Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является как можно обширнее изучить тему учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, рассмотреть бухгалтерский учет расчетов на конкретном предприятии, проанализировать результаты деятельности предприятия.
Задачи данной дипломной работы состоят в следующем:
- проанализировать нормативные, законодательные акты, регулирующие объект исследования;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………5
1.1 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2 Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками………………..17

2. Экономическая характеристика ОАО «Ростовский порт»……………25
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Ростовский порт»……..25
2.2 Анализ финансовой деятельности ОАО «Ростовский порт»…..…....35
3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Ростовский порт» …………..…………..…………..…………..…………..…………..……....50
4. Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Ростовский порт» ..…………..…………..…………..…………........…..…..…..…..…............62
Заключение………..…………..……..…..…..…………..…………....……76
Список литературы………………………………………………...……..81

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 535.00 Кб (Скачать)
 

      Оплата  расчетных документов поставщиков (подрядчиков) и другие способы погашения обязательств перед ними должны находить отражение в бухгалтерском учете (См. Таблицу 2). 
 
 

      Таблица 2

      Отражение в бухгалтерском  учете погашения  обязательств

    №п/п 
    Содержание  операции Корреспондирующие счета
    Дебет Кредит
    1 Оплата

    — наличными

    — векселями  третьих лиц, ранее полученными  по индоссаменту

    60

    60

    50

    50/1

    2 Погашение обязательств

    — отечественной  валютой

    — ранее  выданными векселями

    — иностранной  валютой

    — векселями  в валюте

    60

    60

    60

    60

    51

    51

    52

    52

    3 Отражение возникших  курсовых разниц:

    — положительных (курс рубля возрос)

    — отрицательных

    60

    91

    91

    60

    4 Погашен долг по договору мены (бартера) 60 62
    5 Зачет ранее  выданных поставщику (подрядчику) авансов 60 60/2
    6 Произведена оплата за счет ссуд банков или займов 60 66 (67)
    7 Списана кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек 60 91

     50/1 – Субсчет «Денежные документы».

     60/2 – Субсчет «Расчеты по авансам  выданным».

      Аналитический учет по счету 60 ведут по каждому  поставщику и подрядчику в разрезе расчетных документов. Бухгалтерская служба должна организовать учет таким образом, чтобы обеспечить «встречу» документов, поступивших от материально-ответственных лиц, оприходовавших МПЗ, и приложенных к выписке кредитной организации по счетам 51 и 52.

     Рекомендуемая методика позволит контролировать полноту  и своевременность оприходования  ценностей, а также их оплату.

     Если  в учетных регистрах по счету 60 будет содержаться аналитическая  позиция по дебету при отсутствии записи по кредиту, то это означает наличие МПЗ, находящихся в пути или на складе поставщика и еще не вывезенных.

     Подобные  «светлые пятна» в учетных регистрах  — сигнал для менеджера взять  на контроль соблюдение сроков доставки грузов и вывоза ценностей с таможенных терминалов или складов поставщика.

     Возможен  и другой вариант: есть запись в аналитическом  учете по кредиту счета 60 и нет  по дебету. Следовательно, имеется неоплаченная задолженность поставщику. Тоже сигнал — разобраться в причинах неисполнения обязательств. Итоги аналитических позиций по счету 60 должны соответствовать показателям синтетического учета. Кроме того, состояние расчетов с каждым поставщиком (подрядчиком) следует периодически (при их банкротстве и составлении годового бухгалтерского отчета — в обязательном порядке) сверяться с оформлением двухстороннего акта (справки).

     В аналитическом учете по счету 60 ведется  учет по каждому поставщику и подрядчику по отдельным договорам поставки с целью группировки и обобщения  информации в разрезе:

    - акцептованных расчетных документов, срок оплаты которых не 
    наступил;

    - неоплаченных в срок расчетных документов;

    - неотфактурованных поставок;

    - авансов выданных;

    - выданных векселей, срок оплаты которых не наступил;

    - просроченных оплатой векселей;

    - полученных коммерческих кредитов;

    - других признаков.

     Статьей 410 ГК РФ предусмотрено, что обязательство  прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного  требования, срок которого наступил или  он не указан либо определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

     Взаимозачет возможен лишь при соблюдении трех условий, предусмотренных ст. 410 ГК РФ:

    - наличие встречных задолженностей, признаваемых сторонами;

    - однородность встречных требований, которыми считаются их сопоставимость, приведенная к единому эквиваленту. При этом денежные обязательства признаются однородными независимо от оснований их возникновения;

    - срок обязательства наступил или он не указан либо определен моментом востребования.

     Прекращение обязательства, учтенного на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» зачетом, фиксируется в бухгалтерском учете по дебету счета 60 с кредитованием счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     При новации обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существующего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст. 414 ГК РФ).

