Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:59, доклад
Цель дипломной работы провести анализ деятельности пенсионных фондов и разработать предложения по совершенствованию.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть особенности пенсионного рынка Республики Казахстан его структуру и историю становления;
- изучить понятие пенсионного фонда и компании по управлению пенсионными активами;
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы функционирования
пенсионной системы Казахстана
1.1 Пенсионный рынок Республики Казахстан 7
1.2 Понятие и создание пенсионных фондов и ООИУПА
в Республике Казахстан 17
1.3 Современное состояние пенсионной системы Казахстана 27
Глава 2. Анализ деятельности НПФ АО «УларУмит»
2.1 Экономическая характеристика пенсионного фонда 31
2.2 Виды услуг оказываемых пенсионным фондом 32
2.3 Оценка финансового состояния пенсионного фонда 37
Глава 3. Пути совершенствования деятельности пенсионных фондов
3.1 Зарубежный опыт развития пенсионных фондов 42
3.2 Роль актуарных расчетов при анализе экономической
деятельности НПФ АО «УларУмит» 50
Заключение 66
Список литературы
- выпуск «золотой акции» фонда.
Они законодательно обязаны ежегодно проводить аудит и определять соответствие размеров пенсионных резервов текущей стоимости обязательств. Возможно, что такое обязательство устраивает не все фонды, так как связано с определенными организационными и материальными затратами, но именно оно стало наиболее актуальным, когда накопительные пенсионные фонды приступили к выплатам негосударственных пенсий. Работа квалифицированного актуария повышает надежность фонда, поскольку позволяет реально оценить результаты и перспективы его работы с учетом характера принятых обязательств, демографических характеристик, особенностей инвестиционной политики, а также предупредить возможность дефицита, своевременно принять необходимые меры.
Необходимо отметить, что Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» не распространяется на банки кастодианы, где хранятся пенсионные активы. Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок принудительной ликвидации банка-кастодиана, является Указ Президента РК, имеющий силу Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г[6; c. 88].
В условиях рынка между накопительными пенсионными фондами и другими субъектами финансового рынка устанавливается динамичное взаимодействие при осуществлении должного государственного регулирования, макроэкономической стабильности, соблюдении международных стандартов бухгалтерского учета, адекватного законодательства. Пенсионные накопления, представляя собой долгосрочные сбережения населения, служат одним из основных факторов, которое оказывает влияние на развитие финансового рынка. С другой стороны, рынки государственных и корпоративных ценных бумаг являются основными сферами инвестирования этих пенсионных сбережений и обеспечивают разумную доходность вложений, достаточную для обеспечения достойной старости при условии относительно долгого периода вложений и определенного их объема.
В случае реорганизации НПФ ходатайство направляется в Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, к которому прилагаются следующие документы:
- решение общего собрания акционеров накопительного пенсионного фонда о его реорганизации;
- документы, в которых указаны предполагаемые условия, формы, порядок и сроки реорганизации накопительного пенсионного фонда;
- финансовый прогноз последствий реорганизации, включая расчетный баланс накопительного пенсионного фонда после его реорганизации и юридических лиц, образующихся в результате этой реорганизации.
Ходатайство о получении разрешения на реорганизацию накопительного пенсионного фонда должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня предоставления. Реорганизуемый фонд в течение двух недель со дня получения разрешения на проведение реорганизации должен проинформировать о предстоящих изменениях всех своих вкладчиков и получателей путем письменного уведомления и публикации соответствующего объявления в средствах массовой информации.
Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций может отказать в выдаче разрешения на реорганизацию накопительного пенсионного фонда на основании отсутствия соответствующих решений общего собрания акционеров, нарушений требований антимонопольного законодательства в отношении вкладчиков и получателей в результате предполагаемой реорганизации.
Ликвидация НПФ может быть добровольной и принудительной. Принудительная может произойти в следующих случаях:
- по решению общего собрания акционеров накопительного пенсионного фонда при наличии разрешения Агентства;
- по решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами РК.
Ходатайство накопительного пенсионного фонда о получении разрешения на добровольную ликвидацию рассматривается в течение месяца со дня его предоставления. Ликвидирующийся фонд обязан в течение десяти дней уведомить получателей и вкладчиков о своей ликвидации. Последние, в свою очередь могут сами выбрать другой фонд в сроки, установленные ликвидационной комиссией.
Накопительные пенсионные фонды могут создавать свои филиалы и представительства. На сегодня в республике имеются более 150 филиалов и представительств, хотя до недавнего времени некоторые НПФ вообще их не имели. Например, НПФ «Казахмыс» и НПФ «Филипп Морис Казахстан», а также относительно молодые и мелкие НПФ «Капитал» и ННПФ им. Кунаева. Самым представительным является «Валют-Транзит Фонд», у которого имеются 34 филиала и представительства. Основная их масса расположена в областных центрах и городах республиканского значения[7; c. 39].
