Снижение себестоимости льнопродукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление путей снижения себестоимости льнопродукции на примере ОАО «Сморгоньлен».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить понятие себестоимости, ее классификацию;
- изучение затрат на производство льноволокна;
- проанализировать себестоимость продукции предприятия;
- рассмотрены основные направления по совершенствованию организации производства и снижению себестоимости продукции.

Работа содержит 1 файл

себестоимость.docx

— 409.76 Кб (Скачать)

 

Рисунок 5 - Основные статьи калькуляции:

1. Сырье и материалы

2. Покупные комплектующие  изделия, полуфабрикаты и услуги  кооперированных предприятий

3. Возвратные отходы (вычитаются)

4. Топливо для технологических  целей

5. Энергия для технологических  целей

6. Основная заработная  плата производственных рабочих

7. Дополнительная заработная  плата производственных рабочих

8. Отчисления на социальное  страхование

9. Расходы на подготовку  и освоение производства

10. Расходы по содержанию  и эксплуатации оборудования

11. Цеховые расходы

12. Общезаводские расходы

13. Потери от брака (только  производства, где потери разрешены  в пределах установленных норм)

14. Прочие производственные  расходы

15. Итого производственная  себестоимость

16. Внепроизводственные расходы

17. Итого полная себестоимость


 

Расходы предприятий, включаемые в себестоимость продукции, делятся  на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно  связанные с изготовлением продукции  и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии  на технологические нужды, заработная плата основных производственных расходов и др. К косвенным расходам относятся  затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы цеховые, общезаводские (общефабричные), по содержанию и эксплуатации оборудования.

Цеховые и общезаводские  расходы в большинстве отраслей промышленности включаются в себестоимость  отдельных видов продукции путем  распределения их пропорционально  сумме заработной платы производственных рабочих (без доплат по прогрессивно-премиальной  системе) .

По статье “Коммерческие  расходы” учитываются главным образом  расходы по сбыту готовой продукции (затраты на тару, упаковку продукции  и т.д.) и расходы на научно-исследовательские  работы, расходы по подготовке кадров, расходы по доставке продукции на станцию отправления, реклама. Как  правило, коммерческие расходы включаются в себестоимость отдельных видов  продукции пропорционально их производственной себестоимости.

Себестоимость отдельных  видов продукции определяется путем  составления калькуляций, в которых  показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции составляются по статьям  расходов, принятым в данной отрасли  промышленности.

Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную и отчетную. В плановой калькуляции себестоимость  определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной - по действующим на данном предприятии  нормам, и поэтому она, в отличие  от плановой калькуляции, в связи  со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических  мероприятий пересматривается, как  правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция  составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость единицу продукции, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.

Правильное исчисление себестоимости  продукции имеет важное значение: чем лучше организован учет, чем  совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством  анализа резервы снижения себестоимости продукции.

Анализ себестоимости  продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции  в целом и по основным элементам  затрат.

Общая сумма затрат может  измениться из-за:

-объема выпуска продукции в целом по предприятию;

-структура затрат;

-уровня переменных затрат на единицу продукции;

-суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции.

 

Таблица 8 - Структура затрат себестоимости продукции по назначению

Элементы затрат

Сумма, млн. руб.

Структура затрат, %

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Затраты на произведенную  продукцию, всего

1445

1794

3288

100%

100%

100%

в том числе:

           

материальные затраты

 745

856

1914

78,66%

79,22%

79,30%

расходы на оплату труда

400

465

766

12,85%

12,34%

12,28%

отчисления от средств  на оплату труда

143

163

268

4,96%

4,53%

4,46%

амортизация

основных средств и 

154

173

198

0,83%

0,80%

0,95%

нематериальных активов

4,0

4,0

 

0,01%

0,01%

0,00%

прочие затраты

128

137

142

2,68%

3,11%

3,02%

       

0,00%

0,00%

0,00%

Себестоимость реализованной  продукции

2100

3230

3859

102,66%

99,87%

97,46%


 

Рисунок 6 – Динамика изменения структуры затрат на производство продукции

 

Из диаграммы видно, что  расходы на оплату труда в затратах на производство продукции постоянно  снижаются, а материальные затраты  имеют тенденцию расти.

В 2008 году структура затрат выглядела следующим образом:

 

Рисунок 7 – Структура затрат на производство продукции в 2008 году

 

Диаграмма показывает, что наибольший удельный вес в затратах на производство продукции занимают материальные затраты, на втором месте находятся расходы на оплату труда и отчисления от средств на оплату труда. Остальные статьи затрат занимают незначительную долю в себестоимости продукции и оказывают незначительное влияние на формирование себестоимости.      

Важный показатель себестоимости  продукции – затраты на рубль  товарной продукции, который наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется отношением суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной  продукции.

 

УЗ=З/ТП,   (4)

 

где З – сумма затрат на производство товарной продукции,

ТП – объем производства продукции.

 

Таблица 9 - Уровень затрат на рубль товарной продукции

Годы

Объем производства продукции, млн.руб

Затраты на произведенную  продукцию, млн.руб

Выручка от реализации продукции  в отпускных ценах

Уровень затрат на рубль  товарной продукции

2006

633,0

2379,0

857,0

0,93

2007

1234,0

2870,0

2825,0

0,95

2008

1347,0

2912,0

3771,0

0,98


 

Как показывают выше приведенные данные, выручка от реализации продукции с каждым годом растет, уровень затрат на рубль товарной продукции не снижается. В результате прибыль в расчете на рубль продукции снижается.

