Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория "Леневка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:38, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа объемом страниц 102 страницы основного текста и страниц приложений
Объект исследования: пищеблок санатория-профилактория «Леневка»
Цель дипломной работы – проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия общественного питания и пути их увеличения.
В дипломной работе произведена всесторонняя оценка прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», а также проведен анализ и оценка факторов влияющих на изменение этих показателей.
В работе использовались следующие методы анализа прибыли и рентабельности:
 Способ приращения;
 Факторный анализ методом цепных подстановок;
 Факторный анализ методом абсолютных разниц.
В работе приведено описание объекта исследования, отражены сущность и задачи анализа прибили и рентабельности предприятия, оценено его финансовое состояние, определены факторы, влияющие на его динамику, предложены наилучшие пути и резервы увеличения прибыли и рентабельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка», рассчитан экономический эффект от внедрения этих мероприятий, а также дан прогноз показателей прибыли и рентабельности на 2009 год.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Прибыль производственного предприятия
Понятие, значение, виды и функции прибыли
1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
1.1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
1.1.4. Анализ распределения и использования чистой прибыли
1.2. Рентабельность производственного предприятия
1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность
1.2.2. Показатели рентабельности
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»
Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)
Анализ прибыли предприятия общественного питания
Анализ валовой прибыли предприятия
2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции
2.3.3. Анализ прибыли остающейся в распоряжении предприятия
2.4. Анализ рентабельности предприятия
2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции
2.4.1.1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
2.4.2. Анализ рентабельности издержек производства и обращения
Анализ рентабельности совокупного капитала (активов и пассивов) предприятия
ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»
3.1.Повышение производительности труда работников предприятия
3.2. Резерв снижения затрат на производство продукции для дальнейшего повышения прибыли предприятия
Заключение

Работа содержит 1 файл

диплом анализ прибыль и рента.doc

— 1.72 Мб (Скачать)

       В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями [28, С.44].

       Многоканальное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности  предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

       Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности.

       Базой  порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель. (рис.1.) 

       Прибыль, которая  учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям. 
 
 
 
 
 
 
 

       

     

     

       

     

       

       

       

       

       

 

 
 
 

       Рис. 1. Схема формирования прибыли   хозяйствующего субъекта.

       Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а оставшаяся  часть прибыли в распоряжении  предприятия, т.е. после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью.

       Чистая прибыль, представляет собой  разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению, например, направлять на  производственное развитие, социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям, нераспределенная прибыль,  оставшаяся в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд – фонд непредвиденных потерь, убытков, накопительный фонд – формирование средств для производственного развития, фонд потребления – средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи, фонд социального развития -  на различные  праздничные мероприятия.

       

     

     

     

     

     

     

     

       

     

     

     

       

       

       Рис 2. Классификация прибыли

       Различные стороны  производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную  денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках.

       Основными показателями прибыли, используемой для  оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

       Главное предназначение прибыли в современных  условиях  хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции [31, С.51].

       В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

       Так как прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. 

       Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора  ее роста или снижения. 

       Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам (рис.3).

     

     

       
 
 
 

       
 
 

     

     

       

       Рис 3 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

       К внутренним относятся факторы, которые  зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

       В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на:

  • производственные;
  • внепроизводственные.

       Внепроизводственные факторы связаны в основном с  коммерческой, природоохранной, претензионной  и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, это средства труда, предметы труда и сам труд.

       По  каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.

       К экстенсивным относятся факторы, которые  отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности  работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

       К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий) [44, с.79].

       Важным  фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции.  Падение объема производства при экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

       В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной  с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

       Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более  высокого порядка. Эти показатели отражают объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда  и труд, рассматриваются, с одной  стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

       Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной  продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства. 
 
 
 
 
 
 
 

       1.1.3. Порядок распределения   прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 

       Характер  распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена следующими основными положениями:

       - распределение прибыли непосредственно реализует главную цель управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия.

       - распределение прибыли является  основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия.

       Характер  распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения капитала из внешних источников уровень выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей миссии акций.

       - распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия.

       Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников.

       Характер  распределения прибыли оказывает  влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.

       Основной  целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций  между капитализируемой и потребляемой частями  с  учетом  обеспечения  реализации стратегии развития  и  роста его рыночной стоимости.

       Балансовая  прибыль является основой для определения  величины налогооблагаемой прибыли. Распределение  балансовой прибыли  показано на рисунке 4.

       По  мере получения прибыли предприятие  использует ее в соответствии с действующим законодательством государства и учредительными документами предприятия. В настоящее время прибыль (доход) предприятия используется в следующем порядке:

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория "Леневка"