Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:59, доклад
Цель дипломной работы провести анализ деятельности пенсионных фондов и разработать предложения по совершенствованию.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть особенности пенсионного рынка Республики Казахстан его структуру и историю становления;
- изучить понятие пенсионного фонда и компании по управлению пенсионными активами;
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы функционирования
пенсионной системы Казахстана
1.1 Пенсионный рынок Республики Казахстан 7
1.2 Понятие и создание пенсионных фондов и ООИУПА
в Республике Казахстан 17
1.3 Современное состояние пенсионной системы Казахстана 27
Глава 2. Анализ деятельности НПФ АО «УларУмит»
2.1 Экономическая характеристика пенсионного фонда 31
2.2 Виды услуг оказываемых пенсионным фондом 32
2.3 Оценка финансового состояния пенсионного фонда 37
Глава 3. Пути совершенствования деятельности пенсионных фондов
3.1 Зарубежный опыт развития пенсионных фондов 42
3.2 Роль актуарных расчетов при анализе экономической
деятельности НПФ АО «УларУмит» 50
Заключение 66
Список литературы
2. По второму варианту:
Анализ результатов прогноза по первому подварианту, предусматривающему сокращение расходной части бюджета АО «УларУмит» на сумму выплат пенсий, свидетельствует, что величина расходов АО «УларУмит» уменьшится на 0,2% ВВП, соответственно сократится дефицит бюджета. Однако если в 2010 г. благодаря улучшению демографической ситуации дефицит снизится до 0,06% ВВП, то в последующие годы его величина увеличится и достигнет 1,03% ВВП.
Таким образом, уменьшение расходов не позволит кардинальным образом улучшить ситуацию в пенсионной системе.
Сокращение расходной части бюджета только на сумму расходов на выплату пенсий, предусмотренное вторым подвариантом, также не даст существенного улучшения положения в действующей системе, поскольку суммарные расходы по указанному виду пенсий несколько меньше, чем расходы. Соответственно дефицит бюджета АО «УларУмит» уменьшится в меньшей степени.
Актуарные расчеты по третьему подварианту, в соответствии, с которым с 2002 г. из расходов бюджета будут выведены выплаты пенсий в связи с работой в тяжелых климатических условиях, дают уменьшение дефицита бюджета АО «УларУмит» до 0,27% ВВП в начале периода и до 0,62% ВВП к концу периода и до 0,62% ВВП к концу периода.
Анализ показывает, что реформирование какой-либо одной составляющей системы льготных пенсий не имеет смысла, поскольку не принесет сколько-нибудь ощутимого улучшения баланса АО «УларУмит». Актуарные расчеты дали следующие результаты.
Во-первых, до середины 40-х годов XXI в. дефицит средств АО «УларУмит» будет не только полностью исключен, но профицит составит 0,7% в начале периода, затем несколько уменьшится до 0,5% ВВП к 2044 г. После этого вновь потребуется принятие мер по повышению страховых взносов до 98% для ликвидации дефицита бюджета.
Во-вторых, вывод всех досрочных пенсий на региональный и отраслевой уровни будет действовать только до достижения соответствующими пенсионерами пенсионного возраста, установленного законодательством, после чего они вновь вернутся в систему АО «УларУмит», чтобы получать пенсии по старости. Таким образом, будет происходить постоянная смена участников региональных пенсионных систем.
В результате подобного перелива пенсионеров расходы АО «УларУмит» будут уменьшаться или увеличиваться на разницу между величиной пенсий ушедших и не вернувшихся в систему, что приведет к определенному сглаживанию показателей.
Итогом рассмотрения второго варианта реформирования пенсионной системы является очевидная необходимость и целесообразность вывода из системы АО «УларУмит» всех льготных пенсий. Финансирование выплат пенсий соответствующим категориям пенсионеров до наступления общеустановленного пенсионного возраста может осуществляться двумя способами:
за счет уплаты работодателями дополнительного тарифа страховых взносов в АО «УларУмит»;
за счет уплаты работодателями страховых взносов в профессиональные и территориальные пенсионные системы, из которых будет финансироваться выплата пенсий до наступления пенсионного возраста у пенсионеров и в связи с работой в тяжелых климатических условиях.
При этом общий тариф взносов в АО «УларУмит» может быть снижен или остаться на существующем ныне уровне в зависимости от потребности в средствах на финансирование трудовых пенсий без учета пенсий в связи с особыми и вредными условиями труда.
