Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:47, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление путей снижения себестоимости льнопродукции на примере ОАО «Сморгоньлен».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить понятие себестоимости, ее классификацию;
- изучение затрат на производство льноволокна;
- проанализировать себестоимость продукции предприятия;
- рассмотрены основные направления по совершенствованию организации производства и снижению себестоимости продукции.
Как показали проведенные
расчеты, основное влияние на увеличение
себестоимости готовой
Подведя итог проведенному исследованию, следует сделать вывод, что производственная себестоимость в 2006 году составила 2 663,693 млн. рублей и сократилась почти на 33,0 % в 2007 году (составив 1 784,643 млн. рублей). В 2008 году производственная себестоимость продукции выросла на 83,5 % по сравнению с величиной в 2007 году и составила 3 274,078 млн. рублей. Основными статьями себестоимости произведенной продукции в 2006-2008 году являлись расходы на оплату труда, расходы на сырье и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость товарной продукции составила 2 683,247 млн. рублей в 2006 году, сократившись в 2007 году до 1 793,519 млн. рублей (или на 33,2 %). В 2008 году данный показатель вырос в относительном выражении (к уровню прошлого года) на 83,3 %, составив 3 287,510 млн. рублей. Затраты на 1 руб. товарной продукции в 2008 году увеличились на 21,3 коп. по сравнению с 2007 годом. Однако при этом было также установлено сокращение себестоимости на рубль товарной продукции в 2007 году на 32,2 коп. по сравнению с 2006 годом.
Показатели рентабельности
и показатели прибыли в рыночной
экономике являются основными показателями,
характеризующими эффективность финансово-
Показатели прибыли от реализации и рентабельности анализируемого предприятия представлены в нижеследующей таблице 17:
Таблица 17 – Динамика показатели прибыли от реализации продукции и прибыли отчетного года в 2006-2008 году
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
Изменение (+, -) |
Темп роста, % | ||
2007 к 2006 |
2008 к 2007 |
2007 к 2006 |
2008 к 2007 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Выручка от реализации, млн. рублей |
857 |
2 825 |
3 771 |
1 968 |
946 |
329,6 |
133,5
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2. Себестоимость реализованной продукции, млн. рублей |
2100 |
3230 |
3859 |
1130 |
629 |
153,8 |
119,5 |
3. Прибыль (+) или убыток (-) от реализации, млн. рублей |
-1 243 |
-405 |
-88 |
838 |
317 |
32,6 |
21,7 |
4. Рентабельность продукции (затрат), % (стр.3 / стр.2 * 100) |
-59,2 |
-12,5 |
-2,28 |
46,65 |
10,26 |
X |
X |
5. Рентабельность реализации (затрат), % (стр.3 / стр.1 * 100) |
-145 |
-14,3 |
-2,33 |
130,70 |
12,00 |
X |
X |
Как видно из представленных данных, показатели себестоимости (затрат) превышали показатели выручки от реализации, так что организация не имела прибыли. Так, в 2006 году убыток от реализации составил 1 243 млн. рублей, рентабельность продукции оказалась равной минус 59,2 %, а рентабельность реализации – минус 145,04 %.
В 2007 году произошло сокращение убытка от реализации с 1 243 до 405 млн. рублей (или на 32,6 % или на 838 млн. рублей). Это было связано с одной стороны – с ростом выручки от реализации на 1 968 млн. рублей (или на 229,6 %), а с другой – с некоторым увеличением затрат (себестоимости) с 2 100 до 3 230 млн. рублей (или на 53,8 %). В результате сокращения убытка от реализации произошло и повышение эффективности основной деятельности предприятия, выразившееся в увеличении показателей рентабельности затрат – на 46,65 п.п. до минус 12,54 % и рентабельности реализации – на 130,70 п.п. до минус 14,34 %.
В 2008 году убыток от реализации сократился также на значительную величину – на 317 млн. рублей – и составил 88 млн. рублей. Показатели рентабельности составили минус 2,28 (рентабельность продукции (затрат)) и минус 2,33 (рентабельность реализации) соответственно.
В целом, проведенный анализ позволил сделать вывод, что основной вклад в увеличение рентабельности работы предприятия в 2006-2008 году был внесен прибылью от реализации. Для проведения факторного анализа изменения рентабельности продукции требуется использовать следующую факторную модель:
, (6)
где – объем реализации продукции;
– структура реализованной продукции;
– себестоимость продукции;
– цены реализации.
Структурно-логическая модель факторной системы при этом имеет следующий вид:
Рисунок 8 - Структурно-логическая модель рентабельности
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли от реализации. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Себестоимость продукции и прибыль от реализации находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Потому увеличение затрат приводит к сокращению рентабельности, а их сокращение – к увеличению рентабельности.
