Анализ состояния и повышение уровня организации контроля качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния и повышение уровня организации контроля качества продукции.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. дать характеристику качества продукции и основные его показатели;
2. рассмотреть процесс контроля качества продукции на исследуемом предприятии;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты анализа состояния и повышения уровня организации контроля качества продукции
1.1 Качество продукции и его показатели
1.2 Виды методы организации контроля качества продукции на предприятии
1.3 Особенности контроля качества продукции на предприятии
2. Анализ организации технического уровня качества продукции на ОАО «Промприбор»
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Промприбор»
2.2 Финансово-хозяйственный анализ ОАО «Промприбор»
2.3 Анализ влияния качества продукции ОАО «Промприбор» на ее выпуск и объем продукции
3. Пути повышения эффективности уровня организации контроля качества продукции
3.1 Оценка влияния организационных методов на трудоемкость контроля качества продукции
3.2 Резервы повышения эффективности уровня организации контроля качества продукции
3.3 Факторы организации контроля производства, способствующие обеспечению качества продукции и направления их реализации
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

копия 400594.doc

— 890.50 Кб (Скачать)


5

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»

тема: «Анализ состояния и повышение уровня организации контроля качества продукции», (на материалах ОАО «Промприбор»)

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические аспекты анализа состояния и повышения уровня организации контроля качества продукции

1.1 Качество продукции и его показатели

1.2 Виды методы организации контроля качества продукции на предприятии

1.3 Особенности контроля качества продукции на предприятии

2. Анализ организации технического уровня качества продукции на ОАО «Промприбор»

2.1 Экономическая характеристика ОАО «Промприбор»

2.2 Финансово-хозяйственный анализ ОАО «Промприбор»

2.3 Анализ влияния качества продукции ОАО «Промприбор» на ее выпуск и объем продукции

3. Пути повышения эффективности уровня организации контроля качества продукции

3.1 Оценка влияния организационных методов на трудоемкость контроля качества продукции

3.2 Резервы повышения эффективности уровня организации контроля качества продукции

3.3 Факторы организации контроля производства, способствующие обеспечению качества продукции и направления их реализации

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.

Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или эксплуатации.

Суть контроля качества продукции на предприятии заключается в получении информации о состоянии объекта и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, договорах поставки и других документах.

Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией «регулирование качества», в связи с чем изучение процесса контроля качества продукции является актуальным.

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности производства, экономию ресурсов, используемых на предприятии.

Постепенно качество становится определяющим условием при выборе товаров и услуг и на рынке, и соответствующее обеспечение его невозможно без функционирования эффективной системы менеджмента качества, одним из важнейших элементов которой является контроль.

Однако, несмотря на значительный объем литературы по данной проблеме существуют ряд вопросов, требующих дальнейшей проработки. Прежде всего, речь идет об особенностях анализа контроля качества продукции в реальных условиях работы конкретного предприятия.

Объектом изучения работы является предприятие ОАО «Промприбор».

Предметом исследования является система контроля качества продукции ОАО «Промприбор».

Целью данной курсовой работы является изучение состояния и повышение уровня организации контроля качества продукции.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

1.                  дать характеристику качества продукции и основные его показатели;

2.                  рассмотреть процесс контроля качества продукции на исследуемом предприятии;

3.                  проанализировать резервы повышения эффективности уровня организации контроля качества продукции на исследуемом предприятии.

Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных специалистов по системам и процессам контроля качества, а также различного рода справочная и энциклопедическая литература.

Информационной базой послужили данные ОАО «Промприбор». Таким образом, исследование проводилось с использованием данных о реальной деятельности предприятия.

 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

1.1             Качество продукции и его показатели(подходит к пункту 1.3)

 

Качество продукции является важнейшим элементом организации и планирования производства, определяющим конкурентоспособность проекта, выбор технологического процесса изготовления, организацию производства и поставок комплектующих.

Под качеством понимается совокупность свойств продукции, относящихся к её способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности общества. Многообразие свойств продукции определяет показатели качества, к которым относятся показатели назначения, надёжности, технологичности, стандартизации и унификации, транспортабельности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности, патентно-правовые, а также экономические показатели. Технические свойства продукции характеризуют её технический уровень, который отражает степень использования научно-технических достижений для её создания и определяется теми же показателями, что и качество продукции, за исключением экономических показателей. [35]

Экономические показатели составляют особую группу показателей качества. Их исключительная ценность заключается в универсальности, так как любой технический показатель качества может быть представлен в денежном выражении (увеличение затрат на повышение технического уровня продукции или выручки от реализации такой продукции). Технический уровень продукции имеет определённую связь с её экономическими показателями. В общем эту связь можно представить в таком виде. Технический уровень продукции, её потребительские свойства определяют как себестоимость её производства, так и рыночную цену. Повышение технического уровня продукции требует дополнительных затрат (издержек производства), что приводит к росту себестоимости. Однако повышенный спрос на продукцию с высоким техническим уровнем вызывает рост цены. Увеличение себестоимости и цены с повышением технического уровня происходит по-разному. На рисунке 1 технический уровень продукции, например, в виде коэффициента технического уровня представлен по оси абсцисс, а цена и себестоимость в денежном выражении – по оси ординат.

