Факторный анализ рентабельности продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Содержание

Введение
1Экономическое содержание рентабельности предприятия
1.1 Определение рентабельности
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Группы показателей рентабельности
2 Типы и задачи факторного анализа
2.1 Основные задачи факторного анализа
2.2 Типы факторного анализа
3 Факторный анализ рентабельности продаж предприятия ООО «Соболь»
3.1 Задачи анализа финансовых результатов
3.2 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
3.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг
3.3.1 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с планом
3.3.2 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом
3.4 Анализ влияния рынков сбыта на уровень среднереализационных цен
3.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия
3.5.1 Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия
3.5.2 Анализ рентабельности продаж предприятия
3.5.3 Анализ рентабельности производственного капитала
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 122.18 Кб (Скачать)

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

     Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) исчисляется путем отношения  валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):

     

, или 

     Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

     Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки (ВР). Характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: показывает, сколько  прибыли имеет предприятие с  рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом  по предприятию и отдельным видам продукции.

     

, или 

     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     3.5.1 Анализ рентабельности  производственной деятельности  предприятия

     Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный  в целом по предприятию, зависит  от трех основных факторов первого  порядка: изменения структуры реализованной  продукции, ее себестоимости и средних  цен реализации.

     Факторная модель этого показателя имеет вид:

     

     Проведем  расчет влияния факторов первого  порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим способом цепных подстановок, используя данные табл. 3.3.3., 3.3.4.

     Т.к. предприятие выпускает один вид  продукции, то структурный фактор учитываться  не будет. На основе данных вышеуказанных  таблиц, составим табл. 3.5.1, в которой  покажем влияние каждого фактора  на изменение уровня рентабельности.

Таблица 3.5.1- Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственной деятельности в отчетном году по сравнению с предыдущим

Показатель Условия расчета   Порядок расчета   Уровень рентабельности, %.
  Объем реализации, тыс. бан.   Цена  единицы продукции, руб.   Себестоимость единицы продукции, руб.
  База   1959,320   5,30   4,391   00)VРП0/ (С0* VРП0)   20,70%
  Усл1   1985,584   5,30   4,391   00)VРП1/ (С0* VРП1)   20,70%
  Усл2   1985,584   5,50   4,391   10)VРП1/ (С0* VРП1)   25,26%
  Отчет   1985,584   5,50   4,393   11)VРП1/ (С1* VРП1)   25,20%
  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной продукции:

     DRvрп = Rусл1 – Rбаз = 20,70% - 20,70% = 0.

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения цены единицы продукции:

     DRц = Rусл2 – Rусл1 = 25,26% - 20,70% = 4,56%.

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:

     DRс = Rотч – Rусл2 = 25,20% - 25,26% = - 0,06%.

  1. Общее изменение уровня рентабельности:

     DR = Rотч – Rбаз = 25,20% - 20,70% = 4,50%.

     Тот же результат можно получить как  сумму изменений за счет влияния каждого фактора:

     DR = 0 + 4,56 + (-0,06) = 4,50 %

     Полученные  результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 руб. до 5,50 руб. рентабельность повысилась на 4,56%.

     Рост  себестоимости реализованной продукции  на 118,762 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,06%.

     В итоге общее изменение уровня рентабельности в 1998 г. по сравнению  с 1997 г. составило 4,50%. Т.е. с каждого  рубля, затраченного на производство и  реализацию продукции, предприятие  стало получать прибыли на 4,5 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

     3.5.2 Анализ рентабельности  продаж предприятия

     Детерминированная факторная модель показателя рентабельности продаж, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

     

     В условиях рассматриваемого предприятия, Уровень рентабельности продаж зависит  от среднего уровня цены и себестоимости  изделия (предприятие производит один вид продукции):

     

     Аналогично  тому как это было сделано в п. 3.5.1. составим табл. 3.5.2., где и покажем влияние каждого фактора на уровень рентабельности продаж предприятия.

Таблица 3.5.2- Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим

  Показатель Условия расчета   Порядок расчета   Уровень рентабельности, %.
  Цена  единицы продукции, руб.   Себестоимость единицы продукции, руб.
  База   5,30   4,391   00)/Ц0   17,15%
  Усл1   5,50   4,391   10)/Ц1   20,16%
  Отчет   5,50   4,393   11)/Ц1   20,13%
  1. Изменение уровня рентабельности продаж за счет изменения цены единицы продукции:

     DRц = Rусл1 – Rбаз = 20,16% - 17,15% = 3,01%.

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:

     DRс = Rотч – Rусл1 = 20,13% - 20,16% = - 0,03%.

  1. Общее изменение уровня рентабельности:

     DR = Rотч – Rбаз = 20,13% - 17,15% = 2,98%.

     Тот же результат можно получить как  сумму изменений за счет влияния каждого фактора:

     DR = 3,01 + (-0,03) = 2,98 %

     Полученные  результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло, как и в предыдущем анализе, в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 руб. до 5,50 руб. рентабельность продаж повысилась на 3,01%.

     Рост  себестоимости реализованной продукции  на 118,762 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,03%.

     В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составило 2,98 %. Т.е. с каждого рубля продаж предприятие стало получать прибыли на 2,98 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

     3.5.3 Анализ рентабельности  производственного капитала

     Проведем  анализ рентабельности производственного  капитала, исчисляемой как отношение  балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных средств и  материальных оборотных фондов:

     

     Анализ  будем проводить аналогично факторному анализу рентабельности в предыдущих пунктах, т.е. методом цепных подстановок.

Таблица 3.5.3- Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим

  Показатель Условия расчета   Порядок расчета   Уровень рентабельности, %.
  Балансовая  прибыль, тыс. руб..   Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.   Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств
  База   1780,920   13789,240   980,460   П0/ (F0+E0)   12,06%
  Усл1   2198,470   13789,240   980,460   П1/ (F0+E0)   14,89%
  Усл2   2198,470   12289,830   980,460   П1/ (F1+E0)   16,57%
  Отчет   2198,470   12289,830   1029,360   П1/ (F1+E1)   16,51%
 
     
  1. Изменение уровня рентабельности производственной деятельности за счет изменения величины балансовой прибыли:

     DRп = Rусл1 – Rбаз = 14,89% - 12,06% = 2,83%.

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости ОПФ:

     DRф = Rусл2 – Rусл1 = 16,57% - 14,89% = 1,68%

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости остатков оборотных средств:

     DRс = Rотч – Rусл2 = 16,51% - 16,57% = -0,06%

  1. Общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности:

     DR = Rотч – Rбаз = 16,51% - 12,06% = 4,45%.

     Тот же результат можно получить как  сумму изменений за счет влияния каждого фактора:

     DR = 2,83 + 1,68 + (-0,06) = 4,45 %

     По  результатам проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

     Наибольшее  увеличение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи  с повышением величины балансовой прибыли. При увеличении величины прибыли  на 417,55 тыс. руб. уровень рентабельности увеличился на 2,83%. За счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ на 1499,41 тыс. руб. уровень рентабельности увеличился на 1,68%. Увеличение среднегодовой стоимости остатков оборотных средств на 48,9 тыс. руб. привело к уменьшентю рентабельности за счет влияния этого фактора на 0,06%

     В итоге общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составило 4,45%. Т.е. с каждого рубля стоимости ОПФ и ОС, предприятие стало получать прибыли на 4,45 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованных источников

  1. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  2. Маркин Ю.П. «Теория анализа хозяйственной деятельности», М.: КНОРУС, 2006.
  3. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Минск: ООО «Новое знание», 1999.
  4. Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 «Правило (стандарт) N 15».

Информация о работе Факторный анализ рентабельности продаж