Изменение уровня среднереализационных
цен и величина прибыли от реализации
находятся в прямо
Расчет влияния этих факторов на рентабельность продукции можно определить, используя данные следующей таблицы:
Таблица 18 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности затрат, млн. рублей
Показатель |
2006 |
2006, пересчитанный на фактический объём продаж |
2007 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от реализации продукции (В) |
16 228,0 |
18 001,5 |
21 967,0 |
Себестоимость продукции (С) |
16 131,0 |
17 893,9 |
21 414,0 |
Прибыль |
97,0 |
107,6 |
553,0 |
Сам анализ проведём при помощи способа цепной подстановки, последовательно заменяя каждую плановую величину на фактическую. Расчёт показателей рентабельности и некоторых иных промежуточных данных, необходимых для расчёта влияния различных факторов на уровень рентабельности, осуществим в нижеприведённой таблице 19:
Таблица 19 – Расчёт показателей для определения влияния разных факторов на рентабельность затрат в 2007 году
Показатель |
Условия расчёта |
Порядок расчёта |
Значение, % | |||
VРП |
УД |
Ц |
С | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
R2006 |
2006 |
2006 |
2006 |
2006 |
|
-59,19 |
RУсл.1 |
2007 |
2006 |
2006 |
2006 |
|
-59,19 |
RУсл.2 |
2007 |
2007 |
2006 |
2006 |
= |
-40,18 |
RУсл.3 |
2007 |
2007 |
2007 |
2006 |
|
2,17 |
R2007 |
2007 |
2007 |
2007 |
2007 |
= |
-12,54 |
Как видно из приведенной
таблицы, рентабельность затрат, рассчитанная
на основании прибыли от реализации,
возросла с минус 59,19 % в 2006 году до минус
12,54 % или на 46,65 п.п. Данный прирост
был проанализирован в
Таблица 20 – Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение величины рентабельности затрат в 2006-2007 гг
Показатель |
Влияние фактора |
Значение, % | |||
VРП |
УД |
Ц |
С | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
R2006 |
2006 |
2006 |
2006 |
2006 |
-59,19 |
RУсл.1 |
2007 |
2006 |
2006 |
2006 |
-59,19 |
RУсл.2 |
2007 |
2007 |
2006 |
2006 |
-40,18 |
RУсл.3 |
2007 |
2007 |
2007 |
2006 |
2,17 |
R2007 |
2007 |
2007 |
2007 |
2007 |
-12,54 |
Расчёт |
RУсл.1 – R2007 |
RУсл.2 – RУсл.1 |
RУсл.3 – RУсл.2 |
R2008 – RУсл.3 |
|
Значение влияния,п.п. |
0 |
19,01 |
42,35 |
-14,71 |
46,65 |
Полученные результаты необходимо правильно интерпретировать. Как видно из данных таблицы, рентабельность затрат за прошедший период возросла на 46,65 процентных пункта. Это произошло вследствие положительного влияния изменения объема и структуры выпускаемой продукции (оказываемых услуг), что способствовало увеличению рентабельности на 19,01 п.п., а также увеличением отпускных цен на продукцию, которое привело к возрастанию рентабельности на 42,35 п.п. Данное положительное влияние оказалось компенсировано отрицательным воздействием увеличения затрат на производство продукции, что способствовало сокращению рентабельности затрат на 14,71 п.п. В результате совместного воздействия указанных факторов произошло увеличение рентабельности по сравнению с величиной, имевшей место в 2006 году.
Основные показатели прибыли и реализации продукции в 2007-2008 году, которые будут использованы при проведении анализа изменения рентабельности продукции (затрат) в 2008 году представлены в нижеследующей таблице 21:
Таблица 21 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности затрат в 2007-2008 году, млн. рублей
Показатель |
2007 |
2007, пересчитанный на фактический объём продаж |
2008 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от реализации продукции (В) |
2 825 |
3 356 |
3 771 |
Себестоимость продукции (С) |
3 230 |
3 451 |
3 859 |
Прибыль |
-405 |
-95 |
-88 |
Анализ проведём при помощи способа цепной подстановки, последовательно заменяя каждую плановую величину на фактическую. Расчёт показателей рентабельности и некоторых иных промежуточных данных, необходимых для расчёта влияния различных факторов на уровень рентабельности, осуществим в нижеприведённой таблице 22:
Таблица 22 – Расчёт показателей для определения влияния разных факторов на рентабельность затрат в 2007-2008 году
Показатель |
Условия расчёта |
Порядок расчёта |
Значение, % | |||
VРП |
УД |
Ц |
С | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
R2007 |
2007 |
2007 |
2007 |
2007 |
|
-12,54 |
RУсл.1 |
2008 |
2007 |
2007 |
2007 |
|
-12,54 |
RУсл.2 |
2008 |
2008 |
2007 |
2007 |
= |
-2,75 |
RУсл.3 |
2008 |
2008 |
2008 |
2007 |
|
9,27 |
R2008 |
2008 |
2008 |
2008 |
2008 |
= |
-2,28 |