Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:55, лекция
Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.
Факторный анализ прибыли |
Выявление
причин и их влияние на показатели
прибыли – наиболее целесообразно
проводить с использованием факторного
анализа. Рассмотрим методику проведения
анализа с использованием модели
аудитивного типа для анализа прибыли
от продаж (до стр. 050 вкл.).
Суть факторного
анализа в выявлении: на
причем совокупное влияние всех факторов должно соответствовать абсолютному отклонению (графа 5) прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с базисным годом. Такой анализ осуществляется в несколько этапов: 1. расчет влияния
фактора «выручка от продаж»:
проведение такого анализа Всоп. отч.= В отч. /I ц Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года); В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода; I ц - индекс цен (индекс инфляции); из этого следует: выручка от продаж продукции в отчетном году выросла за счет роста цены следующим образом: ΔВц=Вотч.–Всоп.отч. ΔВц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции) Влияние на сумму прибыли от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом: ΔПпз -
(Вотч -
Вбаланс) -ΔВц
)/100 * P п базис P
п =Пп /Выруч.
Рп – рентабельность от продаж. 2. Расчет влияния
фактора «себестоимость ΔПпс=Вотч.
* ( Ус0 - У сб )/100
У с0 и У сб – удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах, %. Эта информация берется из расчетных таблиц (см. 1 вопрос) – графы 6 и 7. 3. Расчет влияния фактора «цена» ΔП пц
= ΔВц *P
п базис /100 4. Расчет фактора «коммерческие расходы» ΔП кр
= В отч * (У
кр отч. -У
кр. баз. )/100 У
кр.отч. и баз – графы 6 и 7. 5. Расчет фактора «управленческие расходы» ΔПупр.
=Вотч. *(Ууро
-У урб )/100 Где Ууро
и У ур — соответственно уровни
управленческих расходов в отчетном и
базисном периодах 6. Расчет совокупности
влияния всех факторов на
Сумма «Итого» должна быть равна абсолютному отклонению по строке 050 Формы №2 (графа 5). Если это не так, то расчеты ошибочны и дальнейший анализ не имеет смысла. Факторный анализ может быть продолжен до чистой прибыли. Методика его проведения следующая:
|
Факторный анализ прибыли
Факторный анализ общей, валовой (балансовой) прибыли
Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:
РБ = ± РР ± РПР ± РВН,
где
РБ - балансовая прибыль или убыток;
РР - результат от реализации товарной
продукции (работ, услуг);
РПР - результат от прочей реализации;
РВН - результат (доходы и расходы)
от внереализационных операций.
Финансовые результаты
деятельности предприятия характеризуются
также показателями выручки (валового
дохода) от реализации продукции, величиной
налога на добавленную стоимость.
Выручка от реализации продукции свидетельствует
о завершении производственного цикла
предприятия, возврате авансированных
на производство средств предприятия
в денежную наличность и начале нового
витка в обороте средств. После вычета
из выручки от реализации продукции суммы
налога на добавленную стоимость и акцизов,
а также затрат на производство реализованной
продукции получим чистый результат (прибыль
или убыток) от реализации. Прибыль от
реализации может быть рассчитана по формуле
РР = NP- SP- PД,
где
РР - результат от реализации товарной
продукции (работ, услуг);
NP - выручка (валовый доход) от реализации
продукции;
SP - затраты на производство реализованной
продукции;
PД - налог на добавленную стоимость
и акцизы.
Показатели финансовых
результатов характеризуют
Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
1. Расчет общего изменения прибыли (D Р) от реализации продукции:
D Р = Р1 - Р0,
где
Р1 - прибыль отчетного года;
Р0 - прибыль базисного года.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию:
D Р1 = Np1 - Np1,0 = å p1q1 - å p0q1,
где
Np1 = å p1q1 - реализация
в отчетном году в ценах отчетного года
(р - цена изделия; q - количество изделий);
Np1,0 = å p0q1 - реализация
в отчетном году в ценах базисного года.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (D Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
D P2 = Р0К1 - Р0 = Р0 (К1 - 1),
где
Р0 - прибыль базисного года;
К1 - коэффициент роста объема реализации
продукции;
К1 = S1,0 / S0,
где
S1,0 - фактическая себестоимость
реализованной продукции за отчетный
период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 - себестоимость базисного года
(периода).
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (D Р3):
D Р3 = Р0 (К2 - К1),
где
К2 - коэффициент роста объема реализации
в оценке по отпускным ценам;
К2 = N1,0/N0,
где
N1,0 - реализация в отчетном периоде
по ценам базисного периода;
N0 - реализация в базисном периоде.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции (D Р4):
D Р4 = S1,0 - S1,
где
S1,0 - фактическая себестоимость
реализованной продукции за отчетный
период в ценах и тарифах базисного периода;
S1 - фактическая себестоимость реализованной
продукции отчетного периода.
6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (D Р5):
D Р5 = S0К2 - S1,0.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (D Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (D Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
D Р = Р1 - Р0 = D Р1 + D Р2 + D Р3 + D Р4 + D Р5 + D Р6 + D Р7,
где
D Р
- общее изменение прибыли.
Материал приведен по книке: Баканов, Шеремет Теория экономического анализа. 1997. (Возможно я ошибаюсь)
Прибыль
от продаж организации рассчитывается
как разница между выручкой от
продаж товаров, работ, услуг (за исключением
НДС, акцизов и других обязательных
платежей), себестоимостью, коммерческих
расходов и управленческих расходов.
Основными факторами, влияющими на сумму прибыли являются:
Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений. Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса): Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом. 1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47122/57800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8540 * (-0,18475) = -1577 тыс. рублей. Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода). Индекс изменения
цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается
путем деления объема реализации
отчетного периода на индекс изменения
цен реализации. Такой расчет является
не совсем точным, так как цены на
реализованную продукцию 2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации. Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5600 – (8540*0,81525) = -1362 тыс. рублей. Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности. 3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 39780 – (41829*0,81525) = 5690 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму. 4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1140 тыс. рублей (1475 – 2615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1051 тыс. рублей (3765 – 4816). 5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54190 - 47122 = 7068 тыс. рублей. Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:
Значительный
рост себестоимости продукции
|
Категория: Факторный
анализ
0
|
Просмотров: 25548 | Теги: продаж, Факторный анализ, пример |
Вместе с
этим читают:
Всего комментариев: 15 | 1 2 » | |||||||||
|