Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:12, курсовая работа
Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Введение
1Экономическое содержание рентабельности предприятия
1.1 Определение рентабельности
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Группы показателей рентабельности
2 Типы и задачи факторного анализа
2.1 Основные задачи факторного анализа
2.2 Типы факторного анализа
3 Факторный анализ рентабельности продаж предприятия ООО «Соболь»
3.1 Задачи анализа финансовых результатов
3.2 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
3.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг
3.3.1 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с планом
3.3.2 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом
3.4 Анализ влияния рынков сбыта на уровень среднереализационных цен
3.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия
3.5.1 Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия
3.5.2 Анализ рентабельности продаж предприятия
3.5.3 Анализ рентабельности производственного капитала
Список использованных источников
Таблица 3.3.2 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель | Условия расчета | Порядок расчета | Сумма прибыли, тыс. руб. | |
Объем реализации, тыс. бан. | Себестоимость единицы продукции, руб. | |||
План | 1954,545 | 4,43 | (Ц-Спл)VРПпл | 2100,00 |
Усл1 | 1985,584 | 4,43 | (Ц-Спл)VРПфакт | 2133,35 |
Факт | 1985,584 | 4,39 | (Ц-Сфакт)VРПфакт | 2198,47 |
1. Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции:
DПvрп = Пусл1 – Ппл = 2133,35 - 2100,00 = 33,35 тыс. руб.
2. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы:
DПс = Пфакт – Пусл1 = 2198,47 - 2133,35 = 65,12 тыс. руб.
3. Суммарное изменение прибыли:
DП = Пфакт – Ппл = 2198,47 - 2133,35 = 98,47 тыс. руб.
Этот же результат получаем как сумму отклонений за счет влияния отдельных факторов:
65,12 + 33,35 = 98,47 тыс. руб.
Анализ показывает, что план прибыли был перевыполнен главным образом за счет уменьшения себестоимости единицы реализованной продукции (увеличение составило 65,12 тыс. руб.). Ощутимый вклад внес и второй фактор – увеличение объема реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль увеличилась на 33,35 тыс. руб.
Проведем анализ влияния факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с предыдущим годом, используя данные, приведенные в табл. 3.3.3.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно аналогично выполнить способом цепных подстановок.
Таблица 3.3.3 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2008 г.по сравнению с 2007 г., тыс. руб.
Показатель | 1997 | 1998 | Отклонение (+,-) | Темп роста |
Объем реализованной продукции, тыс. бан. | 1959,320 | 1985,584 | 26,264 | 101,34% |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР) | 10384,396 | 10920,712 | 536,316 | 105,16% |
Полная
себестоимость реализованной |
8603,478 | 8722,240 | 118,762 | 101,38% |
Прибыль от реализации продукции (П) | 1780,918 | 2198,472 | 417,554 | 123,45% |
Прибыль от реализации продукции в 1998 году по сравнению с 1997 возросла на 417,554 тыс. руб. (2198,47-1780,918), или на 23,45%.
Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, последовательно базовую величину каждого фактора отчетной величиной (табл. 3.3.4) аналогично тому, как это было сделано в п. 3.3.1.
По данным табл. 3.3.4 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Следует отметить, что в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим влияло три фактора первого уровня:
Это
связано с тем, что в условиях
рассматриваемого предприятия нет
структурных сдвигов в
Таблица 3.3.4 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель | Условия расчета | Порядок расчета | Сумма прибыли, тыс. руб. | ||
Объем реализации, тыс. бан. | Цена единицы продукции, руб. | Себестоимость единицы продукции, руб. | |||
База | 1959,320 | 5,30 | 4,391 | (Ц0-С0)VРП0 | 1780,918 |
Усл1 | 1985,584 | 5,30 | 4,391 | (Ц0-С0)VРП1 | 1804,791 |
Усл2 | 1985,584 | 5,50 | 4,391 | (Ц1-С0)VРП1 | 2201,907 |
Отчет | 1985,584 | 5,50 | 4,393 | (Ц1-С1)VРП1 | 2198,472 |
1. Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции:
DПvрп = Пусл1 – Пбаз = 1804,791 - 1780,918 = 23,873 тыс. руб.
2. Изменение прибыли за счет изменения цены единицы продукции:
DПц = Пусл2 – Пусл1 = 2201,907 - 1804,791 = 397,117 тыс. руб.
3.
Изменение прибыли за счет
изменения себестоимости
DПс = Потч – Пусл2 = 2198,472 - 2201,907 = -3,435 тыс. руб.
4. Суммарное изменение прибыли:
DП = Потч – Пбаз = 2198,472 - 1780,918 = 417,554 тыс. руб.
Этот же результат получаем как сумму отклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов:
23,873 + 397,117 + (-3,435) = 417,554 тыс. руб.
Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (397,117 тыс. руб.).
Следует
отметить отрицательное влияние
увеличения уровня себестоимости на
общую сумму прибыли: незначительное
повышение себестоимости
Незначительное уменьшение прибыли вследствие повышения себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 417,554 руб. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.
Как
было видно из предыдущих пунктов, уровень
цен, их изменение оказывает сильное
влияние на уровень прибыли, поэтому
при анализе прибыли
На изменение уровня цен оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
При анализе деятельности ООО «Соболь» особое внимание следует уделить рассмотрению влияния такого фактора, как рынки сбыта, т.к. этот фактор оказывает значительное влияние на уровень среднереализационных цен. Известно, что в условиях современной российской экономики большинство предприятий испытывают нехватку т.н. «живых» денег. Поэтому в практике наших предприятий часто встречаются такие виды хозяйственных операций, как бартер, взаимозачеты, взаимное списание задолженностей, и др.
Рассматриваемое предприятие реализует свою продукцию по достаточно широкому спектру сбытовых каналов. В силу вышеуказанной специфики, а также в силу нехватки оборотных средств предприятие вынуждено устанавливать различные уровни цен на свою продукцию для разных покупателей.
Рассчитаем изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл. 3.4.1).
Таблица 3.4.1- Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены единицы продукции
Рынки сбыта | Цена за бан., руб. | Объем реализации, тыс. бан. | Структура реализации, % | Изменение средней цены за бан., руб. | |||
план | факт | план | факт | +,- | |||
Реализовано Рыбокомбинату | 5,10 | 293,182 | 198,558 | 15 | 10 | -5 | -0,255 |
По договорным ценам | 5,50 | 1563,636 | 1687,746 | 80 | 85 | +5 | 0,275 |
Прочие | 5,30 | 97,727 | 99,279 | 5 | 5 | - | - |
Всего | - | 1954,545 | 1985,584 | 100 | 100 | - | 0,02 |
В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены 1 банки увеличился на 0,02 руб., а сумма прибыли - на 39,712 тыс. руб. (0,02 руб.* 1985,854 тыс. бан.).
Таким образом, мы видим, что в результате увеличения на 5% в общей массе доли продукции, продаваемой по договорным, более высоким ценам, сумма прибыли увеличилась на 39,712 тыс. руб.
Показатели
рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность
различных направлений