Анализ состояния и повышение уровня организации контроля качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния и повышение уровня организации контроля качества продукции.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. дать характеристику качества продукции и основные его показатели;
2. рассмотреть процесс контроля качества продукции на исследуемом предприятии;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты анализа состояния и повышения уровня организации контроля качества продукции
1.1 Качество продукции и его показатели
1.2 Виды методы организации контроля качества продукции на предприятии
1.3 Особенности контроля качества продукции на предприятии
2. Анализ организации технического уровня качества продукции на ОАО «Промприбор»
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Промприбор»
2.2 Финансово-хозяйственный анализ ОАО «Промприбор»
2.3 Анализ влияния качества продукции ОАО «Промприбор» на ее выпуск и объем продукции
3. Пути повышения эффективности уровня организации контроля качества продукции
3.1 Оценка влияния организационных методов на трудоемкость контроля качества продукции
3.2 Резервы повышения эффективности уровня организации контроля качества продукции
3.3 Факторы организации контроля производства, способствующие обеспечению качества продукции и направления их реализации
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

копия 400594.doc

— 890.50 Кб (Скачать)

Примечание: i-вид продукции

 

Сущность управления ЗОКП в процессе производства состоит в осуществлении непрерывного и направленного процесса воздействия на производственные затраты с целью выявления и создания необходимых условий, соблюдение которых обеспечивает заданный уровень качества продукции при оптимальном размере затрат.

В работе предлагается использовать диагностику в качестве метода исследования системы управления ЗОКП в процессе производства. Этап диагностического обследования проводится на базе разработанной системы показателей (таблица 26) и функциональной модели оценки системы управления ЗОКП.

 

Таблица 26 - Система показателей затрат на обеспечение качества продукции

Характеристика показателя ЗОКП

Метод определения затрат

1

2

Затраты на предупреждение дефектов (Зпред)

Затраты на поддержание оборудования в рабочем состоянии + Затраты на создание условий хранения материалов и комплектующих +Затраты на обучение персонала +Затраты на создание условий обеспечения качественной среды +Затраты на создание условий материального стимулирования

Затраты на проведение оценки (контроль) качества (Зконт)

Затраты на выявление несоответствий в процессе производства + затраты на аудит входных объектов + затраты на выявление дефектов после изготовления

Полезные ЗОКП (Зполез)

Зпред + Зконт

Затраты, связанные с внутренним браком (Звнут)

Затраты на переделки и ремонт + Затраты, связанные с проведением анализа потерь

Управляемые ЗОКП (Зуправ)

Зпред + Зконт + Звнут

Неуправляемые ЗОКП (Знеуправ)

Гарантийные обязательства + Затраты, связанные с проведением анализа возникновения внешнего брака + Затраты, связанные со снижением сорта + Затраты на юридические споры и выплату компенсаций

Потери (Зпот)

Звнут+ Знеуправ

ЗОКП (Зок)

Зуправ +Знеуправ

Соотношение затрат на предупреждение дефектов к ЗОКП (Kпред)

Зпред/ Зок

Соотношение затрат на проведение оценки (контроля) качества продукции к ЗОКП (Kконт)

Зконт / Зок

Доля ЗОКП в себестоимости произведенной продукции (Kок)

Зок/себестоимость

Темп роста ЗОКП (Iок)

Зок 1/ Зок2

Темп роста затрат на предупреждение дефектов (Iпред)

Зпред1/ Зпред2

Темп роста затрат на проведение оценки (контроль) качества (Iконт)

Зконт1 / Зконт 2

Темп роста затрат, связанных с внутренним браком (Iвнут)

Звнут1/ Звнут2

Эффективность инвестиций на обеспечение качества продукции (Эинвес)

ΔЗполез/ ΔЗпот

 

Для получения объективных результатов анализ всей системы показателей необходимо производить в динамике. В рамках этих функций выделены направления деятельности предприятия в области управления ЗОКП, содержание которых определяется экспертным путем.

В результате проведенного исследования содержания ЗОКП было выявлено отсутствие единства в понимании, что непосредственно представляют собой ЗОКП и какие составляющие элементы входят в это понятие. Это подтверждается полученными данными по показателю Kок, границы которого варьируются от 0 % до 72,5 %. Также изучение данного вопроса позволило определить, что идея оптимальности этого вида затрат теряется, а на некоторых предприятиях это направление вообще не рассматривается, а лишь производится реальное фиксирование значения ЗОКП (рисунок 2 и рисунок 3).