 

Рисунок 1 - Зависимость экономических показателей от технического уровня продукции ()

 

Повышение технического уровня продукции означает появление у неё свойств, которые удовлетворяли бы всё большее число потребностей. В этом процессе повышения технического уровня продукции с позиций экономических показателей можно выделить характерный цикл. За исходную точку этого цикла выбрано такое состояние, когда цена и себестоимость равны (на рисунке 1 ), и выпуск такой продукции экономически невыгоден, нерентабелен, так как не приносит прибыли. Для получения прибыли необходимо повышать технический уровень продукции, чтобы создать повышенный спрос на неё. На участке повышение технического уровня приводит к более быстрому росту цены, чем себестоимости: прибыль растёт и достигает максимального значения. Дальнейший рост технического уровня (участок ) ведёт к уменьшению прибыли за счёт того, что себестоимость растёт быстрее, чем цена. Для того чтобы производство находилось в точке , когда имеет место максимальная прибыль, необходимо постоянный анализ качества продукции и воздействие на него, т.е. управление качеством. [40]

Показатели качества и технического уровня могут иметь размерность (показатели назначения – метры, килограммы, киловатты и др., показатели транспортабельности – стоимость упаковки или перевозки единицы продукции) или быть безразмерными (показатели надежности – вероятность безотказной работы, эстетические показатели – количество баллов экспертной оценки).

По способу получения значений показателей качества продукции различают следующие методы оценки качества:

- измерительный – на основе технических средств;

- регистрационный – на основе наблюдения и подсчёта числа определённых событий, предметов или затрат;

- расчётный – на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от её параметров;

- органолептический – на основе анализа восприятия органами чувств;

- экспертный, при котором решение о значении показателей качества продукции принимается экспертами;

- социологический – на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей.

При оценке технического уровня и качества продукции, а также проведении технико-экономического анализа проектных решений используются следующие принципы: [14]

1) Качество продукции рассматривается как иерархическая совокупность свойств, расположенных на различных уровнях значимости, поэтому для каждого из показателей вводится весовой коэффициент.

2) Отдельные свойства определяются абсолютными показателями этих свойств (i – число свойств). Каждый из этих показателей может иметь свою размерность и по-разному сказываться на повышении качества: увеличение одних приводит к повышению качества, и снижению у других. Таким образом, свойства могут быть разнонаправлены.

3) Качество по отдельным параметрам может быть оценено с помощью относительного показателя () (формула1):

 

= /, (1)

 

где - показатель качества рассматриваемого изделия;

- аналогичный показатель качества изделия образца, с которым производится сравнение.

Сопоставление проектируемого изделия проводится:

- с перспективным (идеальным) образцом, т.е. прогнозируемой совокупностью реально достижимых на данном этапе развития науки и техники (но не достигнутых) численных значений параметров;

- с аналогом, т.е. продукцией отечественного или зарубежного производства, выполняющей те же функции;

- с базовым образцом, т.е. объектом, принятым за базу для сравнения, как правило, лучшим на данный момент времени.

Необходимо отметить, что функция полезности и функция потерь имеют различный знак, разнонаправлены. Поэтому для показателей, увеличение значений которых ухудшает качество (увеличение массы, число отказов в единицу времени и т.п.) для оценки относительного показателя используется формула 2:

 

(2)

 

4) Каждое свойство изделия определяется двумя числовыми характеристиками: относительным показателем свойства и весомостью этого свойства в рассматриваемом ряду свойств. Таким образом, показатели качества становятся безразмерными, однонаправленными, и к ним можно применить аддитивную функцию (функцию сложения).

5) Суммарный показатель качества продукции или проекта может быть определён с помощью функции сложения отдельных относительных показателей (формула 3):

 

(3)

 

где - коэффициент суммарной полезности проектируемого изделия по сравнению с образцом по n выходным параметрам;

- коэффициент значимости (весомость) каждого из n параметров

 

 

Параметрами качества в приведенных формулах могут использоваться как показатели технического уровня, так и экономические параметры.

Более точную оценку качества даёт коэффициент конкурентоспособности, особенно в тех случаях, когда одни технические параметры и экономические показатели проекта лучше, чем у образца, а другие – хуже.

Конкурентоспособность – это свойство товара данной фирмы вытеснить с рынка аналогичный товар фирм-конкурентов за счёт относительно высоких технических показателей и относительно низких затрат на её изготовление и реализацию. [8]

В общем случае коэффициент конкурентоспособности ,определяется по формуле 4:

 

(4)

 

где - коэффициент полезности продукции;

- экономический показатель затрат на достижение полезности.

Коэффициентом полезности здесь является коэффициент технического уровня (), определяемый по формуле 5:

 

(5)

 

в которую входят только технические показатели проектируемого изделия и образца

Экономический показатель затрат (), определяется по формуле 6:

 

(6)

 

где в зависимости от характера изделия и этапа его жизненного цикла под затратами на проектируемое изделие и образца понимаются себестоимость, чистый дисконтированный доход, цена продукции или другие экономические показатели.

Информация о работе Анализ состояния и повышение уровня организации контроля качества продукции