Инвестиционный мультипортфель

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:59, доклад

Описание работы

Цель дипломной работы провести анализ деятельности пенсионных фондов и разработать предложения по совершенствованию.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть особенности пенсионного рынка Республики Казахстан его структуру и историю становления;
- изучить понятие пенсионного фонда и компании по управлению пенсионными активами;

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы функционирования
пенсионной системы Казахстана
1.1 Пенсионный рынок Республики Казахстан 7
1.2 Понятие и создание пенсионных фондов и ООИУПА
в Республике Казахстан 17
1.3 Современное состояние пенсионной системы Казахстана 27

Глава 2. Анализ деятельности НПФ АО «УларУмит»
2.1 Экономическая характеристика пенсионного фонда 31
2.2 Виды услуг оказываемых пенсионным фондом 32
2.3 Оценка финансового состояния пенсионного фонда 37

Глава 3. Пути совершенствования деятельности пенсионных фондов
3.1 Зарубежный опыт развития пенсионных фондов 42
3.2 Роль актуарных расчетов при анализе экономической
деятельности НПФ АО «УларУмит» 50

Заключение 66

Список литературы

Работа содержит 1 файл

управление пенсионными фондами.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

Для определения тарифа страховых взносов, необходимого для бездефицитного финансирования пенсионной системы, производится обратная процедура: прогнозные значения расходов АО «УларУмит» делятся на прогнозный фонд оплаты труда.

В соответствии с описанной выше актуарной моделью рассчитаем несколько вариантов реформирования пенсионной системы.

Первый вариант предусматривает сохранение без существенных изменений норм действующего законодательства. Анализ этого варианта позволил определить момент, до наступления которого допустимо развитие системы без серьезной ее корректировки, а также временные интервалы, наиболее походящие для осуществления преобразований в структуре и правилах пенсионного обеспечения. Рассмотрение баланса АО «УларУмит» при сохранении действующей системы будет также способствовать выявлению наиболее слабых мест нынешней системы и определению так называемых точек, роста, воздействие на которые способно кардинально улучшить ситуацию.

Основные параметры рассматриваемого варианта таковы:

Возраст выхода на пенсию, как для мужчин, так и для женщин остается неизменным – 63 и 58 лет соответственно;

Сохраняются все правила назначения и выплаты досрочных пенсий в связи с особыми и вредными условиями труда, а также в связи с работой в районах с тяжелыми климатическими условиями;

Тарифы страховых взносов в АО «УларУмит» на весь период прогноза закреплены на уровне 28,4%;

Пенсии работающим пенсионерам выплачиваются в полном объеме;

За счет страховых взносов, поступающих в АО «УларУмит», финансируются трудовые пенсии;

Расчеты осуществляются на основе среднего размера пенсий по старости и трудовых пенсий;

За счет средств республиканского бюджета осуществляется финансирование надбавок и повышений пенсий, а также расходов по нестраховым периодам. На эту величину сокращается расходная часть бюджета АО «УларУмит».

Меры по реформированию пенсионной системы, как уже отмечалось ранее, необходимо осуществлять, имея в виду две конечные цели: повышение объема доходов, поступающих в пенсионную систему, и сокращение расходов на выплату пенсий.

В этой связи все остальные рассматриваемые варианты предусматривают внесение различных изменений в существующую пенсионную систему.

Второй вариант предполагает сохранение в основном порядка финансирования пенсий, базирующегося на принципе солидарности поколений. В рамках указанного варианта рассмотрены три подварианта.

Подвариант второго варианта предполагает постепенное, начиная с 2002 г., выведение из расходной части бюджета АО «УларУмит» пенсий. При этом численность пенсионеров, получающих пенсию до достижения пенсионного возраста, установленного действующим законодательством, в течение всего прогнозного периода по расчетам будет составлять около 0,8 млн. чел.;

Средний размер пенсии будет равняться 1,25 средней пенсии по старости в прогнозном году.

Во втором подварианте рассматривается ситуация, когда из расходов бюджета АО «УларУмит» выводятся пенсии.

Кроме того, для указанного подварианта учитывается:

Численность пенсионеров, получающих пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста, в прогнозном периоде составит около 0,86 млн. чел.;

Средний размер пенсии указанной категории пенсионеров закреплен на уровне 1,05 средней пенсии по старости.

Третий подвариант рассчитывается при условии, что с 2002 г. из расходов бюджета будут выведены выплаты пенсий в связи с работой в тяжелых климатических условиях.

Общими для указанных трех подвариантов являются следующие условия.

Финансирование пенсий в связи с особыми и вредными условиями труда, а также в связи с работой в тяжелых климатических условиях и приравненных к ним местностях может осуществляться, например, за счет дополнительных страховых взносов работодателей в региональные или профессиональные пенсионные системы.