 


Рисунок 2 – Структура затрат на обеспечение качества продукции

 

Рисунок 3 - Эффективность вложений в обеспечение качества продукции

 

Анализ содержания ЗОКП показал, что на предприятии не ведутся работы по выявлению причинно-следственных связей между вложениями в процесс обеспечения качества продукции и затратами на устранение ошибок. Построена корреляционно-регрессионная зависимость между затратами на предупреждение и контроль (х) и затратами на устранение ошибок (у):

 

у = 695731,8-0,08х.

 

Полученное уравнение показывает обратную зависимость (коэффициент корреляции равен – 0,59): при увеличении затрат на предупреждение и контроль затраты на устранение ошибок снижаются.

Служба контроля качества является началом передачи данных о качестве продукции среди всех заинтересованных работников, по существу информационной системой и средством участия этих работников в программе фирмы по контролю качества. Организация контроля качества связана также с реализацией широкого круга вопросов, которые стимулируют повышение качества продукции с учетом трех основных аспектов. Во-первых, отношение работников предприятия к качеству. Здесь первостепенное значение приобретает понимание работниками предприятия важности обеспечения качества товаров, высокое качество их работы.

Во-вторых, осознание работниками существования новейших методов для решения стоящих перед ними конкретных задач контроля качества.

В-третьих, практические навыки, необходимые для выпуска продукции должного качества. Необходимо стимулировать каждого работника для того, чтобы он выпускал изделия должного качества. Такое стимулирование обеспечивается в основном делами и поступками руководителей. Если руководство не будет проявлять постоянного интереса к качеству продукции, то на предприятии останется все на своих местах. Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что не последнюю роль в организации контроля качества играет человеческий фактор. Вся проблема в том, чтобы постоянно повышать роль человеческого фактора в этом процессе. Но для этого должна быть выработана правильная политика на предприятии.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Показатели качества - это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

Контроль качества - это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам (показателями качества).

Основная задача контроля качества - не допустить появления брака. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В том случае, если параметры продукции не соответствуют заданным показателям качества, система контроля качества поможет оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствия и устранить их.

Система обеспечения качества продукции базируется на стандартизации. Обязательные требования к качеству включены в государственные стандарты Российской Федерации - стандарты на продукцию. Номенклатура показателей качества однородной продукции устанавливается в государственных стандартах Системы показателей качества (СПК).

Основные недостатки в деятельности ОТК на предприятии ОАО «Промприбор»:

- контроль осуществляется не достаточно оперативно;

- контроль качества материалов и комплектующих производится не всегда;

- не четко разграничены полномочия и ответственность между работниками ОТК на предприятии.

Основные положительные стороны в работе ОТК на предприятии ОАО «Промприбор»:

- использование высокоэффективных методов контроля качества;

- наличие современных приборов, обеспечивающих эффективность контроля;

- высокая квалификация работников ОТК.

Учитывая постоянно меняющуюся рыночную ситуацию руководство ОАО «Промприбор» должно периодически анализировать и совершенствовать систему качества, чтобы обеспечить ее постоянное эффективное функционирование, а также реализовать принятую предприятием политику в области качества.

Анализируя вышеперечисленные факторы видно, что существующая система имеет свои недостатки, которые требуют ее совершенствования.

Важнейшими проблемами организации контроля качества являются проблемы человеческих отношений. Основная трудность, с которой приходится сталкиваться – это естественное сопротивление работников фирм любым изменениям.

Внедрение разработанных практических рекомендаций и методических положений позволит ОАО «Промприбор» достичь запланированного качества продукции с наименьшими затратами на его обеспечение.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                  Аристов О.В. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с.

2.                  Ахмин, А.М. Основы управления качеством продукции / Д.П. Гасюк - СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 192с.

3.                  Басовский Л. Е. Управление качеством: учебник для вузов / В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 212 с.

4.                  Басовский Л.Е. Протасьев В.Б. Управление качеством / В.Б. Протасьев – М.: ИНФРА-М, 2006. – 212 с.

