Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:42, реферат
В настоящее время существуют различные мнения об эффективности применения функционально-стоимостного анализа (ФСА). Одни пользователи считают ФСА достаточно сложным для понимания и применения. Другие наоборот, простым известным методом, но им не совсем понятна технология его применения, как в методическом плане, так и в плане использования программных средств его поддержки. Третья категория менеджеров вообще не видит возможности его практического применения.
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Экономический
факультет
РЕФЕРАТ
Томск 2010
Содержание
Функционально-стоимостной анализ
В настоящее время существуют различные мнения об эффективности применения функционально-стоимостного анализа (ФСА). Одни пользователи считают ФСА достаточно сложным для понимания и применения. Другие наоборот, простым известным методом, но им не совсем понятна технология его применения, как в методическом плане, так и в плане использования программных средств его поддержки. Третья категория менеджеров вообще не видит возможности его практического применения.
По своей сущности метод ФСА СУ представляет собой совокупность приемов и способов технико-экономического исследования функций управления. Он базируется на их трудоемкостно - стоимостной оценке, обеспечивающей возможность выбора наиболее экономичных способов выполнения рассмотренных функций в целях поиска путей совершенствования управляющей подсистемы и снижения затрат на нее.
Функционально-стоимостный анализ управления может проводиться:
• при исследовании СУ действующего предприятия;
• разработке систем управления вновь создаваемого предприятия;
• исследовании и разработке проекта развития организации, ее разделении или объединении с другими;
• совершенствовании СУ объединений организаций;
• исследовании реконструируемых организаций и их объединений;
• совершенствовании СУ, связанных с возникшими негативными ситуациями;
• исследованиях, связанных со сменой организационно-правовой формы организации.
Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:
Важнейшей категорией метода является функция управления, понимаемая как относительно обособленное направление управленческой деятельности, позволяющее осуществлять управляющее воздействие. Конкретные функции управления выполняют менеджеры различного уровня управления, специалисты и технические исполнители управления родственных профессий с целью выработки, обоснования и принятия управленческих решений.
Все функции управления могут декомпозироваться, т.е. расчленяться на подфункции управления — управленческие процедуры, а процедуры — на операции. Управленческую процедуру в данном случае следует понимать как часть управления, которая предусматривает содержание и последовательность осуществления управленческих операций, характеризует исполнителя операций, место исполнения, используемые технические средства, затраты времени на каждую операцию и необходимую информацию для выполнения всех операций. Управленческая операция — составная часть управленческой процедуры, выполняемая менеджером, специалистом или техническим исполнителем с целью выработки, обоснования или принятия решений по управлению.
При проведении ФСА СУ следует использовать:
• функциональный подход, предполагающий исследование функций управления (выявление, определение, анализ, выводы с предложениями) с целью обеспечения наиболее полного и эффективного их выполнения;
• стоимостной подход к определению той или иной выполняемой функции управления;
• системный подход, означающий исследование управления как системы во взаимосвязи и взаимодействии всех ее элементов и подсистем между собой и с внешней средой;
• общенациональный подход к оценке результатов функционирования СУ и затрат на ее обеспечение;
• принцип соответствия степени полезности и значимости функций управления размеру затрат и уровню качества их осуществления;
•
принцип коллективного
творчества для поиска и выработки наиболее
эффективных вариантов совершенствования
управления производством.
Цель
использования функционально-
• снижение затрат на осуществление функций управления при сохранении или повышении уровня их качества;
• повышение производительности труда персонала управления;
• повышение эффективности организации, достижение наилучшего соотношения между результатами функционирования управляющей подсистемы и у всей социально-экономической системы организации и затратами на содержание СУ;
• улучшение использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• улучшение использования производственных фондов;
• сокращение или ликвидацию дефектов и брака в работе;
• устранение «узких» мест и диспропорций в СУ и производственной системе.