Что касается географического распределения самих пенсионных фондов в Казахстане, то здесь необходимо отметить непропорциональность их Р'i3мещения. Из 16 НПФ 12 находятся вг. Алматы, где по состоянию на 1.01.2004 г. сконцентрировано около 300 млрд. тенге пенсионных активов, что составляет свыше 91% рынка. Однако это не означает, что вся сумма пенсионных накоплений принадлежит только алматинцам: вкладчиками данных НПФ являются жители практически всех городов и регионов Казахстана. В г. Караганде и области находятся НПФ «Валют-Транзит Фонд» и «Казахмыс», в г. Актобе - НПФ«НефтеГазДем» и в Алматинской области - НПФ «ФилиппМорис Казахстан» [7; c. 44].
Высокая концентрация пенсионных фондов в г. Алматы связана не только с тем, что он является финансовым центром страны, но и с тем, что практически вся техническая инфраструктура (Центральный депозитарий, фондовая биржа) и основная часть субъектов финансового рынка, обслуживающих НПФ (кастодианы, брокерские компании и т.д.), сосредоточены именно в этом мегаполисе. Такая ситуация в перспективе сулит г. Алматы стать международным региональным финансовым центром.
1.3 Современное состояние пенсионной системы Казахстана
По состоянию на 1 апреля 2006 года в республике функционировали 14 накопительных пенсионных фондов (далее – фонды), которые имели в регионах республики 76 филиалов и 77 представительств. Лицензии на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат юридическим лицам в марте 2006 года не выдавались. Лицензии на инвестиционное управление пенсионными активами фондов имели 10 юридических лиц, из них 3 фонда имели лицензии на самостоятельное управление пенсионными активами: АО НПФ "ГНПФ", АО "НПФ Народного Банка Казахстана" и АО «НПФ БТА Казахстан» [8; c. 16].
На 1 апреля 2006 года 10 банков второго уровня и Национальный Банк Республики Казахстан осуществляли кастодиальную деятельность. Вместе с тем, кастодиальное обслуживание фондов осуществляли 6 банков второго уровня: Дочерний банк АО "HSBC Банк Казахстан", АО "Банк ЦентрКредит", АО "Народный Сберегательный Банк Казахстана", АО "ТЕМIРБАНК", АО "Евразийский банк", АО "АТФБанк", а также Национальный Банк Республики Казахстан.
Количество индивидуальных пенсионных счетов (далее-счет) вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам, увеличившись за март 2006 года на 62 286 (0,8%) по состоянию на 1 апреля 2006 года составило 7 813 203. Наибольшее количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам имели 5 фондов: «ГНПФ» - 29,66% «Народного Банка Казахстана» - 19,21%, «УларУмит» – 15,32%, "Валют-Транзит фонд" – 8,84% и «БТА Казахстан» - 7,76% или на их долю приходилось 80,79% от общего количества вкладчиков[8; c. 19].
Количество счетов вкладчиков (получателей) по добровольным пенсионным взносам, увеличившись за март на 137 (0,42%), составило на 1 апреля 2006 года 32 551 с общей суммой пенсионных накоплений 521,9 млн. тенге.
Счета вкладчиков по добровольным пенсионным взносам имели все фонды. Наибольшее количество счетов вкладчиков (получателей) по добровольным пенсионным взносам имели фонды: "Сеним" – 60,34%, «УларУмит» - 18,52% и "Капитал" – 12,97% или на долю трех фондов приходилось 91,83% от общего количества счетов.
Вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам имели фонды "УларУмит" и «Народного Банка Казахстана». Общее количество вкладчиков составляло на 1 апреля 2006 года 3 646, на индивидуальных пенсионных счетах которых числилось 21,3 млн.тенге. За март количество счетов вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам увеличилось на 17 (0,47%).
Пенсионные накопления вкладчиков (получателей), увеличившись за март на 20 448 млн.тенге (2,95%), по состоянию на 1 апреля 2006 года составляли 713 999 млн.тенге[8; c. 20].
Рисунок 2. Структура пенсионных накоплений фондов на 1 апреля 2006 года
Наибольшую сумму пенсионных накоплений имели вкладчики (получатели) следующих фондов: "Народного Банка Казахстана" – 189 191 млн. тенге или 26,5%, "ГНПФ" – 131 125 млн. тенге или 18,36%, "УларУмит" – 130 032 млн. тенге или 18,21%, «БТА Казахстан» – 60 496 млн. тенге или 8,47% и "АБН АМРО КаспийМунайГаз» - 48 269 млн.тенге или 6,76% от общей суммы пенсионных накоплений. В совокупности, на эти 5 фондов приходилось 78,30% от общей суммы пенсионных накоплений.
Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам накопительных пенсионных фондов на 1 апреля 2006 года за период март 2003 года – март 2006 года составлял 22,76%.
Совокупный собственный капитал фондов по состоянию на 1 апреля 2006 года составлял 18 039,4 млн. тенге, в том числе совокупный уставный капитал составлял 7620,8 млн. тенге или 42,2% от объема собственного капитала. В целом за март 2006 года собственный капитал фондов увеличился на 2 451,8 млн.тенге или на 15,7%.
По состоянию на 1 апреля 2006 года размер сформированного резервного капитала составлял 1 760,5 млн. тенге или 9,8% от объема собственного капитала фондов. За март 2006 года резервный капитал увеличился на 323,6 млн.тенге (22,5%)[8; c. 22].
За январь-март 2006 года допустили убыток 4 фонда: «Валют-Транзит Фонд», «им. Д.А. Кунаева», «Коргау» и «Капитал» на общую сумму 35,7 млн.тенге и 10 фондов получили чистый доход на общую сумму 4 550,3 млн.тенге. Общая сумма чистого дохода на 1 апреля 2006 года составляла 4 514,6 млн. тенге. Наибольшую сумму чистого дохода получили фонды: «БТА Казахстан» - 44,6% «Народного Банка Казахстана» - 37,4% и «УларУмит» - 10,8% или на эти три фонда приходилось 92,8% от общей суммы чистого дохода всех фондов. Сумма обязательств накопительных пенсионных фондов по состоянию на 1 апреля 2006 года составляла 938,2 млн.тенге или 4,9% от объема собственных активов фондов.
Финансовые инвестиции фондов за счет собственных активов по состоянию на 1 апреля 2006 года составили 12 438,3 млн. тенге или 69,0% от объема собственного капитала. За март 2006 год объем финансовых инвестиций увеличился на 2 910,7 млн.тенге или 30,6%.
Собственные активы фонды инвестировали в государственные ценные бумаги на общую сумму 3164,1 млн,тенге (25,44 % от общего объема инвестиций), негосударственные ценные бумаги эмитентов Республики Казахстан на общую сумму 4607,5 млн. тенге (37,04% от общего объема инвестиций), размещали во вклады банков второго уровня на общую сумму 3345,6 млн. тенге (26,90% от общего объема инвестиций) и операции «Обратное РЕПО» на общую сумму 1321,1 млн.тенге (10,62% от общего объема инвестиций) [8; c. 25].
Глава 2. Анализ деятельности НПФ АО «Улар Умит»
2.1 Экономическая характеристика пенсионного фонда
Фонд «УларУмит» работает с государственной лицензией № 0000001 на осуществление деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществление пенсионных выплат и входит в тройку лидеров накопительных пенсионных фондов, общая сумма пенсионных активов которой составляет более 63,17% в разрезе всей пенсионной системы.
Сегодня НПФ «УларУмит» один из лидеров накопительных фондов Казахстана, играющий важное значение в становлении и развитии пенсионного рынка республики.
Фонд «УларУмит» является крупным институциональным инвестором, более трети пенсионных активов фонда вложены в акции и облигации корпоративных эмитентов листинга «А», ипотечные облигации, облигации Банка развития Казахстана, депозиты банков второго уровня, это безусловно существенный вклад в развитие реального сектора экономики нашей республики.
Летом 2001 года произошло историческое событие в развитии пенсионного фонда - акционеры НПФ «Улар» и НПФ «Умит» приняли стратегическое решение об объединении двух крупнейших фондов страны на паритетных началах под названием АО «НПФ «УларУмит». Целью объединения стала идея создания мощного финансового и социального института, способного отвечать самым современным требованиям предоставления высокопрофессионального пенсионного обслуживания. Поэтому с 3 сентября 2001 года – даты начала работы фонда под объединенным брендом - начался новый этап в истории развития накопительного пенсионного фонда «УларУмит» [9; c. 26].
Накопительный пенсионный фонд (НПФ) "Улар Умит" планирует к 2009 году завоевать 20% пенсионного рынка республики.
Данный показатель, фонд намерен достичь посредством расширения филиальной сети и агентских пунктов, а также за счет предоставления качественных услуг и ведения стабильной инвестиционной политики.
За прошлый 2005 год доля фонда на пенсионном рынке увеличилась с 17,5% до 18%, а за первые четыре месяца 2006 года - до 18,2%, что является достаточно значимым показателем.