Оценка финансовых результатов предприятия и разработка мероприятий по их улучшению

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного вопроса определяет выбор темы и содержание данной работы.
Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит финансовым результатам, в частности прибыли. К тому же прибыль – реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.

Содержание

Введение 6
1 Аналитическая часть 9
1.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «КОРМЗ»
9
1.1.1 Краткая историческая справка и комплексный обзор основных технико-экономических показателей ОАО «КОРМЗ»
9
1.1.2 Анализ выпуска и реализации продукции 13
1.1.3 Анализ номенклатуры выпускаемой продукции 16
1.1.4 Анализ структуры выпускаемой продукции 17
1.1.5 Анализ наличия, движения и эффективности использования трудовых ресурсов
19
1.1.6 Анализ наличия, состава, движения и эффективности использования основных производственных фондов
26
1.1.7 Анализ затрат на производство продукции 32
2 Анализ спецвопроса 36
2.1 Анализ финансового состояния ОАО «КОРМЗ» 36
2.1.1 Оценка структуры имущества предприятия и его источников 36
2.1.2 Анализ ликвидности баланса 39
2.1.3 Анализ коэффициентов платежеспособности предприятия 40
2.1.4 Анализ финансовой устойчивости ОАО «КОРМЗ» 43
2.1.5 Анализ показателей деловой активности 45
2.2 Оценка финансовых результатов 47
2.2.1 Факторный анализ прибыли до налогообложения 49
2.2.2 Факторный анализ прибыли от продаж 50
2.2.3 Анализ показателей рентабельности 53
2.2.4 Факторный анализ рентабельности продаж 55
2.2.5 Факторный анализ рентабельности капитала 56
3 Проектная часть 59
3.1 Направления улучшения финансовых результатов деятельности ОАО «КОРМЗ»
59
3.2 Планирование объема реализации и себестоимости продукции 62
3.3 Совершенствование управления дебиторской задолженности 67
3.4 Совершенствование методов продвижения продукции 72
3.5 Снижение материальных затрат 74
4 Технологическая часть
5 Математическая часть
Выводы и предложения
Литература

Работа содержит 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ (Полина).doc

— 1.42 Мб (Скачать)

      

      Следовательно, предполагаемое увеличение плановой выручки за счет стимулирования сбыта продукции составит 3395 тыс. руб.   

    1. Снижение  материальных затрат
    

    

    Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты  предприятия на производство и реализацию продукции, является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия [21].

    Из  выше сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

    Анализ  затрат ОАО «КОРМЗ» показал, что  высокий темп роста себестоимости  продукции в основном обусловлен ростом материальных затрат. Их удельный вес в структуре себестоимости составляет 75,5%.

    Проведенный мониторинг предприятий, реализующих  продукцию, необходимую ОАО «КОРМЗ» для производства спецтехники на базе шасси КАМАЗ 65115-6056-78(N3), показал, что имеется реальная возможность сократить затраты по закупке без ущерба по ассортименту.

    На  сегодняшний момент КАМАЗ 65115-6056-78(N3) для производства спецтехники закупают в г. Набережные Челны у компании ОАО «РИАТ» по цене за единицу 2161 тыс. руб.

    Из  прайс-листа, представленного в Приложении 12 и 13, видно, что КАМАЗ 65115-6056-78(N3) выгоднее приобретать у компании ОАО «Парк грузовиков» по цене 2100,4 тыс. руб.

    Программа выпуска спецтехники ОАО «КОРМЗ»  на базе данного КАМАЗа в 2010 году составила 124 штуки.

    

    Таким образом, экономия по закупке может составить:

                                  Э = N * (Цф – Цпл),                                                         (29)

    Где N – программа выпуска, шт.;

          Цф – фактическая цена закупки в 2010г., тыс. руб.;

           Цпл – планируемая цена закупки в 2011г., тыс. руб.

    Э = 124 * (2161 – 2100,4) = 7514 тыс. руб.

    Следовательно, смена поставщика позволит снизить  планируемую на 2011 год себестоимость  на 7514 тыс. руб., что благотворно отразится  на валовой прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  и предложения 

    За  анализируемый период объем товарной и реализованной продукции в действующих ценах предприятия возрос на 27,78% и 28,21% соответственно. В 2008 году объем реализованной продукции составил 83,9% от объема товарной продукции, в 2009 - 74,25%, а в 2010 - 84,18%, что свидетельствует о проблемах со сбытом. Таким образом, коммерческую деятельность предприятия следует признать лишь удовлетворительной.

