Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:03, курсовая работа
В процессе производства наряду со средствами труда участвуют и предметы труда, которые выступают в качестве товарно-материальных запасов. В отличие от средств труда предметы труда участвуют в процессе производства только один раз, и их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции, составляет её материальную основу.
Учёт товарно-материальных запасов в хозяйствующем субъекте должен (с целью предоставления информации в финансовой отчётности) осуществляется в соответствии со стандартом бухгалтерского учёта «Учёт товарно-материальных запасов», действующего в Республике Казахстан, в соответствии с которым, товарно-материальные запасы – это активы в виде сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, конструкций и деталей, топлива, тары и тарных материалов, предназначенных для использования в производстве или выполнения работ и услуг:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. УЧЕТ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ
1.1. Классификация товарно-материальных запасов и их оценка………………..5
1.2. Организация синтетического и аналитического учёта товарно-материальных запасов_______________________________________ 11
1.3. Контроль за сохранностью__________________________________ 37
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ
2.1. Аудит организации и состояния материально-технического обеспечения
по приобретению материальных запасов_____________________________43
2.2. Аудит состояния складского хозяйства и сохранности товарно-материальных запасов _________45
2.3. Аудит операций по поступлению и отпуску материальных запасов и их использованию в производстве_____________________________________47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________________________61
В конце месяца данные об остатках в накопительной ведомости синтетического учета материалов по каждой учетной группе в суммовом выражении сверяют с итогами по группам в книге остатков материалов. Эти данные должны совпадать, так как записи на складе (в карточках, а затем и в книге остатков материалов), а также в бухгалтерии (в накопительной ведомости синтетического учета материалов) производились на основании одних и тех же документов. В результате бухгалтерия будет иметь сверенные с данными склада сведения по остаткам материалов в разрезе всех синтетических счетов и групп материальных ценностей.
В бухгалтерии на основе
накопительной ведомости
1.2. Организация
синтетического и
Для учета движения товарно-материальных запасов в соответствии с типовым планом счетов бухгалтерского учета предназначены счета второго раздела:
- материалы
- сырье и материалы
- покупные полуфабрикаты
и комплектующие изделия,
- топливо
- тара и тарные материалы
- запасные части
- прочие материалы
- материалы, переданные в переработку
- строительные материалы и другие
- незавершенное производство
- основное производство
-полуфабрикаты собственного производства
- вспомогательные производства
-товары
- готовая продукция
- товары приобретенные
- прочие товары
Себестоимость реализуемых товарно-материальных запасов признается как расход в том отчетном периоде, в котором признается связанный с ними доход. Сумма любых списаний по чистой стоимости реализации и все потери товарно-материальных запасов признаются как расход в течение того отчетного периода, в котором произошло списание или понесен убыток. Сумма восстановления стоимости ранее списанных товарно-материальных запасов, в результате повышения чистой стоимости реализации, признается как снижение себестоимости реализованных товарно-материальных запасов в том отчетном периоде, в котором происходит повышение стоимости.
В целях осуществления систематического контроля за сохранностью ценностей бухгалтерией должны проводиться контрольно-выборочные проверки остатков отдельных видов материалов в натуре. Не менее важная задача бухгалтерии - организовать контроль за использованием материалов в производстве.
Материалы, оставшиеся в цехах на конец месяца неиспользованными (нераскроенными, не подвергшимися обработке), необходимо списать со счетов производства на соответствующие счета материалов по данным их инвентаризации и оценки счетов. Первым числом нового месяца остатки этих материалов бухгалтерской записью списываются на счета производства.
Для контроля за использованием материалов в производстве применяются следующие методы: документальное оформление отклонений от норм, учет раскроя по партиям, инвентаризация (инвентарный метод).
При документальном оформлении отклонений от норм при замене одних материалов другими, а также при отпуске материалов сверх норм оформляется «Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материала».
Для выявления отклонений по каждой партии раскраиваемого материала используется метод раскроя по партиям. Этот учет осуществляется мастерами-распорядителями, планово-диспетчерским бюро цеха в учетных (раскройных) картах, открываемых на каждую партию раскраиваемого материала. В учетных картах исходя из технологических карт раскроя указывается, какое количество и каких заготовок должно быть получено в результате раскроя данной партии, а также количество отходов (по нормам). В карты, кроме того, заносится количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей), фактически изготовленных из этой партии, а также фактическое количество отходов. Для выявления результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сопоставляется с нормативным. Расход материалов по нормам определяется путем умножения количества выработанной продукции на действующую норму расхода. Экономия или перерасход определяется путем сопоставления количества фактически израсходованных материалов с нормативным расходом на фактический выпуск продукции. Аналогичный контроль осуществляется и в отношении отходов. В учетной карте указываются причины отклонений и лица, ответственные за раскрой материалов.
При невозможности или нецелесообразности применения учета к партиям отклонения выявляются по каждому виду материалов по отдельным исполнителям, бригадам, отделениям или по цеху в целом (за смену, сутки, пятидневку, декаду или месяц) с помощью периодических инвентаризаций.
На основании данных текущего учета цехи (участки) должны представлять в бухгалтерию рапорты и отчеты об использовании материалов в производстве и об отклонениях от норм с указанием причин экономии или перерасхода.
1.3. Контроль за сохранностью
Отчётность материально-ответст
Для контроля за движением и сохранностью товарно-материальных ценностей, а также за работой материально-ответственных лиц установлена специальная отчетность. Повседневный контроль со стороны бухгалтерии за своевременным представлением и правильным составлением этой отчетности имеет первостепенное значение в проверке точности оприходования и списания в расход ценностей материально-ответственными лицами.
