Снижение себестоимости льнопродукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление путей снижения себестоимости льнопродукции на примере ОАО «Сморгоньлен».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить понятие себестоимости, ее классификацию;
- изучение затрат на производство льноволокна;
- проанализировать себестоимость продукции предприятия;
- рассмотрены основные направления по совершенствованию организации производства и снижению себестоимости продукции.

Работа содержит 1 файл

себестоимость.docx

— 409.76 Кб (Скачать)

 

Из приведенных выше сведений можно увидеть, что на изменение  рентабельности продаж повлияли изменение  размера и структуры реализованной  продукции, повышение цен реализации продукции и рост уровня затрат. Изменение состава и структуры  реализованной продукции привело  к увеличению рентабельности реализации на 77,87 п.п. Второй фактор (увеличение цен  реализации готовой продукции) способствовал  увеличению рентабельности продаж на 69,29 процентных пунктов. Одновременно с этим увеличение себестоимости  реализуемой продукции способствовало уменьшению рентабельности реализации на 16,46 процентных пунктов. Все названные  факторы и обеспечили выявленную динамику рентабельности реализации, обеспечив рост данного показателя на 130,7 процентных пунктов по сравнению с уровнем 2006 года.

Для проведения анализа рентабельности реализации в 2007-2008 году используем информацию, представленную в таблице .

Таблица 30 – Расчёт показателей для определения влияния разных факторов на рентабельность реализации

Показатель

Условия расчёта

Порядок расчёта

Значение, %

VРП

УД

Ц

С

1

2

3

4

5

6

7

R2007

2007

2007

2007

2007

-14,34

RУсл.2

2008

2008

2007

2007

=

-2,83

RУсл.3

2008

2008

2008

2007

8,49

R2008

2008

2008

2008

2008

-2,33


 

В результате проведенных  расчетов показателей рентабельности реализации было установлено, что данный показатель вырос с минус 14,34 % до минус 2,33 % или на 12,0 процентных пунктов. Определим влияние отдельных факторов на изменение показателя рентабельности реализации:

 

Таблица 31 – Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение величины рентабельности реализации в 2007-2008 году

Показатель

Влияние фактора

Значение, %

VРП

УД

Ц

С

1

2

3

4

5

6

R2007

2007

2007

2007

2007

-14,34

RУсл.2

2008

2008

2007

2007

-2,83

RУсл.3

2008

2008

2008

2007

8,49

R2008

2008

2008

2008

2008

-2,33

Расчёт

RУсл.2 – R2007

RУсл.3 - RУсл.2

R2008 - RУсл.3

 

Значение влияния, п.п.

11,51

11,32

-10,82

12,0


 

В 2008 году показатель рентабельности реализации увеличился за счет изменения  состава и структуры продукции  – на 11,51 п.п., за счет роста цен  – на 11,32 процентных пунктов, но сократился вследствие роста себестоимости – на 10,82 п.п. соответственно. Указанные факторы и обеспечили увеличение рентабельности реализации на 12,0 процентных пунктов по сравнению с уровнем 2008 года. Определим влияние факторов изменения количества реализованной продукции на изменение рентабельности реализации:

 

Таблица 32 – Расчет влияния факторов изменения количества реализованной продукции на изменение рентабельности реализации

Показатель

Значение (по данным 2008 года)

Удельный вес фактора  в общем приросте

Влияние факторов на рентабельность реализации

1

2

3

гр.4 = гр.3 * стр.1 гр.2

1. Изменение рентабельности  за счет количества реализованной  продукции, п.п.

11,51

Х

Х

2. Факторы, обусловившие  изменение количества реализованной  продукции

669,2

669,2 / 669,2 * 100 = 100

11,51 *100 / 100 = 11,51

2.1. Увеличение валового  сбора, в т.ч. за счет:

322,0

322,0 / 669,2 * 100 = 48,12

11,51 *48,12 / 100 = 5,54

а) увеличения посевных площадей

285,8

285,8 / 669,2 * 100 = 42,70

11,51 *42,70 / 100 = 4,91

б) увеличения количества неубранных площадей

-34,3

(-34,3) / 669,2 * 100 = -5,12

11,51 *(-5,12) / 100 = -0,59

в) изменения средней урожайности

70,5

70,5 / 669,2 * 100 = 10,54

11,51 *10,54 / 100 = 1,21

2.2. Увеличение прочей  заготовки льнотресты

347,2

347,2 / 669,2 * 100 = 51,88

11,51 *51,88 / 100 = 5,97


 

Таким образом, установленное ранее увеличение рентабельности продукции за счет роста количества реализованной продукции (на 11,51 п.п.), было связано с увеличением валового сбора – на 5,54 п.п. и прочей заготовки льнотресты – на 5,97 п.п. При этом увеличение рентабельности за счет валового сбора было связано с увеличением посевных площадей – на 4,91 п.п., ростом средней урожайности льнотресты – на 1,21 п.п. Однако при этом произошло сокращение рентабельности на 0,59 п.п., что оказалось связано с увеличением неубранных площадей.