Уплата страховых взносов в размере 28,6% осуществляется всеми категориями плательщиков на общих основаниях вне зависимости от наличия у них рабочих мест с особыми условиями труда.

Предполагается, что по достижении возраста выхода на пенсию, установленного законодательством, пенсионеры, находившиеся в профессиональных или территориальных пенсионных схемах, возвращаются в систему АО «УларУмит», откуда будут получать пенсию в дальнейшем;

Повышение пенсионного возраста не предусматривается.

В остальном действующая пенсионная система не претерпевает существенных изменений.

Баланс АО «УларУмит» рассчитывается отдельно для каждого подварианта, а также при объединении подвариантов и выделении из расходной части бюджета выплат за нестраховые периоды и надбавки и повышения пенсий, относимых на бюджет.

Расчеты по вышеописанному варианту позволят не только определить степень влияния системы льготного пенсионного обеспечения на состояние всей пенсионной системы, но и проанализировать возможности и перспективы введения дополнительных тарифов на финансирование пенсий и связи с работой в тяжелых климатических условиях.

3. В третьем варианте рассмотрены следующие условия:

Отчисления в накопительную часть пенсионной системы составляют 5 и 11% в зависимости от возраста работника. Соответственно в распределительную систему застрахованные будут отчислять 23,4 и 17,4% фонда оплаты труда;

Работники, остающиеся в распределительной системе, отчисляют в АО «УларУмит» 28,6% фонда оплаты труда;

Расчет величины ежемесячно выплачиваемой пенсии осуществляется исходя из периода дожития, равного 17 годам;

Потери АО «УларУмит» при переводе части взносов в накопительную систему и тот финансовый вакуум, который возникнет в распределительной системе после достижения пенсионного возраста последним поколением работающих, не вошедших в накопительную систему, предполагается возмещать из средств бюджета;

В данном варианте не предусматривается реформирование системы льготных пенсий в связи с особыми и вредными условиями труда;

Расчет доходов АО «УларУмит» и доходов накопительной системы производится исходя из того, что процент собираемости взносов составит в среднем 90% во всем рассматриваемом периоде (2001-2060 гг.) в обе части системы.

По каждому из рассматриваемых вариантов перехода на накопительную систему были произведены расчеты: численности пенсионеров, остающихся в системе АО «УларУмит» и переходящих в накопительную систему, в целом и по категориям, соотношения средней пенсии и заработной платы, соотношения средней пенсии и прожиточного минимума.

Итогом расчетов является прогноз доходов и расходов пенсионной системы, а также излишков и недостатков средств при существующем тарифе страховых взносов.

Наиболее приемлемыми вариантами осуществления реформы, по моему мнению, являются варианты, основанные на сохранении основных принципов действующей распределительной системы, зарекомендовавшей себя достаточно надежной в процессе различных политических и экономических потрясений последних лет, и постепенном введении отчислений части страховых взносов в накопительную систему.

Таким образом, в пенсионном страховании будет достигнуто сочетание солидарных принципов с накопительными элементами, что позволит в перспективе сократить нагрузку пенсионеров на работающее население, которая возрастет с ухудшением демографической ситуации. Однако процент отчислений на накопительные счета не должен быть высоким, поскольку в обозримой перспективе отсутствуют источники покрытия дефицита бюджета АО «УларУмит», который неизбежно возникнет при введении накопительной системы в полном или значительном объеме. Отчисления 1-2% страховых взносов на ИПС не несут непоправимого ущерба бюджету АО «УларУмит» и в то же время позволят работникам накопить добавку к пенсии в размере 4-5%.

Четвертый вариант предполагает, что:

Возраст выхода на пенсию, как для мужчин, так и для женщин остается неизменным – 63 и 58 лет соответственно;

Пенсии работающим пенсионерам выплачиваются в полном объеме;

За счет страховых взносов, поступающих в АО «УларУмит», финансируются трудовые пенсии;

Расчеты осуществляются на основе среднего размера пенсий по старости и трудовых пенсий;

Общий тариф страховых взносов установлен на уровне 28,6%;

Отчисления в накопительную систему дополнительно взимаются со всех категорий плательщиков в размере 1% фонда оплаты труда в течение всего прогнозного периода.

Пятый вариант аналогичен четвертому по всем показателям, за исключением того, что доходная часть АО «УларУмит» будет уменьшена на объем страховых взносов в размере 1% тарифа, перечисляемых в накопительную систему. Эти взносы аккумулируются в специальном резервном фонде, инвестируются, и впоследствии за счет полученных накоплений каждый работник будет получать прибавку к пенсии, исчисленной по правилам распределительной системы.

Пятый вариант представляется в современных экономических и социальных условиях наиболее обоснованным, поскольку не предполагает увеличения тарифа страховых отчислений сверх имеющегося на сегодняшний день, что непременно вызвало бы недовольство плательщиков и спровоцировало бы еще большее уклонение от уплаты взносов.