Основной формой отчетности является материальный (товарный) отчет.
На предприятиях торговли в товарный отчет записывается каждый документ в отдельности с указанием поставщиков, покупателей, даты и номера документа, а также стоимости товаров и тары по розничным и оптовым (покупным) ценам. В нем указываются остатки товаров, и тары на начало и конец отчетного периода.
При необходимости в форму товарного отчета можно ввести специальные графы, в которых данные о движении и об остатках товаров, а также приход и расход будут отражаться в обезличенных количественных данных по количеству и сумме, нарастающим итогом с начала месяца. Специализация складов позволяет легко выделить натуральные показатели, а наличие нарастающих итогов приобретает важное контрольное значение, облегчающее к тому же сверку складского и бухгалтерского учета.
Наличие ежедневных данных о движении и об остатках товаров в отчете по отдельным наименованиям дает возможность устранить дублирование в учете и позволяет постоянно иметь сведения о запасах товаров, предназначенных для отпуска покупателям.
На тех оптовых предприятиях, где по условиям документооборота материально-ответственные лица производят приемку и отпуск товаров по нетаксированным документам, отчеты составляются в форме сопроводительных реестров. Реестр представляет собой перечень документов, в котором указаны только наименование, количество документов (отдельно приходных и расходных) и их номера. Остатки товаров и тары здесь не приводятся.
На предприятиях розничной торговли товарные отчеты о движении товаров составляются, как правило, только в обобщенном денежном выражении, а отчет о движении тары в виде самостоятельного отчета составляют на оборотной стороне товарного отчёта по ее видам в количественном и суммовом выражении.
Товарные отчеты и сопроводительные реестры составляются, как правило, в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе с документами, на основании которых он был составлен, ежедневно (или в другие сроки) сдается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, который остается у материально-ответственного лица.
Товарный отчет является важным сводным документом, фиксирующим движение и остатки товаров и тары, и служит основанием для отражения в учете товарных операций. Поэтому поступившие в бухгалтерию товарные отчеты и реестры, а также приложенные к ним документы должны быть в тот же день подвергнуты тщательной проверке. Прежде всего необходимо проверить, приложены ли к отчету все документы, на основании которых в нем произведены записи. Затем данные документы проверяют по существу их содержания, оформления и правильности таксировки. Особое внимание следует обратить на своевременность оприходования и списания товаров. При несвоевременном оприходовании товаров и не включении их в отчет стоимость поступившего товара в отчете уменьшается, а следовательно, уменьшается и остаток товаров на конец отчетного периода. Величина товарного остатка искажается и при несвоевременном списании товаров. В результате, с одной стороны, может быть искажена величина объема товарооборота и валового дохода соответствующего отчетного периода, что негативно отразится на взаимоотношениях предприятия с бюджетом, а с другой стороны, для материально-ответственных лиц создается возможность временно скрыть недостачу или излишек товаров.
Для установления своевременности
и полноты оприходования
Бухгалтер, проверяющий товарные отчеты, реестры и приложенные к ним документы, должен сделать за своей подписью соответствующие отметки. Обнаруженные при проверке ошибки необходимо исправить корректурным способом. Исправления сообщают материально-ответственным лицам, у которых берут письменное подтверждение правильности исправления.
Данные товарных отчетов, сопроводительных реестров и приложенных к ним документов записываются в соответствующие учетные регистры.
Товарные отчеты материально-ответственных
лиц являются одним из документов,
с помощью которых
Инвентаризация
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия товаров, тары и других видов ценностей в натуре данным бухгалтерского учета.
Она проводится с целью
обеспечения достоверности
Инвентаризации проводятся в установленные сроки, а также при смене материально-ответственных лиц, при проведении аудиторских проверок, после стихийных бедствий, по требованию контрольных и следственных органов и т. д. Согласование данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета достигается путем пересчета, перемеривания и перевеса всех материальных ценностей, имеющихся у материально-ответственного лица.
Хозяйствующим субъектам при проведении инвентаризации следует руководствоваться стандартом бухгалтерского учета «Организация бухгалтерской службы» (утвержден приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 31 декабря 1997 года № 455) и методическими рекомендациями к данному стандарту бухгалтерского учета «О порядке проведения юридическими лицами инвентаризации имущества и обязательств» (утверждены приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 6 марта 1998 г. № 47).
В соответствии с данными методическими рекомендациями руководители организаций могут определить порядок и сроки проведения инвентаризации.
Ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации возлагается на руководителя и главного бухгалтера предприятию. В приказе на проведение инвентаризации кроме состава комиссии указывается объём и причины инвентаризации, сроки начала и окончания работ.
В зависимости от полноты охвата инвентаризации могут быть полными и частичными.
При полной инвентаризации проверке подлежат все средства. Проводиться она должна обязательно в конце года перед составлением годового отчета.
При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов средств в определенных местах хранения.
В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и внеплановые.
Плановые проводятся в установленные сроки, а внеплановые - по мере необходимости, как правило, внезапно.
Перед инвентаризацией необходимо опломбировать все подсобные помещения и другие места хранения товаров, имеющие отдельные выходы и входы, проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение сроков их проверки и клеймения. У материально-ответственного лица берется расписка о том, что все документы по приходу и расходу ценностей сданы в бухгалтерию и что никаких не оприходованных и не списанных в расход ценностей у него нет. Материально-ответственное лицо составляет товарный отчет, в котором выводит остаток товаров и тары на момент проведения инвентаризации.
Информация о работе Методика аудиторской проверки учета товарно-материальных запасов