    Неустойчивая  тенденция объема выпуска и реализации продукции может быть связана  с неустойчивостью номенклатуры. За весь анализируемый период произошли изменения в сторону значительного уменьшения объемов выпуска машин для строительства и содержания дорог и аэродромов (на 64,22%) и значительного увеличения объемов выпуска машин для городского коммунального хозяйства (на 158,42%).

     В 2010г. темп роста заработной платы выше темпа роста производительности труда на 30%, что является отрицательным фактором, так как приводит к увеличению себестоимости и снижению рентабельности продукции.

    В 2008-2009гг. коэффициент по приему рабочей силы ниже коэффициента оборота по выбытию, что свидетельствует о сокращении объемов деятельности предприятия. В 2010г. в связи с ростом объемов деятельности соотношение этих показателей меняется.

    В 2010г. эффективность использования  основных фондов улучшается, и за весь анализируемый период фондоотдача увеличилась на 1,5руб./руб. или на 20,8%. Это отразилось на росте фондорентабельности 2010 года в 2 раза. Заметна положительная динамика в структуре основных фондов, так как увеличивается доля активной части с 46,29% в 2008г. до 52,42% в 2010г.

    На  предприятии начался процесс  обновления активной части основных фондов. В 2010 году коэффициент годности активной части основных фондов составил более 90%.

    Производство продукции является материалоемким, т.е. более 70% затрат приходится на материалы. Таким образом, резервы снижения себестоимости можно искать в экономии всех видов материальных ресурсов.

    

    За  анализируемый период можно наблюдать  повышение доли оборотных активов, в 2010г. она составляет 92,5%, при снижении доли запасов до 30% и увеличении доли дебиторской задолженности, что является отрицательной тенденцией. Это приводит к сокращению оборачиваемости оборотных средств. Положительным является увеличение доли денежных средств и отсутствие просроченной дебиторской задолженности. Предприятие является финансово-неустойчивым, а также финансово-зависимым от внешних источников финансирования, за счет краткосрочных обязательств.

 В целом  можно сделать вывод о некотором  снижении деловой активности предприятия  в целом. В частности: оборачиваемость капитала, оборотных активов, дебиторской и кредиторской задолженности снизилась почти в 2 раза.  Некоторое оживление деловой активности наблюдается в части оборачиваемости запасов, что подтверждает наращивание объемов выпуска и реализации продукции в 2010г. Положительным моментом можно также считать то, что срок оборота дебиторской задолженности  (177 дней) меньше срока оборота кредиторской задолженности (277 дней).

    Анализ  финансовых результатов деятельности ОАО «КОРМЗ» показал, что предприятие является прибыльным  за три года анализируемого периода, т.к. имеет и прибыль до налогообложения, и чистую прибыль. В 2008-2009гг. отрицательное сальдо прочих доходов и расходов уменьшало прибыль до налогообложения и чистую прибыль. В 2010г. отмечена положительная динамика по этому показателю.

    Следует заметить, что идет значительное снижение прибыли от продаж к концу анализируемого периода. Это вызвано, во-первых: опережающим  темпом роста себестоимости продукции (134,7%) над темпом роста выручки от реализации (128,2%), что приводит к снижению валовой прибыли на 54%; во-вторых: ростом коммерческих расходов на 12,44%. Совокупное влияние этих факторов снизило прибыль от продаж на 78%.

    Хотя  предприятие прибыльно и платежеспособно, оценка показателей рентабельности подтверждает, что эффективность работы предприятия в анализируемом периоде снижается. Незначительная положительная динамика отмечена только по показателю рентабельности капитала. Если в базовом периоде показатели рентабельности продукции и продаж достаточно высокие, то в отчетном периоде их значения невелики.

    Анализ  проводился с целью выявить причины, обусловившие изменение прибыли  и рентабельности предприятия и  разработать меры по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «КОРМЗ».

    В проектной части работы были предложены направления увеличения прибыли  за счет роста дохода и снижения текущих затрат:

    - планирование выручки и себестоимости,  что позволит контролировать  соотношение их темпов роста;

    - совершенствование управления дебиторской задолженностью даст возможность ускорить оборачиваемость данного показателя и как следствие оборотных средств;

    - совершенствование методов продвижения  продукции – закрепление имиджа  компании, привлечение целевых потребителей  с помощью Интернет-ресурса;

    - снижение материальных затрат  за счет сокращения цены закупки  без ущерба для ассортимента.