     Основная  особенность новации, позволяющая отличить ее от уступки требования и перевода долга, состоит в замене обязательства: вместо прекратившего существование обязательства возникает новое. Однако в первоначальном и вновь возникающем обязательстве выступают тот же кредитор и тот же должник. Имея в виду данное обстоятельство, а также то, что сумма нового обязательства по сравнению со старым остается неизменной, записи в синтетическом учете предприятия-должника не производятся: делают отметки лишь в аналитических показателях.

     ГК  РФ предусматривает также такую форму прекращения обязательства, как прощение долга. Согласно ст. 415 ГК РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. В связи с тем, что прощение долга превращается в один из видов дарения, оно должно подчиняться запретам и ограничениям, предусмотренным ст. 575 и 576 ГК РФ.

     Прощение  предприятию долга, возникающего при  приобретении товаров (работ, услуг), по правилам бухгалтерского учета отражается как внереализационный доход корреспонденцией:

     Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 

     Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

     Такая же запись производится по балансу  должника в случае прекращения обязательств по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) вследствие ликвидации юридического лица-кредитора.

     Сумму кредиторской задолженности, по которой  срок исковой давности истек (как  правило, 3 года), следует списывать  по каждому обязательству на основании  материалов инвентаризации, письменного обоснования и распоряжения руководителя предприятия. Они увеличивают финансовые результаты должника.

     При документальном оформлении и учете  операций, рассматриваемых в данной главе, кроме общих нормативных  документов, перечисленных ранее, следует руководствоваться:

    - главой 25 НК РФ;

    - Положением ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;

    - Приказом МНС России, ГТК № 961, Минфина России № 80н от 1 октября 2001 г. № БГ-3-10/373 «О заполнении отдельных полей расчетных документов».

     В соответствии с Положением Банка  России № 2-П для осуществления  безналичных расчетов следует использовать только стандартные формы документов, утвержденные этим ведомством. Формы  документов зависят от способа безналичных  расчетов, которым предусматривается договором между контрагентами за исключением расчетов, носящих принудительный характер (на основании постановления арбитражного суда, налоговых органов).

     Согласно  общероссийского классификатора управленческой документации, аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками организуется в следующих карточках и ведомостях:

     - карточка аналитического учета  расчетов с дебиторами и кредиторами  (типовая форма № РТ-12);

     - ведомость № 5 (типовая форма  № В-5), применяемая в аналитическом учете расчетов с поставщиками и подрядчиками в порядке плановых платежей;

     - ведомость № 6-с (типовая форма  № В-6-с), применяемая в аналитическом  учете по неотфактурованным поставкам;

     - ведомость аналитического учета  по предприятию в целом по  счету 60;

     - ведомость аналитического учета  в разрезе структурных подразделений  по счету 60.

     При использовании в организации  журнально-ордерной формы учета  расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6 по предъявленным счетам. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах в порядке плановых платежей ведется в ведомости № 5. В конце месяца данные этой ведомости общими итогами по корреспондирующим счетам включают в журнал-ордер № 6 .

     Кроме того, организация может самостоятельно разрабатывать регистры аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, либо использовать регистры аналитического учета, создаваемые с помощью бухгалтерской программы. Данные аналитического и синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны обеспечивать получение необходимых данных для составления бухгалтерской отчетности.

     1.2 Анализ расчетов с поставщиками  и подрядчиками

 

     В большинстве работ экономистов  не рассматривается конкретная методика проведения анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками, поэтому при разработке данной методики мы будем опираться на методику анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

     Цель  анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками – дать оценку состояния  расчетов с поставщиками и подрядчиками и наметить пути их совершенствования. Источниками информации для проведения анализа являются:

     - бухгалтерская отчетность организации  и расшифровки к ней;

     - регистры бухгалтерского учета  в зависимости;

     - данные аналитического учета;

     - первичная документация.

     Анализ  расчетов с поставщиками и подрядчиками проводится в четыре этапа:

     - анализ динамики и структуры  дебиторской и кредиторской задолженности;

     - анализ расчетов с поставщиками  и подрядчиками по срокам образования;

     - анализ оборачиваемости расчетов  с поставщиками и подрядчиками;

     - анализ показателей платежеспособности  и финансовой устойчивости.

     Конкретизируем  этапы анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками.

     Анализ  динамики и структуры дебиторской  и кредиторской задолженности предполагает определение качественных (абсолютное и относительное изменение) и структурных сдвигов. При проведении первого этапа необходимо уделить внимание задолженности поставщикам и подрядчикам по предоставленным ими поставкам, работам, услугам, обеспеченной векселями. Значительная доля этого вида расчетов между организациями-контрагентами может свидетельствовать о проблемах достаточного денежного оборота и платежеспособности организации.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками