Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение состояния и повышение уровня организации контроля качества продукции.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. дать характеристику качества продукции и основные его показатели;
2. рассмотреть процесс контроля качества продукции на исследуемом предприятии;
Введение
1. Теоретические аспекты анализа состояния и повышения уровня организации контроля качества продукции
1.1 Качество продукции и его показатели
1.2 Виды методы организации контроля качества продукции на предприятии
1.3 Особенности контроля качества продукции на предприятии
2. Анализ организации технического уровня качества продукции на ОАО «Промприбор»
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Промприбор»
2.2 Финансово-хозяйственный анализ ОАО «Промприбор»
2.3 Анализ влияния качества продукции ОАО «Промприбор» на ее выпуск и объем продукции
3. Пути повышения эффективности уровня организации контроля качества продукции
3.1 Оценка влияния организационных методов на трудоемкость контроля качества продукции
3.2 Резервы повышения эффективности уровня организации контроля качества продукции
3.3 Факторы организации контроля производства, способствующие обеспечению качества продукции и направления их реализации
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
• Управления контроля качества производственных объединений и их подразделения;
• Отделы технического контроля предприятий и их подразделения;
• Бюро технического контроля цехов и участков;
• Бригады контролеров ОТК;
• Контролеры ОТК;
• Исследовательские и измерительные лаборатории, контрольно-испытательные станции, подразделения служб главного конструктора, главного технолога, главного механика, главного металлурга, главного метролога, главного бухгалтера, материально-технического снабжения, сбыта, юридический, финансовый и др.;
• Группы качества;
• Мастера;
• Бригадиры;
• Исполнители производственных операций, переведенные на самоконтроль;
• Исполнители производственных операций, не переведенные на самоконтроль;
Межведомственный контроль качества продукции в рамках предоставленных полномочий и действующего законодательства могут осуществлять:
• Органы Госторгинспекции, контролирующие подразделения торговых, снабженческо-сбытовых и других организаций
• Заказчики (представители заказчиков на предприятиях изготовителях);
• Потребители (их общества, ассоциации, союзы и т.п.).
Каждому из названных субъектов контроля соответствует свой вид контроля качества, отличающийся от других видов следующими признаками:
• Основные направления и конкретные задачи проверок;
• Арсенал имеющихся средств и методов осуществления контроля качества продукции (работ, услуг);
• Место и время проведения контроля;
• Глубина проникновения в суть явлений и степень охвата всей совокупности факторов и причин, прямо или косвенно влияющих на качество продукции (работ, услуг);
• Уровень обобщения результатов проверок;
• Совокупность рычагов и каналов воздействия на объект контроля;
• Характер воздействия на контролируемый объект.
• Лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей;
• Механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров;
• Рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;
• Технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно лабораторного анализа;
• Контрольно-сдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей качества;
• Контроль соблюдения технологической дисциплины;
• Изучение качества продукции в сфере потребления;
• Электрофизические методы измерения параметров изделия;
• Методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных, ионных, ортонных пучков.
Итак, рассмотрев основные формы и виды контроля качества продукции, можно убедиться, насколько он необходим во всех областях деятельности предприятия. Но для того, чтобы его применение было действительно результативным, эффективный контроль должен иметь следующие характеристики:
• Стратегическая направленность контроля. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегическую направленность, то есть отражать общие приоритеты предприятия и поддерживать их.
• Ориентация на результаты. Необходимо помнить, что конечная цель контроля не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед предприятием. Ведь в конечном счете эффективным контроль можно назвать только тогда, когда предприятие фактически достигает желаемых целей.
• Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен измерять и оценивать то, что действительно важно.
• Своевременность контроля. Эффективный контроль должен быть своевременным. Это заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений и оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
• Гибкость контроля. Контроль должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
1.3 Особенности контроля качества продукции на предприятии
Контроль качества в масштабах предприятия возложен на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в функции которого входят разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака и условий их устранения. Служба контроля осуществляет свою деятельность в тесном контакте с соответствующими службами в производственных отделениях, а также с заводскими службами контроля качества (или отделами технического контроля). Центральная служба контроля может осуществлять проверку качества сырья и материалов, технологического процесса, организации контрольных испытаний, правил приемки, применяемых заводской службой качества или отделом технического контроля, а иногда и выборочно производить проверку качества продукции, уже прошедшей технический контроль. Одной из важнейших функций центральной службы контроля является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление необходимых связей между службами контроля качества в производственных отделениях предприятий. Через центральную службу контроля осуществляется централизация управления в области совершенствования качества выпускаемой продукции. [32]
Таким образом, контроль призван обеспечить проверку исполнения управленческих решений на всех уровнях управления на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной деятельности предприятия.
Для контроля качества продукции необходимо располагать:
1) показателями (стандартами, техническими параметрами), характеризующими качество продукции;
2) методами и средствами контроля проверки качества;
3) техническими средствами для проведения испытаний;
4) результатами анализа рекламации;
5) причинами возникновения дефектов, брака и условий их устранения.
Кроме центральной службы контролем качества продукции занимаются в подразделениях, цехах, участках, рабочих местах. Они первые получают сведения об отклонениях от нормы, состава и качества материалов, о допущенных отклонениях технологического процесса и предупреждают о возникновении производственного брака. Своевременно полученная информация позволяет оперативно реагировать на нарушение хода технологического процесса и принимать срочные меры к сокращению потерь от брака.