Проведем также расчет влияния факторов на изменение рентабельности отдельных видов продукции. При  этом в данной работе будут проанализированы показатели рентабельности в расчете  на 1 т семян и льнотресты. Исходная информация для проведения анализа  приведена в следующей таблице:

 

Таблица 33 – Основные показатели реализации льнотресты и семян

Показатель

2007

2008

Изменение

(гр.3 - гр.2)

1

2

3

4

1. Средняя цена реализации 1т продукции:

     

1.1. семян

392,9

681,5

288,6

1.2. льнотресты

164,2

503,3

339,1

2. Себестоимость 1т продукции:

     

2.1. семян

1145

930,2

-214,8

2.2. льнотресты

267,2

469

201,8

3. Прибыль в расчете  на 1т продукции

 (стр.1 – стр.2):

     

3.1. семян

-752,1

-248,7

503,4

3.2. льнотресты

-103

34,3

137,3


 

Как видно из приведенных  сведений, в 2007 году производство основных видов продукции было убыточным, а в 2008 году – производство семян  осуществлялось с убытком, а льнотресты – с прибылью. Для определения  влияния факторов на изменение рентабельности отдельных видов продукции воспользуемся  следующей факторной моделью:

 

 ,   (9)

 

где Ц – цена 1 тонны продукции (семян или льнотресты);

С – себестоимость 1 тонны  продукции (семян или льнотресты).

Расчет влияния факторов на изменение отдельных видов  продукции осуществим в следующей  таблице:

 

Таблица 34 – Факторный анализ изменения рентабельности 1т льнотресты и семян

Показатель

Расчет

Значение

1

2

3

1. Рентабельность 1 т семян  – по данным 2007 года, %

(-752,1) / 1145 * 100

-65,69

2. Условный показатель  рентабельности 1 т семян – при ценах 2008 года и себестоимости 2007, %

(681,5 – 1145) / 1145 * 100

-40,48

3. Рентабельность 1 т семян  – по данным 2008 года, %

(-248,7) / 930,2 * 100

-26,74

4. Изменение рентабельности 1т семян, всего

 (стр.3 – стр.1), п.п.

(-26,74) –

(-65,69)

38,95

  1. Изменение рентабельности 1т семян за счет роста цен

 (стр.2 – стр.1), п.п.

(-40,48) –

(-65,69)

25,21

6. Изменение рентабельности 1т семян за счет сокращения  себестоимости (стр.3 – стр.2), п.п.

(-26,74) –

(-40,48)

13,74

7. Рентабельность 1 т льнотресты  – по данным 2007 года

(-103,0) / 267,2 * 100

-38,55

8. Условный показатель  рентабельности 1 т льнотресты – при ценах 2008 года и себестоимости 2007

(503,3 – 267,2) / 267,2 * 100

88,36

9. Рентабельность 1 т льнотресты  – по данным 2008 года

34,3 / 469 * 100

7,31

10. Изменение рентабельности 1т льнотресты, всего (стр.9 - стр.7), п.п.

7,31 – (-38,55)

45,86

11. Изменение рентабельности 1т льнотресты за счет роста  цен (стр.8 - стр.7), п.п.

88,36 – (-38,55)

126,91

12. Изменение рентабельности 1т льнотресты за счет сокращения  себестоимости (стр.9 - стр.8), п.п.

7,31 – 88,36

-81,05


 

Таким образом, рентабельность производства 1т семян в 2007 году составляла минус 65,69 % и выросла до минус 26,74 % в 2008 году или на 38,95 п.п., в том числе за счет роста цен – на 25,21 п.п. и вследствие сокращения себестоимости – на 25,21 п.п.

В 2008 году произошло также  увеличение рентабельности производства льнотресты – с минус 38,55 % до плюс 7,31 % или на 45,86 п.п. Данному увеличению способствовало возрастание средней  цены реализации 1 тонны продукции, что обеспечило прирост рентабельности на 126,91 п.п. Однако увеличение себестоимости  производства 1т льнотресты повлекло сокращение рентабельности 1т продукции на 81,05 п.п.

Итак, подводя общий итог данной части анализа, необходимо сказать, что рентабельность продаж и рентабельность затрат в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом, что стало следствием роста из-за увеличения объема производства и цен реализации. В то же время данные показатели сократились в результате увеличения себестоимости реализованной продукции.

Производительности труда. Всеобщий экономический закон повышающейся производительности труда – закон движения человеческого общества, непрерывного прогресса производительных сил. Вся история человечества есть в то же время история последовательного и неуклонного развития производительных сил и роста производительности труда. История подтверждает, что каждый последующий общественный строй побеждает предшествующий благодаря тому, что обеспечивает больший простор для развития производительных сил общества, для роста производительности общественного труда.

Для лучшего понимания  сущности производительности труда  имеет значение раскрытие содержания и соотношений категорий производительности труда и производительной силы труда. Производительная сила труда и производительность труда – категории различные. Разница между ними прослеживается по двум направлениям: по качественным и количественным признакам труда и по самому процессу производства, в ходе которого потенциальные условия превращаются в действительные, в определенные результаты труда.

Производительная сила труда  – это возможная его производительность при данной интенсивности труда. Она определяется объективными и  субъективными факторами: наличием и степенью использования вещественных элементов производства и средней  степенью искусства (квалификации) рабочих. Соединение и взаимодействие этих факторов в процессе производства вызывает изменение  состояния каждого из них. Вещественные элементы производства (машины, сырье, материалы), включенные в рамки определенной организации общественного труда, дополненные кооперированием и  разделением труда, выступают в  процессе труда в качестве одного из элементов производительной силы. Рабочая сила, которая до этого  представляла собой лишь способность  к труду, преобразуется в определенную трудовую затрату, измеряемую производительностью  и интенсивностью ее действия. Сливаясь воедино в процессе самого труда, вещественные и личные факторы производства образуют производительную силу, которая  может произвести ту или иную массу  потребительных стоимостей, создают  условия для достижения определенного  уровня производительности труда.

Информация о работе Снижение себестоимости льнопродукции