Факторный анализ рентабельности продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Содержание

Введение
1Экономическое содержание рентабельности предприятия
1.1 Определение рентабельности
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Группы показателей рентабельности
2 Типы и задачи факторного анализа
2.1 Основные задачи факторного анализа
2.2 Типы факторного анализа
3 Факторный анализ рентабельности продаж предприятия ООО «Соболь»
3.1 Задачи анализа финансовых результатов
3.2 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
3.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг
3.3.1 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с планом
3.3.2 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом
3.4 Анализ влияния рынков сбыта на уровень среднереализационных цен
3.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия
3.5.1 Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия
3.5.2 Анализ рентабельности продаж предприятия
3.5.3 Анализ рентабельности производственного капитала
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 122.18 Кб (Скачать)

     Рентабельность  конкретного вида продукции зависит  от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

     Рентабельность  продукции показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной  продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при  постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а  также более быстрым ростом цен  чем затрат.

     Рентабельность  вложений предприятия - это показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего  имущества предприятия.

     Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют 5 основных:

     1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

     2. Рентабельность вложений по чистой прибыли;

     3. Рентабельность собственных средств, позволяющая установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

     4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.

     5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

     Рост  любого показателя рентабельности зависит  от единых экономических явлений  и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

     Доходность  капитала исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой  стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного  капитала и т.д.:

     Рк=БП/SК; Ркрп/SК; Рк=ЧП/SК

     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     Показатели  рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и  отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать  как результат воздействия технико-экономических  факторов, а значит, как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов  производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических  факторов.

     Рентабельность  является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных  изделий.

 

    2 Типы и задачи факторного анализа

     Функционирование  любой социально-экономической системы (к которым относится и действующее  предприятие) происходит в условиях сложного взаимодействия комплекса  внутренних и внешних факторов.

     Фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт.

     Выявление связи между показателями, ее направления  и интенсивности, а также формы  зависимости между показателями необходимо для познания закономерностей формирования результатов деятельности субъекта хозяйствования. Если изучение конкретной совокупности показателей приводит к выявлению общей закономерности, то делается предположение о наличии связей между показателями. Источником возникновения может быть причинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение. Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями: в измерении количественного влияния отдельных показателей на изменение другого, совокупного показателя.

     Методика факторного анализа – методика комплексного и системного изучения и измерения  воздействия факторов на величину результативных показателей.

    1. Основные  задачи факторного анализа
 

     1. Отбор факторов определяющих  исследуемые результативные показатели.

     2. Классификация и систематизация  факторов с целью обеспечения  комплексного и системного подхода  к исследованию их влияния  на результаты хозяйственной  деятельности.

     3. Определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями.

     4. Моделирование взаимосвязей между  факторами и результативными  показателями.

     5. Расчет влияния факторов и  оценка роли каждого из них  в изменении результативного  показателя.

     6. Работа с факторной моделью.  Методика факторного анализа.

     Отбор факторов для анализа того или  иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При  этом обычно исходят из принципа: чем  больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь  в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В  анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью  их систематизации, что является одним  из основных методологических вопросов этой науки.

     Важным  методологическим вопросом в факторном  анализе является определение формы  зависимости между факторами  и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная  или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения  параллельных и динамичных рядов, аналитических  группировок исходной информации, графический  и др.

     Моделирование экономических показателей также  представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение  которой требует специальных  знаний и навыков.

     Расчет  влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения  влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые  будут подробнее рассмотрены  ниже.

     Последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.

    1. Типы  факторного анализа
 

     В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.

     Детерминированный факторный анализ представляет собой  методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен  в виде произведения, частного или  алгебраической суммы факторов.

     Данный  вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению  со стохастическим анализом), позволяет  осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно  оценить их влияние, понять, какие  факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализ мы рассмотрим в отдельной главе.

     Стохастический  анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых  с результативным показателем в  отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

     Стохастическое  моделирование является в определенной степени дополнением и углублением  детерминированного факторного анализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам:

  • необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).

     Кроме деления на детерминированный и  стохастический, различают следующие  типы факторного анализа:

  • прямой и обратный;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамичный;
  • ретроспективный и перспективный (прогнозный).

     При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный  анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.

     Факторный анализ может быть одноступенчатым  и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без  их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

     Необходимо  также различать статический  и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

     И, наконец, факторный анализ может  быть ретроспективным, который изучает  причины прироста результативных показателей  за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение  факторов и результативных показателей  в перспективе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Факторный анализ рентабельности продаж предприятия

Информация о работе Факторный анализ рентабельности продаж