Этапы проведения ФСА СУ и их содержание
С учетом сложившегося опыта использования ФСА в управлении и производственной сфере можно выделить ряд основных этапов его проведения.
Все эти этапы можно традиционно объединить в следующие стадии:
• подготовительно-аналитическую, включающую подготовительный, информационный и аналитический этапы;
•
исслёдовательско-проектную (иахедовательско-рекамендат&
• внедрения, включающую реализационный (непосредственно внедренческий) этап и этап оценки фактической эффективности.
В реальной практике состав этапов каждой стадии и их содержание могут меняться в зависимости от стоящих перед ФСА задач. Так, при исследовании и построении вновь создаваемых СУ подготовительный этап может сливаться с информационным.
Рассмотрим этапы первой стадии проведения ФСА.
Подготовительный этап ФСА обычно включает:
• выбор объекта анализа,
• определение целей и конкретных задач проведения анализа,
• составление рабочего плана и приказа о проведении анализа.
На подготовительном этапе для действующей СУ предварительно может проводиться системная экспресс-диагностика, результаты которой позволяют по выявленным «узким» местам выбрать первоочередные объекты анализа и ориентировочно определить его цели. Помимо метода диагностики может использоваться экспертный метод, опрос специалистов организации, анкетирование и т.п.
В рабочем плане устанавливается порядок проведения ФСА. В нем, в частности, отражается описание содержания работ по этапам, работам, исполнителям, срокам исполнения, перечень информационных материалов, необходимых для проведения анализа.
На информационном этапе осуществляется сбор, систематизация и изучение данных, характеризующих СУ или отдельные ее подсистемы, а также данных по аналогичным управляющим системам других организаций.
В качестве источников информации могут быть использованы те, что перечислены в материалах, раскрывающих эмпирические методы (в методах изучения документов).
Изучение собранной информации должно включать:
• определение и описание производственных функций и других элементов управляемой подсистемы социальной оганизацнонно-экономической системы организации;
• выявление и описание состава и содержания выполняемых функций управления анализируемого обьекта СУ или системы в целом;
• уяснение сущности объекта анализа и характера технологических процессов выработки, обоснования и принятия управленческих решений;
• характеристика элементов объекта анализа (управленческих кадров, информации, методов управления, ТСУ, ОСУ и др.);
• изучение планов и сущности мероприятий по совершенствованию управления производством, внедряемых на предприятии или планируемых к разработке и внедрению;
• изучение передового опыта управления и использования ФСА аналогичных СУ;
• построение структурно-функциональной модели объекта анализа (СУ или отдельной ее составной части) с указанием элементов, подсистем и взаимосвязей между ними;
• подготовка информации для определения затрат на выполнение функций управления анализируемого объекта.
На аналитическом этапе выполняются следующие работы:
• анализ и проверка имеющихся материалов на соответствие требованиям по формулировке, составу, классификации и содержанию функций управления,
• корректировка формулировок и состава функций управления;
•
анализ и классификация
• анализ функциональных взаимосвязей между функциональными подразделениями;
• стоимостная оценка функций с одновременным определением степени значимости функций, степени и причин несоответствия между значимостью функций и уровнем затрат и качества их осуществления;
• постановка задач, подлежащих решению на творческом этапе.
Формулировка функций управления должна соответствовать следующим требованиям:
• краткость (включение минимально необходимого количества слов, лучше двух: глагол, например в третьем лице настоящего времени, + существительное, выражающее анализируемый объект(например, осуществляет учет, подготавливает решение, сообщает информацию, организует подготовку производства); функция в необходимых случаях может быть сформулирована также глаголом в неопредленной форме (например: управлять стандартизацией, осуществлять сбыт, снабжать материалами);
• рациональная обобщенность (формулировка в разумных пределах должна быть абстрактной и содержать допустимо меньшее число ограничивающих условий, находиться в рамках соответствующего класса объекта исследования и целей решения задачи; излишняя конкретизация формулирования функции ведет к ограничению вариантов решения);