Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:59, доклад
Цель дипломной работы провести анализ деятельности пенсионных фондов и разработать предложения по совершенствованию.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть особенности пенсионного рынка Республики Казахстан его структуру и историю становления;
- изучить понятие пенсионного фонда и компании по управлению пенсионными активами;
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы функционирования
пенсионной системы Казахстана
1.1 Пенсионный рынок Республики Казахстан 7
1.2 Понятие и создание пенсионных фондов и ООИУПА
в Республике Казахстан 17
1.3 Современное состояние пенсионной системы Казахстана 27
Глава 2. Анализ деятельности НПФ АО «УларУмит»
2.1 Экономическая характеристика пенсионного фонда 31
2.2 Виды услуг оказываемых пенсионным фондом 32
2.3 Оценка финансового состояния пенсионного фонда 37
Глава 3. Пути совершенствования деятельности пенсионных фондов
3.1 Зарубежный опыт развития пенсионных фондов 42
3.2 Роль актуарных расчетов при анализе экономической
деятельности НПФ АО «УларУмит» 50
Заключение 66
Список литературы
Начиная с 1 января 1998 г. ликвидированы все привилегированные пенсии и требования для выхода на пенсию стали одинаковыми. При солидарной системе пенсионного обеспечения все субъекты секторов экономики платили в государственный пенсионный фонд 25,5% от фонда оплаты труда (ФОТ). Произошло разделение этих 25% на два потока: первый в размере 15% от ФОТ стал поступать в качестве пенсионного взноса в государственный пенсионный фонд, который сейчас преобразован в государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП) и возможности которого были существенно расширены. Из этих 15% ГЦВП выплачивает состоявшимся до 1 января 1998 г. пенсионерам текущие пенсии и начал выплачивать пенсии будущим пенсионерам, но в размере пропорциональном количеству лет трудового стажа, которые наработал выходящий на пенсию гражданин до 1 января 1998 г. Второй поток в размере 10% от ФОТ стал поступать в качестве обязательного пенсионного взноса на индивидуальный пенсионный счет в государственный или негосударственный пенсионный фонд в соответствии с пенсионным договором, который вкладчик заключил по собственному выбору. При этом вкладчик имеет право не более 2 раз в год поменять пенсионный фонд без объяснения причины. Созданы Накопительные негосударственные пенсионные фонды в виде акционерных обществ закрытого типа.
Невзирая на то, что в существующей пенсионной системе имеют место недоработки, в республике создана достаточно стройная институциональная структура ее участников, включающая накопительные пенсионные фонды, компании по инвестиционному управлению пенсионными активами, банки кастодианы, брокерские компании по ценным бумагам, депозитные банки второго уровня, фондовая биржа, центральный депозитарий, государственные регулирующие органы.
Структуру пенсионного рынка Казахстана можно представить так (рис. 1) [2; c. 92]:
Рисунок 1. Институциональная структура пенсионного рынка РК
Как уже было сказано, в Казахстане был образован Государственный центр по выплате пенсий. Право на получение пенсионных выплат из ГЦВП имеют следующие категории граждан:
- получающие пенсию до 1 января 1998 г.;
- военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством РК для сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение пенсионных выплат по выслуге лет;
- граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа1949 г. по 5 июля 1963 г. не менее 10 лет: мужчины по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет;
- женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 г., но не более чем на 3 года в целом.
ГЦВП создан в форме государственного предприятия. Основными функциями данного органа являются[3; c. 15]:
- осуществление пенсионных выплат имеющим право на пенсионное обеспечение за счет средств республиканского бюджета;
- присвоение СИК гражданам;
- персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов;
- перевод обязательных пенсионных взносов от агентов в НПФ и др.
Помимо ГЦВП в республике существуют государственный и негосударственные накопительные пенсионные фонды. НПФ привлекают обязательные и добровольные пенсионные взносы населения и зачисляют данные ресурсы на счет банка-кастодиана, выступающего здесь в качестве номинального держателя. Управление пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) или пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии. ООИУПА в течение 3-х дней со дня поступления пенсионных взносов на счет банк-кастодиана обязана разместить эти средства в соответствующие ценные бумаги.
В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотношения. Взаимодействие между этими тремя юридическими участниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме: в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда заключен кастодиальный договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.
В перспективе строгое разграничение полномочий и обязанностей каждого из участников будет одним из основных принципов, заложенных в пенсионную систему в целях обеспечения надежности ее функционирования и сохранности пенсионных накоплений. Предусматривается также механизм взаимодействия пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни. Схемы пенсионных фондов по осуществлению пенсионных выплат и возвратно-накопительные схемы страхования на дожитие являются близкими по существу. Дальнейшее развитие и создание страховых компаний по страхованию жизни и их подключение к осуществлению пенсионной реформы может стать одним из вариантов решения проблемы по обеспечению надежности пенсионных выплат состоявшимся пенсионерам и придаст дополнительную устойчивость и надежность существующей институциональной структуре пенсионного обеспечения и решению инвестиционной политики в Казахстане.
Хотя новая накопительная пенсионная система начала работать с января 1998 г., только в феврале были полностью созданы и определены администраторы всех звеньев накопительной системы. До 1 января 2004 г. лицензию на осуществление деятельности по привлечению пенсионных взносов и обеспечению пенсионных выплат получили Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) и 15 негосударственных накопительных пенсионных фондов (ННПФ), из них один является корпоративным. В соответствии с новым Законом «Об акционерных обществах» все пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков, независимо от места работы и жительства получателя, то есть отсутствует деление НПФ на открытые и корпоративные в связи с отменой деления АО на открытые и закрытые.
Пенсионный рынок Казахстана является на сегодня одной из наиболее динамично развивающихся в социально-экономической системе страны. Вместе с тем, 7 лет его функционирования позволяют сделать определенные выводы о существовании множества нерешенных и дискуссионных проблем, возникших в течение небольшого срока действия, и вопросов по ее адаптации к условиям казахстанской экономики. Среди них недостаточность накопленных средств пенсионеров для обеспечения нормальных условий жизни в послетрудовой период, нерешенность гендерных проблем (разная продолжительность жизни, неравенство в оплате труда и, как следствие, в размерах пенсий у мужчин и женщин), проблемы производственной инвалидности и др. Вместе с тем, государством предусматриваются меры по совершенствованию проблем пенсионного обеспечения. Так, с 2004 г. введено понятие пенсионного аннуитета, который дает право выхода на пенсию и в 55 лет при наличии пенсионного накопления. Сегодня такой разновидностью пенсионного обеспечения занимается АО КСЖ «Валют-Транзит life» [4; c. 39].
Что касается пенсионных активов в Республике Казахстан, то за 2000-2005 гг. фондами осуществлены пенсионные выплаты за счет обязательных и добровольных пенсионных взносов на общую сумму 21604 млн. тенге, с ростом по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 6177 млн. тенге (40%). По итогам 2002 г. в Казахстане совокупный объем чистых пенсионных активов равнялся сумме 112,65 млрд. тенге, составив4,3% ВВП. В середине июля 2003 г. объем пенсионных активов НПФ уже превысил отметку в 1 млрд. долл. США. Для достижения этого уровня потребовалось 3,5 года деятельности накопительной пенсионной системы. По итогам 10 месяцев 2003 г. совокупные пенсионные активы выросли на 46% (с 774,8 млн. до 1133,7 млн. долл. США). По состоянию на 1 ноября 2003 г. совокупные чистые пенсионные активы составили 168,135 млрд. тенге, в том числе совокупный инвестиционный доход - 43,8 млрд. тенге.
В январе-феврале 2006 г. на пенсионном рынке существенных изменений не произошло. По состоянию на 1 марта 2006 г. в республике функционировали 16 накопительных пенсионных фондов. Наибольшее количество вкладчиков по обязательным пенсионным взносам имеют фонды АО «ГНПФ» - 37%, «Народного банка Казахстана» - 17% и «УларУмит» - 15%, на их долю приходится 69% от общего количества вкладчиков.
Пенсионные накопления НПФ на 1 марта 2006 г. составили 378 860,4 млн. тенге. Темп роста пенсионных накоплений по сравнению с соответствующим периодом прошлых лет характеризуется следующими данными (табл. 1) [1; c. 85].
Таблица 1
Пенсионные накопления накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан
Дата | Сумма пенсион- ных накоплений, млн. тенге | Прирост млн. тенге, | Темп роста пенсионных накоплений, % |
01.03.2004 | 193879,5 |
|
|
01.03.2005 | 281104,4 | 87224,9 | 45 |
01.03.2006 | 378860,4 | 97756,0 | 35 |
Из таблицы 1 видно, что наблюдается снижение темпа роста пенсионных накоплений на 10 пунктов в основном за счет снижения темпов роста чистого инвестиционного дохода. Эта сумма, распределенная на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков, увеличившись за февраль на 2460 млн. тенге, составила на 1 марта 2006 г. 97984 млн. тенге.
Темп роста чистого инвестиционного дохода по сравнению с соответствующим периодом прошлых лет характеризуется следующими данными (табл. 2) [1; c. 56].
Таблица 2
Чистый инвестиционный доход накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан
Дата | Сумма чистого ин- вестиционно- го дохода, млн. тенге | Прирост, млн. тенге | Темп роста, % | Доля чистого инве- стиционного дохода в пенсионных накоплениях, % |
01.03.2004 | 53471 | 18365 | 52 | 28 |
01.03.2005 | 78902 | 25431 | 48 | 28 |
01.03.2006 | 97984 | 19082 | 24 | 26 |