Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:47, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление путей снижения себестоимости льнопродукции на примере ОАО «Сморгоньлен».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить понятие себестоимости, ее классификацию;
- изучение затрат на производство льноволокна;
- проанализировать себестоимость продукции предприятия;
- рассмотрены основные направления по совершенствованию организации производства и снижению себестоимости продукции.
При трепании под воздействием трепальных барабанов образуются отходы трепания – это сравнительно короткие волокна, оторвавшиеся от прядей сырца. Отходы трепания имеют высокую закостренность (т.е. содержат много костры). Из-под трепальных машин системами пневмотранспорта, отходы направляются на линию получения короткого волокна, где они последовательно обрабатываются на трясильных машинах, подсушиваются до влажности 6 – 8 % в сушильных машинах. В этих машинах осуществляются операции:
- формирования слоя из отходов трепания;
- мятье;
- трепание;
- трясение.
Полученное короткое волокно сортируют по номерам и прессуют в кипы по 60 кг.
Органами управления ОАО «Сморгоньлен» являются:
-Собрание акционеров;
-Наблюдательный совет;
-Директор.
Собрание акционеров является высшим органом управления Обществом. Правление осуществляет руководство деятельностью льнозавода в период между собраниями акционеров.
Наблюдательный совет
в составе 7 человек осуществляет
общее руководство
Текущее руководство производственно-
В непосредственном подчинении
директора находятся его
На предприятии организован
двухсменный режим работы. В период
сезонных колебаний для обеспечения
бесперебойности процесса производства,
может вводиться третья смена. Организация
работы смен осуществляется мастером
смены, который выполняет общее
руководство, анализ и контроль, за
ходом производственного
На предприятии применяется
повременно-премиальная и
В повышении эффективности производства и конкурентоспособности льнопродукции ключевую роль в настоящее время играют интенсивные технологии, поскольку почти на 80% качество и конкурентоспособность создаются в сфере производства, т.е. в процессе технологического формирования свойств продукции, в результате чего она приобретает потребительскую стоимость. И только немногим более 20% качества создается в процессе доработки сельскохозяйственной продукции, упаковки, хранения и т.д.
Для всесторонней характеристики
уровня интенсивности и эффективности
сельскохозяйственного
В современных условиях выращивание сырья является наиболее слабым звеном в льняной отрасли. Низкая урожайность, плохое качество тресты явились причиной нестабильности валовых сборов волокна в республике. Не способствуют выходу продукции с высокими качественными характеристиками устаревшие технологии переработки тресты, не позволяющие обеспечить оптимальные режимы переработки, что, в свою очередь, обуславливает низкую долю наиболее ценной по прядильным свойствам фракции- длинного волокна.
При анализе эффективности возделывания льна прежде всего необходимо исследовать характер поведения затрат на возделывание одного гектара и себестоимости продукции при разной урожайности. Очень важно одновременно рассмотреть диапазон фактических цен реализации продукции, поведение затрат и ресурсов по статьям расходов.
Таблица 6- Анализ эффективности возделывания льнопродукции
Наименование затрат |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2008г. к 2006г. |
2008г. к 2007г. |
Площадь возделывания льна, га |
940 |
1000 |
1100 |
+160 |
+100 |
Объем производства: тонн льносемена льнотреста |
1280,3 101 1179,3 |
2939 296 2643 |
3646,2 334 3312,2 |
+2365,9 +233 +2139,9 |
+707,2 +38 +669,2 |
Урожайность, ц/ га льносемена льнотреста |
1,3 15,6 |
3,7 33.0 |
3,9 31,1 |
+2,6 +15,5 |
+0,2 - 1,9 |
Затраты на возделывания, млн.руб.. |
849 |
1400 |
1864,1 |
+1015,1 |
+464,1 |
Затраты в расчете на 1 га: млн.руб в расчете на (тыс.руб). 1т. льносемян 1т. льнотресты |
1123
1229,5 592,7 |
1750
1145,3 401,4 |
1752
930,2 469,0 |
+629
- 299,3 - 123,7 |
+2
- 215,1 -67,6 |
Для определения
Ранжирование районов
республики по перечисленным показателям,
построение на их основе графиков и
картограмм обеспечивает выявление
регионов, наиболее благоприятных для
производства льнотресты с точки
зрения их конкурентоспособности. С
этой целью каждый из семи показателей
по району относится к аналогичному
показателю по республике. Полученные
показатели суммируются и делятся
на их количество, в результате чего
получается комплексный показатель
конкурентоспособности
Очевидно, что перспективы
развития белорусского льноводства
органично связаны с
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усилия конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Темп роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная продукция и валовая продукция.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем.
Анализ заключается в изучении динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Рассмотрим динамику производства за 2006-2008 гг. (таблице 7).
Таблица 7 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год |
Объем производ-ства продукции, млн.р. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, млн.р. |
Темпы роста, % |
Соотноше-ние между РП и ТП | ||
Базис-ные |
Цеп-ные |
Базис-ные |
Цеп-ные | ||||
2006 |
633 |
100,0 |
100,0 |
857 |
100,0 |
100,0 |
1,354 |
2007 |
1234 |
194,9 |
194,9 |
2825 |
329,6 |
329,6 |
2,289 |
2008 |
1347 |
109,2 |
109,16 |
3771 |
133,5 |
133,4 |
2,799 |
Из таблицы 7 видно, что объем производства за последние три года возрос на 9,2 %, а объем реализации – на 33,5 %.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя среднегеометрическую взвешенную.
Как видим, среднегодовой темп прироста выпуска продукции составил 45,8%, а реализации продукции – 109,7 %.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически .
Рисунок 4 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за период с 2006 по 2008 год.
2.3.1 Анализ производства и себестоимости в льноводческой отрасли
Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции. Важным показателем , характеризующим работу предприятий ,является себестоимость продукции, работ и услуг. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства , финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
- полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
-затраты на рубль продукции;
-себестоимость отдельных изделий ;
-отдельные статьи затрат;
- затраты по центрам ответственности.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат: материальные
затраты (сырье и материалы, покупные
комплектующие изделия и
Группировка затрат по элементам необходима для того , чтобы изучить материалоёмкость , энергоёмкость, трудоёмкость, фондоёмкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается , а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия , о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.
Группировка затрат по назначению , т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда , на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.