Проанализируем причины  увеличения затрат на рубль товарной продукции.

Показатель затрат на 1 рубль  продукции выражает совокупность материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости продукции, а его анализ позволяет разложить общее отклонение фактических затрат на 1 рубль продукции от затрат предшествующего периода по удельному весу отдельных элементов производственного процесса и определить направление поиска резервов снижения затрат.

С целью изучения эффективности  деятельности предприятия рассмотрим состав и структуру себестоимости  по статьям затрат за 2006-2008 годы.

 

Таблица 10 – Состав и структура себестоимости товарной продукции ОАО «Сморгоньлен» по статьям затрат

Статьи

затрат

2006 год

2007 год

2008 год

Сумма, млн. руб.

Затраты на 1 руб., коп.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Затраты на 1 руб., коп.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Затраты на 1 руб., коп.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Сырьё

1 122,274

41,3

41,8

633,711

23,6

35,3

1 322,284

35,4

40,2

2. Вспомо-

гательные материалы

15,909

0,6

0,6

12,657

0,5

0,7

43,379

1,2

1,3

3. Топливо

89,170

3,3

3,3

90,395

3,4

5,0

134,817

3,6

4,1

4. Энергия

182,933

6,7

6,8

160,935

6,0

9,0

269,486

7,2

8,2

5. Расходы на оплату  труда

339,947

12,5

12,7

321,575

12,0

17,9

507,900

13,6

15,4

6. Налоги, отчисления и  на социальные нужды

118,982

4,4

4,4

112,551

4,2

6,3

177,765

4,8

5,4

7. Общепро-изводственные расходы

215,764

7,9

8,0

94,075

3,5

5,2

188,599

5,0

5,7

8. Общехозяй-

ственные

 расходы

542,546

20,0

20,2

328,578

12,2

18,3

487,748

13,1

14,8

9. Прочие расходы

36,168

1,33

1,35

30,166

1,12

1,68

142,100

3,80

4,32

Произ-

водственная себе-

стоимость

2 663,693

98,1

99,3

1 784,643

66,3

99,5

3 274,078

87,6

99,6

Коммер-

ческие

расходы

19,554

0,7

0,7

8,876

0,3

0,5

13,432

0,4

0,4

Полная

себе-стоимость

2 683,247

98,8

100,0

1 793,519

66,7

100,0

3 287,510

88,0

100,0


 

Исходя из приведенных  данных в таблице 10 можно сделать  ряд выводов:

-Затраты на производство продукции (производственная себестоимость произведенной продукции) в 2006 году составили 2 663,693 млн. рублей и сократились почти на 33,0 % в 2007 году (составив 1 784,643 млн. рублей). В 2008 году производственная себестоимость продукции выросла на 83,5 % по сравнению с величиной в 2007 году и составила 3 274,078 млн. рублей.

-Основными статьями себестоимости произведенной продукции в 2006-2008 году являлись расходы на оплату труда, расходы на сырье и общехозяйственные расходы. В 2006 году удельный вес данных статей затрат составил 12,7%, 41,8% и 20,2 % соответственно. В 2007 году произошло увеличение удельного веса расходов на оплату труда до 17,9 % и сокращение доли расходов на сырье – до 35,3 % и общехозяйственных расходов – до 18,3 % соответственно. В 2008 году уровень затрат на сырье в себестоимости готовой продукции увеличился до 40,2 %, но при этом произошло существенное сокращение доли расходов на оплату труда до 15,4 % и общехозяйственных расходов – до 14,8 % соответственно.

-Полная себестоимость товарной продукции составила 2 683,247 млн. рублей в 2006 году, сократившись в 2007 году до 1 793,519 млн. рублей (или на 33,2 %). В 2008 году данный показатель вырос в относительном выражении (к уровню прошлого года) на 83,3 %, составив 3 287,510 млн. рублей.

-Удельный вес производственной себестоимости в структуре общей себестоимости продукции предприятия вырос с 99,3 % в 2006 году до 99,5 % в 2007 году и до 99,6 % в 2008 году соответственно.

-Затраты на 1 руб. товарной продукции в 2008 году увеличились на 21,3 коп. по сравнению с 2007 годом. Однако при этом было также установлено сокращение себестоимости на рубль товарной продукции в 2007 году на 32,2 коп. по сравнению с 2006 годом.

На этом же этапе анализа  также необходимо определить факторы, которые обеспечили увеличение себестоимости  готовой продукции, так как именно сокращение затрат позволяет в большинстве  случаев достичь максимального  увеличения прибыли от реализации предприятия.

Увеличение затрат на производство продукции было связано как с  ростом общего количества реализуемой  продукции, так и удельных переменных затрат на единицу продукции, а также  с ростом постоянных расходов (накладных  расходов, к которым относятся  общепроизводственные и общехозяйственные  расходы). Информация о затратах, сгруппированная  по основным видам расходов (переменным и постоянным) в разрезе основных статей затрат приведена в нижеследующей таблице11.

 

Таблица 11 – Группировка статей затрат на постоянные и переменные расходы, необходимая для проведения факторного анализ себестоимости продукции

Информация о работе Снижение себестоимости льнопродукции