Методика проведения функционально-стоимостного анализа на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время одним из способов повышения качества продукции и развития систем управления промышленным предприятием является применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Существуют различные мнения об эффективности применения ФСА. Одни экономисты считают ФСА простым методом. Для применения его в практической деятельности, другие -- сложным, как в методическом плане, так и в области технологии применения ФСА. Возможно, это связано с тем, что недостаточно информации об опыте использования метода.
Цель данной работы заключаются в раскрытии сущности функционально-стоимостного ан

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….4
Глава 1. Общая характеристика функционально- стоимостного анализа……………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и объекты метода ФСА………………………………..5
1.2. Принципы и формы функционально-стоимостного анализа……………...9
Глава 2. Методика осуществления функционально-стоимостного анализа…13
2.1. Этапы проведения функционально-стоимостного анализа………………13
Методика проведения функционально-стоимостного анализа на примере предприятия ЗАО «МАШНОВСТРОЙ»……………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…………25

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время в отечественной  и зарубежной практике применяются  три основные формы ФСА.

     Достоинством  ФСА является наличие достаточно простых расчетных и графических методов, позволяющих дать оценку выявленных причинно-следственных связей. Это еще раз подчеркивает, что ФСА-эффективный метод исследования технических, производственных, экономических систем эффективное средство ускорения внедрения новой продукции, повышения качества продукции, оптимизации соотношений между потребительной стоимостью объекта и затратами на его разработку.

     Следует отметить, что ФСА необходимо рассматривать  как внутрифирменный метод маркетинговых  исследований и управления маркетингом на предприятии, и управления качеством продукции. Целесообразна тесная взаимосвязь между маркетинговыми службами и группами, которые проводят функционально-стоимостной анализ.

     Формы функционально-стоимостного анализа

Таблица 1.2.

 
Форма ФСА Цель использования  форм ФСА Сфера использования  форм ФСА  
Корректирующая  форма Выявление излишних затрат; определение диспропорции между  значимостью функций для потребителя  и затратами на их обеспечение; поиск  резервов снижения себестоимости и  повышения качества изделий Сфера производства (для совершенствования освоенных  и действующих объектов)  
Творческая  форма Поиск оптимальных  технических решений; установление предельных нормативов затрат по изготовлению разрабатываемых объектов Сфера проектирования (при проектировании новой продукции на стадиях НИР и ОКР)  
Инверсная форма Поиск наиболее эффективных условий использования  объектов Сфера применения (при поиске новых сфер применения продукции, унификации продукции)  
       

     При проведении функционально-стоимостного анализа определяют функции элементов продукции и проводят оценку затрат на реализацию этих функций с целью снижения затрат. Иными словами, ФСА должен способствовать изготовлению или модернизации продукции высокого качества при одновременном накоплении функционально излишних затрат, благодаря решению следующих проблем:

* экономия материалов  и затрат труда;

* снижение себестоимости  продукции;

* целенаправленное  обеспечение высокого качества  продукции;

* улучшение потребительских  свойств продукции;

* достижение  оптимального соотношения «качество-цена»;

* поиск резервов  снижения затрат на производство  и эксплуата-цию продукции;

* поиск резервов  повышения качества продукции.

 

Глава 2. Методика осуществления функционально-стоимостного анализа

2.1. Этапы проведения функционально-стоимостного анализа

     Организация работы по любой форме ФСА предусматривает  выполнение нескольких этапов (табл. 1.3):

Таблица 1.3

 
Этап Содержание  этапа  
1 2  
1. Подготовительный Создание организационных  предпосылок для внедрения ФСА. Определение объекта анализа с соответствующим технико-экономическим обоснованием. Подбор и утверждение исследовательской группы ФСА. Определение целей, задач, глубины проработки техники проведения ФСА по объекту. Разработка и утверждение плана-графика проведения работ по ФСА. Оформление распоряжения по предприятию о проведении ФСА выбранного объекта.  
2. Информационный Сбор, обработка  и анализ информации об объекте. Построение структурной модели объекта ФСА.  
3. Аналитический Определение состава объекта и выявление связей между элементами. Выявление и формулировка функций. Классификация функций. Построение функциональной модели объекта. Оценка уровня выполнения функций. Определение функциональной, проблемной и затратной зависимости объекта. Построение совмещенной (функционально-структурной) модели объекта. Формулировка задач совершенствования объекта.  
4. Творческий Поиск идей и  вариантов решений по совершенствованию  объекта. Обработка и систематизация результатов проведения творческих совещаний. Подготовка материалов для  оценки полученных результатов.  
5. Исследовательский Оценка, обсуждение и отбор рациональных вариантов  совместно со специалистами функциональных служб. Коммерческая оценка вариантов  решений в соответствии с выбранными на данном этапе критериями. Оценка реальных предложений.  
6. Рекомендательный Рассмотрение  предложений соответствующими службами предприятия. Проведение технико-экономических  расчетов. Принятие решения комитетом  ФСА о приемлемости предложений. Составление плана-графика внедрения  рекомендаций. Передача утвержденных рекомендаций соответствующим службам.  
7. Этап  внедрения Утверждение руководством плана-графика внедрения. Разработка и составление соответствующей  документации о внедрении. Внедрение  полученных результатов. Оценка полученных результатов.  
     