    

    Оценка  эффективности рекомендуемых мероприятий  (прогнозный вариант) представлена в таблице 31. 

         
 

 

 

 Таблица 31

 Оценка  эффективности рекомендуемых мероприятий

Показатели Ед. изм. 2010 год Прогноз

2011 год

Отклонение
Абс., +/- Отн., %
Выручка тыс.руб. 538967 696641 157674 129
Себестоимость тыс.руб. 524865 631175 106310 120
Уровень себестоимости % 97,4 90 -7,4 -
Валовая прибыль тыс.руб. 14102 65466 51364 464
Коммерческие  расходы тыс.руб. 9140 10174 120 111,3
Прибыль от продаж тыс.руб. 4962 55292 50330 1114
Рентабельность  продаж % 0,92 7,9 6,98 -
Стоимость основных фондов тыс.руб. 51023 51023 0 100
Стоимость оборотных средств тыс.руб. 632295 632295 0 100
Фондоотдача руб./руб. 10,6 13,65 3,05 128,8
Скорость  обращения  оборотных средств обороты 0,85 1,1 0,25 129
Численность чел. 274 274 0 100
Производительность  труда тыс. руб./чел. 1967 2542 575 129
Рентабельность  продукции % 2,7 10,4 7,7 -
Рентабельность  капитала по валовой прибыли % 2,06 9,6 7,54 -
 

     На  основании таблицы 31 можно сделать следующие выводы.

      Увеличение  выручки составит 157674 тыс.руб. (29%),  прирост себестоимости 20%, то есть ниже прироста выручки. Это приведет к увеличению валовой прибыли почти в 4,5 раза. Прибыль от продаж увеличится на 50330 тыс.руб. или в 11 раз, рентабельность продаж увеличится на 6,98%, оборачиваемость оборотных средств, фондоотдача и производительность труда возрастут на 29%. Рентабельность продукции и рентабельность капитала повысятся на 7,7% и 7,54% соответственно.

              За счет снижения уровня себестоимости к выручке  от реализации предприятие может  обеспечить относительную экономию (Э) затрат, сумма которых определяется [25]:

                                            Э = Δ Ус * Впл / 100                                                  (30)

где Δ  Ус - изменение уровня себестоимости в плане;

Впл – выручка планируемого периода.

Э = - 7,4 * 696641 / 100 = - 51551 тыс. руб.

    Следовательно за счет снижения уровня себестоимости к выручке от реализации в планируемом периоде относительная экономия затрат может составить 51551 тыс. рублей.

    Отразим прогнозные данные финансовых результатов деятельности ОАО «КОРМЗ» на рисунке 17.

    

Рис. 17. Прогнозные финансовые результаты деятельности ОАО «КОРМЗ», тыс. руб. 

     Таким образом, предложенные мероприятия улучшат финансовые результаты деятельности ОАО «КОРМЗ» и в целом повысят эффективность его функционирования. 
 
 
 
 
 

 

   

Литература

  1. ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2001. – 19 с.
  2. ГОСТ 24.204-80. Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документа «Описание постановки задачи».
  3. ГОСТ 19.701-90. Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения.
  4. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: учебник – М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  5. Виханский, О.С. Практикум по курсу «Менеджмент» / О.С. Виханский, А.И. Наумов / под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарика, 1999. – 288 с.
  6. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 487 с.
  7. Глаголева, Л.А. Организация, нормирование и материальное стимулирование труда в машиностроении: учеб. пособие для машиностр. спец. вузов / Л.А. Глаголева, С.Г. Пуртов; под. ред. И.М. Разумова. – М.: Высш. шк., 1998. – 288 с.
  8. Егоров, Ю.Н. Планирование на предприятии / Ю.Н. Егоров, С.А. Варакуте. –М.: Инфра-М, 2003.
  9. Ильин, А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. – М.: Минск: ООО «Новое знание», 2005.
  10. Кучерова, Е.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие: в 3 ч., Ч. 1 / Е.В. Кучерова, Т.Г. Королева, Н.Н. Голофастова. – Кемерово: ГУ КузГТУ. – 82 с.
  11. Лобанова, Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: учеб. пособие / Т.П. Лобанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова. – М.: ПРИОР, 2001. – 272 с.
  12. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  13. Меняев, М.Ф. Информационные технологии управления: учеб. пособие: в 3 кн.: Книга 3: Системы управления организацией. – М.: Омега-Л, 2003.

Информация о работе Оценка финансовых результатов предприятия и разработка мероприятий по их улучшению