения удельных переменных расходов – на 837,5 млн. рублей. Кроме того, увеличению производственной себестоимости способствовало также и увеличение постоянных расходов, что обеспечило увеличение производственной себестоимости продукции на 253,7 млн. рублей и рост объема производства продукции – привело к увеличению производственной себестоимости на 398,2 млн. рублей.
Таким образом, в 2008 году основное увеличение производственной себестоимости было связано с увеличением прямых переменных расходов.
Оценка факторов изменения полной себестоимости товарной продукции в 2008 году по сравнению с предыдущим годом приведена в следующей таблице:
Таблица 15– Факторный анализ изменения полной себестоимости продукции в 2008 году по сравнению с 2007 г.
Фактор |
2007 |
2008 |
Расчет влияния |
Значение влияния |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Производственная |
1 784,643 |
3 274,078 |
= 3 274,078 – 1 784,643 |
1 489,4 |
2. Коммерческие расходы |
8,876 |
13,432 |
= 13,432 – 8,876 |
4,6 |
Всего изменение полной себестоимости выпущенной продукции |
1 793,519 |
3 287,510 |
= 3 287,510 – 1 793,519 |
1 494,0 |
В результате проведения расчетов было выявлено, что увеличение полной себестоимости в общем размере на 1 494,0 млн. рублей произошло за счет увеличения производственной себестоимости готовой продукции на 1 489,4 млн. рублей, а также вследствие роста коммерческих расходов – на 4,6 млн. рублей.
Подведение итогов, таким образом, позволило сделать выводы относительно основных факторов, обеспечивших увеличение себестоимости товарной продукции, что отражено в следующей таблице 16:
Таблица 16 – Результаты факторного анализа изменения полной себестоимости продукции в 2006-2008 году
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
Влияние факторов на изменение себестоимости выпущенной продукции | |
2007 к 2006 |
2008 к 2007 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Количество выпущенной продукции, единиц |
1 118,0 |
1 132,0 |
1 463,0 |
23,9 |
398,2 |
2. Удельные переменные затраты, млн. рублей, в том числе: |
1,704 |
1,203 |
1,776 |
-567,3 |
837,5 |
2.1. Удельные переменные затраты на сырьё |
1,004 |
0,560 |
0,904 |
-502,6 |
503,3 |
2.2. Удельные переменные
затраты на вспомогательные |
0,014 |
0,011 |
0,030 |
-3,5 |
27,0 |
2.3. Удельные переменные затраты на топливо, энергию |
0,080 |
0,080 |
0,092 |
0,1 |
18,0 |
2.4. Удельные переменные затраты по работам и услугам сторонних организаций |
0,164 |
0,142 |
0,184 |
-24,3 |
61,5 |
2.5. Удельные переменные
затраты на по прочим |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2.6. Удельные переменные затраты на оплату труда |
0,304 |
0,284 |
0,347 |
-22,6 |
92,3 |
2.7. Удельные переменные
затраты на социальное |
0,106 |
0,099 |
0,122 |
-7,9 |
32,3 |
2.8. Удельные переменные затраты на исправление брака |
0,032 |
0,027 |
0,097 |
-6,5 |
103,1 |
3. Постоянные затраты (накладные расходы) |
758,3 |
422,7 |
676,3 |
-335,7 |
253,7 |
3.1. Общепроизводствен-ные расходы |
215,8 |
94,1 |
188,6 |
-121,7 |
94,5 |
3.2. Общехозяйственные расходы |
542,5 |
328,6 |
487,7 |
-214,0 |
159,2 |
4. Всего затраты на
производство (производственная |
2 663,7 |
1 784,6 |
3 274,1 |
-879,1 |
1 489,4 |
5. Коммерческие расходы |
19,6 |
8,9 |
13,4 |
-10,7 |
4,6 |
6. Полная себестоимость |
2 683,2 |
1 793,5 |
3 287,5 |
-889,7 |
1 494,0 |