В то же время отчисления 1-2% не столь отрицательно скажутся на состоянии бюджета АО «УларУмит», как радикальный переход на полностью накопительные принципы финансирования. Актуарные расчеты наглядно подтверждают этот вывод.

В основе расчетов по всем вариантам развития пенсионной системы предусмотрены положения макроэкономического и демографического прогнозов. В прогнозных расчетах было принято, что ежегодный суммарный рост объема ВВП (в текущих ценах с учетом инфляционного роста) составит в среднегодовом исчислении около 5% и к концу периода величина ВВП достигнет почти 41 трлн. тг.

Величина фонда оплаты труда постепенно увеличится с 25% ВВП в 2002 г. до 28,1% к 2060 г. Столь консервативные предположения по темпам роста фонда оплаты труда основаны на имеющей место в настоящее время недостаточной социальной направленности экономических реформ и низкой стоимости рабочей силы.

В соответствии с выбранным вариантом демографического прогноза после 2007 г. начнется постепенное снижение численности работающих, уплачивающих страховые взносы в АО «УларУмит», и в середине 40-х годов XXI в. количество плательщиков сократится до 50 млн. чел.

Численность пенсионеров, получающих трудовые пенсии, будет иметь тенденцию к возрастанию, за исключением периода 2002-2006 гг., когда произойдет небольшое снижение темпов роста численности получателей трудовых пенсий. Со второго десятилетия XXI в. численность пенсионеров вновь начнет возрастать. Максимальной величины нагрузка пенсионной системы на производственно-экономическую систему достигнет уже к 20-м годам, когда отношение численности занятого в сфере производства населения к численности пенсионеров снизится до 1,5 раз.

1. Результаты прогнозных расчетов по первому варианту, предусматривающему сохранение существующей распределительной пенсионной системы практически в неизменном виде, свидетельствуют, что, хотя в перспективе соотношение работающих на одного пенсионера уменьшится с 1,7 до 1,5, это не станет причиной окончательной дестабилизации пенсионной системы.

Актуарные расчеты показали, что при заданных демографических показателях в принципе возможно сохранение распределительной пенсионной системы даже без слишком существенной корректировки ее основных характеристик.

Поддержание среднего размера пенсии по старости после 2002 г. на уровне 47% приведет к росту дефицита бюджета АО «УларУмит» с 0,59% ВВП в 2002 до 0,8% к 2060 г.

В первое десятилетие прогноза дефицит бюджета АО «УларУмит» снизится с 0,59% ВВП до 0,28% даже без осуществления каких бы то ни было преобразований в пенсионной системе. Однако в последующие годы из-за ухудшения демографической обстановки начнется его рост и максимальной величины (1,4% ВВП) он достигнет в середине 40-х годов XXI в., после чего прогнозируется некоторое уменьшение до 0,8% ВВП.

Расходы АО «УларУмит» возрастут в течение рассматриваемого периода с 6,6% ВВП до 8,23%, несмотря на предполагаемое повышение собираемости страховых взносов с 88% в начале века до 98% в 2060 г.

Дополнительный тариф для покрытия дефицита бюджета составит в разные периоды времени от 1,5 до 3% фонда оплаты труда. Однако сохранение величины пенсий на нынешнем низком уровне нельзя считать приемлемым в долгосрочном плане.

Любое существенно повышение доли заработной платы в ВВП при существующей практике назначения пенсий неизбежно повлечет за собой возрастание расходов АО «УларУмит» в процентах к ВВП, поскольку размер пенсии опосредованно привязан к величине средней заработной платы.

Уменьшение расходной части бюджета АО «УларУмит» на сумму выплат на надбавки и повышения пенсий, а также расходов за нестраховые периоды позволят сократить расходы в первый год прогноза на 25,7 млрд. тг., или на 0,8% ВВП. После 2002 г. величина расходов бюджета снизится за счет сокращения статьи «Расходы на надбавки и повышение пенсий» и составит 0,5% ВВП.

Таким образом, поддержание стабильности действующей пенсионной системы в первые 15-20 лет прогнозного периода возможно за счет переноса части расходов с АО «УларУмит» на бюджет.

Однако, учитывая неспособность центра в настоящее время финансировать в полном объеме даже предусмотренные действующим законодательством пенсии, еще большее увеличение его расходов представляется не совсем реальной мерой.

Основываясь на полученных при расчетах результатах, можно предположить, что при реализации мер по обеспечению своевременного и в полном объеме поступления страховых взносов в АО «УларУмит» дефицита средств на выплату пенсий в их нынешнем соотношении с прожиточным минимумом в обозримой перспективе не предвидится. Возможно даже некоторое уменьшение величины тарифа.

Информация о работе Инвестиционный мультипортфель