Все сведения, полученные в ходе проведенного контроля, ежедневно и посменно поступают в главную диспетчерскую службу. В связи с этим сложилась следующая иерархия контролирующих служб и их подразделений на предприятиях: отдел или управление технического контроля предприятия – бюро технического контроля цеха – бригада контролеров участка – рабочий контролер.
Многообразие задач контроля качества продукции и необходимость соответствующих проверок на различных этапах процесса производства изделий обуславливают выделение в составе контрольных служб специальных функциональных подразделений, ориентированных на выполнение отдельных видов работ по контролю качества.
В наиболее общем случае в состав отделов и управлений технического контроля предприятий могут входить следующие специализированные подразделения:
• контроля технического состояния и точности оборудования;
• контроля технологической оснастки;
• агрегатов;
• исследования надежности выпускаемой продукции;
• контроля качества упаковки и хранения продукции на складах;
• контроля качества изделий в процессе эксплуатации их потребителем и по завершении отдельных этапов эксплуатации;
• измерительной техники;
• линейных и угловых измерений;
• особо точных измерений;
• дефектоскопии;
• изоляции брака;
• контроля качества продукции, предназначенной для поставки на экспорт;
• инспекционного контроля;
• технического и технологического обеспечения процессов контроля качества;
• учета, анализа и классификации брака в производстве;
• анализа претензий и рекламаций потребителей на выпускаемую продукцию;
• внедрения новых средств и методов технического контроля (неразрушающего, активного и др.);
• ремонта контрольноиспытательного оборудования, измерительных приборов и оснастки;
• разработки, внедрения и контроля функционирования системы управления качеством продукции на предприятии.
Приведенный перечень подразделений может быть существенно расширен за счет включения в него лабораторий, бюро и групп, не входящих, как правило в состав отделов и управлений технического контроля, но оказывающих, тем не менее, существенное и непосредственное влияние на общее состояние работ по контролю качества. Имеются в виду, например, подразделения конструкторского контроля службы главного конструктора, подразделения нормоконтроля службы стандартизации, подразделения наладки и поверки контрольно измерительного оборудования, приборов, инструмента и оснастки, входящие в метрологическую службу предприятия, и некоторые другие.
Особая роль в управлении контролем качества принадлежит менеджеру, отвечающему за контроль качества продукции. Решения менеджера будут меняться в зависимости от сложившейся ситуации в технологическом процессе. Менеджер может принимать решения, если возникнет необходимость, остановить производственный процесс.
В структуре служб контроля качества продукции многих предприятий в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества, при этом недостаточно развиты организационно-экономические и информационные функции отделов и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразделений имеются такие проблемы и недостатки, как:
• низкая пропускная способность контрольных служб и недостаточная численность персонала, приводящие к нарушению ритмичности производства и реализации продукции, невыполнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства;
• недостоверность результатов контроля, низкая требовательность и субъективизм в оценке качества продукции;
• слабая техническая вооруженность и несовершенство метрологического обеспечения;
• несовершенство методик измерений, дублирование и параллелизм в работе по оценке качества;
• относительно низкая заработная плата работников служб контроля качества предприятий ;
• несовершенность системы премирования персонала контрольных служб, приводящая к незаинтересованности в полном и своевременном выявлении брака;
• несоответствие по квалификации разряда контролеров разряду выполняемых контрольных работ, низкий общеобразовательный уровень работников ОТК предприятий.
Устранение отмеченных недостатков в работе служб технического контроля, препятствующих достижению высокой профилактичности, достоверности и объективности проверок, может оказывать разностороннее положительное влияние на процессы формирования и оценки качества изделий.
Во-первых, технический контроль, направленный на предупреждение разладок производственных процессов и возникновения отклонений от требований, предъявляемых к качеству изделий, способствует профилактике брака, его обнаружению на наиболее ранних стадиях технологических процессов и оперативному устранению с минимальными затратами ресурсов, что несомненно приводит к повышению качества выпускаемой продукции, росту эффективности производства.
Во-вторых, строгий и объективный контроль качества изделий работниками ОТК препятствует проникновению брака за пределы предприятий изготовителей, способствует уменьшению объемов недоброкачественных изделий, поставленных потребителям, снижает вероятность появления, неизбежно возникающих при плохом контроле, дополнительных непроизводственных расходов по выявлению и устранению различных дефектов в уже собранных изделиях, хранению, отгрузке и транспортировке недоброкачественной продукции к потребителям, ее входному контролю специальными подразделениями последних и возврату изготовителям.
В-третьих, надежная работа службы контроля качества создает необходимые предпосылки для устранения дублирования и параллелизма в работе других служб предприятия, снижения объемов перерабатываемой ими информации, высвобождения многих квалифицированных специалистов, занятых перепроверкой продукции, принятой службой технического контроля предприятия, существенного уменьшения количества разногласий, имеющих место при оценке качества продукции различными субъектами контроля, снижения затрат на технический контроль и повышения его эффективности. [8]
Многие недостатки в работе служб контроля качества продукции на предприятиях в значительной мере обусловлены тем, что персонал подразделений технического контроля не выполняет отдельные виды работ, имеющие важное значение для выпуска продукции стабильно высокого качества, а также тем, что неправильно распределены обязанности по техническому контролю между различными подразделениями и отдельными специалистами соответствующих служб, отсутствуют действенные материальные и моральные стимулы повышения достоверности и эффективности проверок, нерациональна и неполна организационная структура отделов и управлений технического контроля (в ее составе нередко отсутствуют многие важные подразделения).
Информация о работе Анализ состояния и повышение уровня организации контроля качества продукции