3. Расчеты по третьему варианту прогноза, являющемуся наименее радикальным из рассматриваемых вариантов введения накопительной системы и предусматривающему дифференцированный тариф отчислений на ИПС в зависимости от возраста работника, дали следующие результаты.
В 2002 г. дефицит бюджета составит 29 млрд. тг., в последующие годы будет неуклонно возрастать, максимальных размеров его величина достигнет в 2015-2025 гг. С 2020 г. АО «УларУмит» вынужден будет оплачивать пенсии не только пенсионерам, оставшимся в распределительной системе, но и тем, кто уплачивал страховые взносы в накопительную систему, в связи, с чем его расходы по сравнению с действующей ныне системой почти не уменьшатся. Таким образом, расчеты свидетельствуют, что данный вариант пенсионной реформы немногим отличается от рассмотренных вариантов перехода на накопительную систему и также неприемлем для реализации в современных условиях.
Наиболее перспективными представляются следующие два варианта прогноза, отличающиеся лишь источниками формирования резервного фонда.
4. Четвертый вариант предполагает, что резервный фонд в размере 1% фонда оплаты труда будет формироваться за счет дополнительных страховых взносов с работников в возрасте 20-25 лет.
5. Пятый вариант – за счет уменьшения доходной части бюджета АО «УларУмит» на 1%. Работники старше 50 лет не были включены в расчеты, поскольку размер их накоплений окажется слишком мал.
В результате к концу трудовой деятельности работники в зависимости от возраста накопят и будут получать из резервного фонда от 2 до 4 % пенсии дополнительно к выплачиваемой из средств АО «УларУмит».
Первые выплаты из резервного фонда начнутся с 2015 г., когда женщины, которым в 2000 г. было 40 лет, выйдут на пенсию. До тех пор отчисления в резервный фонд будут постоянно возрастать. Финансовое состояние АО «УларУмит» при рассмотрении четвертого варианта будет аналогично ситуации, описанной в первом варианте прогноза. Для пятого варианта будет характерно некоторое увеличение дефицита бюджета по сравнению с вышеназванным первым вариантом, однако после 2015 г. начнется его уменьшение, поскольку часть пенсий будет выплачиваться за счет накоплений из резервного фонда.
Первоначально экономия составит 0,52 млрд. тг., затем будет возрастать ускоренными темпами до 2033 г., после чего ее размер опять несколько снизится.
Тем не менее, дефицита бюджета ни по четвертому, ни по пятому вариантам расчетов избежать не удастся. Однако это наиболее перспективные варианты постепенного включения накопительной составляющей в казахстанскую пенсионную систему, поскольку не вызывают существенных потерь бюджета АО «УларУмит» и соответственно не требуют дополнительных расходов средств бюджета, как это предусматривалось вариантами реформирования на полностью накопительных принципах. Кроме того, реформирование системы льготных пенсий, в связи с работой в тяжелых климатических условиях, пересмотр правил выплаты пенсий работающим пенсионерам, описанных в предыдущих вариантах, позволят не только стабилизировать состояние пенсионной системы, но и добиться существенного повышения уровня жизни пенсионеров. Безусловно, введение накопительной системы в любом случае потребует определенных издержек, как со стороны государства, так и со стороны общества. Однако это не столь большая цена за возможность получать впоследствии достойную пенсию.
Заключение
Негосударственный накопительный пенсионный фонд - это юридическое лицо, совершающее сбор обязательных и добровольных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям, а также деятельность по формированию пенсионных активов и их инвестирование. Помимо обязательных фонды могут привлекать и добровольные пенсионные взносы, вносимые вкладчиками по своей инициативе в порядке и размерах, определяемых законодательством и пенсионным договором. Пенсионные активы предназначаются для обеспечения и осуществления пенсионных выплат из НПФ. В результате инвестирования пенсионных активов фонды получают инвестиционный доход.
По состоянию на 1 апреля 2006 года в республике функционировали 14 накопительных пенсионных фондов (далее – фонды), которые имели в регионах республики 76 филиалов и 77 представительств. Лицензии на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат юридическим лицам в марте 2006 года не выдавались. Лицензии на инвестиционное управление пенсионными активами фондов имели 10 юридических лиц, из них 3 фонда имели лицензии на самостоятельное управление пенсионными активами: АО НПФ "ГНПФ", АО "НПФ Народного Банка Казахстана" и АО «НПФ БТА Казахстан».
С 2001 года пенсионные активы АО «УларУмит» возросли в 4 раза. Наблюдается ежегодный прирост пенсионных активов с ускорением темпов в 2006 году. Рост пенсионных активов – это один из важнейших показателей развития пенсионного фонда.
Важным моментом в деятельности фонда, также является инвестиционный доход. Вкладчиками отдается предпочтение фондам эффективно работающими с их средствами. Утечка вкладчиков происходит в тех фондах, где нет инвестиционного дохода или он низок.
Наибольшие темпы роста доходов приходятся на 2005-2006 годы. Если в 2001 году был получен доход 4 585 млн. тенге, то на 1 апреля 2006 года он составил 37 550 млн. тенге, то есть в 8 раз больше. При меньших темпах роста пенсионных активов (в 4 раза) можно говорить о высокой эффективности инвестиций средств АО «УларУмит».
Мировая практика показывает, что процесс укрупнения фондов - это эффективный путь развития, который имеет высокую экономическую целесообразность. Например, в Чили, при такой же численности населения, как у нас в стране, чью пенсионную модель мы использовали в качестве основы, из 22 фондов осталось только 7, при этом самый крупный пенсионный фонд «Провида» прошел через три объединения, имеет 2,5 млн. вкладчиков, 11,6 млрд. долларов США пенсионных накоплений, что дало ему новые перспективные возможности.
Было предложено применять актуарную систему оценки пенсионного фонда. Актуарная система оценки стоимости пенсионной схемы, планирующая предполагаемые денежные потоки на ежегодной основе осуществляет расчеты на базе различных вероятностей рождения и смертности, выхода на пенсию и выбывания из системы, а также экономических предположений по инфляции оплаты труда и увеличению пенсий.
Список литературы
1. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан (внесены изменения в соответствии с Законами РК от 22.12.98 г. N 328-1; от 05.04.99 г. N 364-1; от 16.11.99 г. N 482-1; от 16.07.01 г. N 244-II; от 10.10.01 г. N 247-II; от 04.01.02 г. N 278-II; от 29.12.02 г. N 369-II)
2. Искаков У. М. «Финансовые рынки и посредники» Изд. Экономика. Алматы 2006г;
3. Азарова Е., Кондратьева З. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика. - 2000.- № 2; № 3
4. Аникеева Л.В. Влияние реализации страховых принципов на формирование размеров пенсии // Пенсия. – 1998.- № 7.
5. Афанасьев С.А. Прогноз в области пенсионного обеспечения до 2001 года: требуется передел в пользу пенсионеров // Пенсия. - 1999.- № 2.
6. Ахулкова Е.Н. Порядок начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации // БиНО: Некоммерческие организации. – 1999.- № 6.
7. Абыкаев Н.А. Об опыте законодательного обеспечения пенсионной реформы в Республике Казахстан. Журнал: «Проблемы современной экономики» № 1(13) 2005;
8. Азарова Е., Кондратьева З. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика. - 2000.- № 2; № 3
9. www.ularumyt.kz Официальный сайт пенсионного фонда АО НПФ «УларУмит»
10. Аникеева Л.В. Влияние реализации страховых принципов на формирование размеров пенсии // Пенсия. – 1998.- № 7.
11. Афанасьев С.А., Люблин Ю.З. Прогноз в области пенсионного обеспечения до 2005 г.: требуется передел доходов в пользу пенсионеров. Банки Казахстана, 2006, N2.
12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997 г.
13. Бродский Г.М. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПБ., БИ 1998.
14. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Астана, 1 марта 2006 годаҢ
15. Годововой отчет НПФ АО «Улар Умит»;
16. Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М., 1996 г.
17. Ефимов Т.П. Финансовый контроль. - М., 1998 г.
18. Ковалев В.М. Общая теория финансов. - М., 1997 г
19. Вавилов А. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса// Вопросы экономики. - 1999.- №2
20. Куртин А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР.- 1999.- №1.
21. Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. – 2000.- № 3
22. Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы. - 1997.- №8
23. Соловьев А.К. Основные проблемы и принципы формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год // Пенсия. – 1999. - №2
24. Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2
25. Соловьев А.К. Проблемы формирования бюджетной политики Пенсионного фонда России на 2000 год // Вестник ПФР.- 1999.- № 1
26. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под. ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, Юнити, 1997г.
27. Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика – 1996 г.
28. Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика – 1993 г.
Приложение 1
Организационная структура АО НПФ «УларУмит»