Итак, цель метода состоит в объединении понятий «резерв», «эффективность» и «качество», т. е. функционально-стоимостной анализ следует использовать как инструмент повышения эффективности промышленного производства и с позиции маркетинга.

     Все большее распространение в аналитической работе получают принципы функционально-стоимостного анализа качества продукции: функциональность, системность, экономичность, творчество, -- содержание которых было освещено. Принципы проведения ФСА качества продукции универсальны. Они способствуют поиску возможностей рационального распределения на мероприятия по улучшению качества продукции.

     При исследовании качества продукции используются следующие разновидности модели ФСА .

     Функционально-стоимостной  анализ продукции может проводиться на любом предприятии, когда необходимо решить задачу разработки и постановки на производство новых изделий, повысить технико-экономический уровень продукции, модернизировать или модифицировать продукцию и т. д., включает следующие этапы.

     Разновидности моделей ФСА качества продукции

 
Модели  ФСА Принцип построения модели ФСА  
Компонентная Систематизированный перечень материальных компонентов  объекта с указанием элементов  надсистемы  
Потоковая Графическое отображение  характера связей между компонентами анализируемой системы в процессе их функционирования  
Функциональная Условное графическое  отображение состава и взаимодействия функций объекта  
Функционально-идеальная Модель усовершенствования объекта, лишенного всех или части  вредных функций и нежелательных эффектов, выявленных на предыдущих этапах ФСА (при сохранении или совершенствовании полезных функций)  
     

     Итогом  проведения ФСА должно быть снижение затрат на единицу полезного эффекта. Это достигается путем сокращения затрат (примерно на 20-30%) при повышении потребительских свойств продукции, при сохранении заданного уровня качества.

     Широта  использования ФСА качества продукции  в рамках модели-комплекса «ФСА-маркетинг-качество»  во многом зависит от понимания важности этого анализа руководителями предприятия. Несмотря на невозможность в результате применения ФСА объективно определить конкретные пути совершенствования продукции и найти эффективные резервы снижения затрат на изготовление продукции, так как стоимость функций элементов продукции в условиях инфляции не может полностью адекватно отражать реальное состояние дел по их формированию, основные методические положения метода функционально-стоимостного анализа в условиях рынка не только не теряют своей значимости, но и по-прежнему свидетельствуют о целесообразности его применения.

     Таким образом, успешное решение проблем  развития рыночного механизма управления качеством возможно с привлечением метода функционально-стоимостного анализа  резервов повышения качества продукции.

2.2 Методика проведения функционально-стоимостного анализа на примере предприятия ЗАО «МАШНОВСТРОЙ»

     Организация производит стиральные машины. Ассортиментный перечень представлен четырьмя моделями «Горизонт», «Надежда», «Строчка», «Чистотел».

     Для производства используется автоматизированная сборочная линия, одна для всех четырех моделей. Линия загружена на 70%.

     Для перехода с одной модели на другую, линию приходится перенастраивать, т.е. производить пуско-наладочные работы.

     Сокращение  ассортимента нецелесообразно из-за высокой конкуренции на рынке. Модели «Горизонт» и «Надежда» продаются на независимых друг от друга сегментах рынка.

     Маркетинговая служба способна повысить натуральный  объем продаж одной модели (за исключением модели «Горизонт») за счет уменьшения натурального объема продаж другой модели, в пределах 20%.

     Производство  является машиноемким.

Таблица 1. Данные для расчета.

 
Показатели Горизонт Надежда Строчка Чистотел  
Продажи, шт. 1500 1500 800 800  
Цена  единицы, тыс. руб. 130 140 97 120  
Прямые  расходы, руб. 82000 106000 34800 42400  
в том  числе:          
материалы, руб. 54000 75000 24000 28000  
труд, руб. 28000 31000 10800 14400  
Накладные расходы, руб. 289000        
           

 

Таблица 2. Данные для распределения накладных  расходов.

 
Показатели Горизонт Надежда Строчка Чистотел  
Механическая  обработка, час. 750 450 160 240  
Настройка оборудования, раз 3 3 4 4  
Обработка заявки на материал, раз 10 10 20 20  
Контроль  качества, раз 3 3 4 4  
Обработка заказа на продажу, раз 5 3 8 4  
           

Таблица 3. Стоимость  операций.

 
Вид операции Стоимость  
Настройка сборочной линии (на один прогон), руб. 4000  
Контроль  качества после настройки, руб. 2000  
Обработка одного сбытового заказа, руб. 1650  
Обработка одного заказа материалов, руб. 550  
Стоимость одного машинного часа, руб. 50  
     
 

     «Директкостинг» - система раздельного учета переменных и постоянных затрат. Для оценки себестоимости продукции используются только переменные затраты, постоянные признаются убытком периода, в котором  они были произведены.

     Переменные  затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными. Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема производства.

Информация о работе Методика проведения функционально-стоимостного анализа на предприятии