5.                  Биктимиров Р.Л. Управление качеством / В.А. Гречишников, С.П. Дырин, А.Ф. Гумеров – СПб.: Питер, 2005. – 256 с.

6.                  Брасс А.А. Основы менеджмента. - Мн.: Экоперспектива, 2000. - 239 с.

7.                  Бузов Б.А. Управление качеством продукции. – М.: ИЦ Академия, 2006. – 176 с.

8.                  Бурчакова, М.А. Управление качеством / М.Ф. Мезинцева – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 200 с.

9.                  Варакута, С. А. Управление качеством продукции. – М.: ИНФРА – М, 2001. –207 с.

10.             Василевская, И.В. Управление качеством. – М.: РИОР, 2005. – 79 с.

11.             Версан, В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения/ Пичугин К.В. Принцип «постоянного улучшения» в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года// Сертификация. 2001. № 4. С. 11.

12.             Внутренний аудит. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Вып. 2. 2002. М.: НТК «Трек», 2001. 32 с.

13.             Герасимов, Б.И. Управление качеством / Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов – М.: КноРус, 2005. – 272 с.

14.             Гиссин, В.И. Контроль качества продукции. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 255 с.

15.             Гуленков, В.Ю. Новое в подходе к сертификации систем менеджмента качества / М.С. Куприянова // Стандарты и качество. 2002. № 3. С. 90-83.

16.             Елиферов, В.Г. Управление качеством. – М.: Вершина, 2006. – 206 с.

17.             Журнал ИСО 9000+ИСО 14000, 2006.№ 3.

18.             Журнал "Менеджмент: горизонты ИСО" Выпуск: 2 ИСО 9000: От намерения до реализации, 2008 г

19.             Журнал "Сертификация" Вопросы технического регулирования, 2009. № 9.

20.             Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» Главный редактор: А.Е. Хачатуров, д.э.н, профессор, 2009. № 6.

21.             Журнал «Стандарты и качество» главный редактор Г.Воронин, 2008. № 3.

22.             Ильенкова, С.Д. Управление качеством / Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 334 с.

23.             Качалов, В.А. Насколько точно «русское лицо» стандартов ИСО серии 9000:2000// Стандарты и качество. 2002. № 6. С. 31-38.

24.             Колмаков, Ю.В. Технология производства муки, крупы, макарон и хлеба на предприятиях разной мощности / Л.А. Зелова, В.И. Капис, В.М.Распутин, М.В. Семенова // Под ред. И.М. Чекмезова. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2005.

25.             Крейг, Р.Д. ИСО 9000: руководство по получению сертификата о регистрации по ИСО 9000. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 183с. (сер. «Дом качества», вып. 9).

26.             Крылова, Г.Д Основы стандартизации, сертификации и метрологии. - М.: «Аудит», ЮНИТИ, 2002. - 479 c.

27.             Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография Новости», 2000.-432 с.

28.             Лапуста, М.Г. Справочник директора предприятия. 5-е изд., испр., изменен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 750 с.

29.             Мазур, И.И. Управление качеством / В.Д. Шапиро – СПб.: Омега-Л, 2005. – 400 с.

30.             Мельников, В.П. Управление качеством / В.П. Смоленцев – М.: ИЦ Академия, 2005. – 352 с.

31.             Мескон, М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2000. - 701 с.

32.             Миронов, М.Г. Управление качеством. – М.: Проспект, ТК Велби, 2006. – 288 с.

33.             Мишин, В.М. Управление качеством. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.463.

34.             Никифоров, А.Д. Управление качеством. – М.: Дрофа, 2004. – 720 с.

35.             Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции. - Мн: Новое знание, 2001. – 238 с.

36.             Степанов, С.А. Всеобщий менеджмент качества. Уч. пос./ СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.200 с.

37.             Смирницкий Е.К. Экономические показатели промышленности: Справочник - 3-е изд., - М.: Экономика, 2007. - 381 с.

38.             Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р. А. Шмойловой - Финансы и статистика, 2006. – 297 с.

39.             Управление эффективностью и качеством / под ред. И.П. Прокопенко, к. Норта. - М.: Дело, 2001. - 607с.

40.             Фатхутдинов, Р.А. Организация производства. – М.: ИНФРА-М, 2002. - 672 с.

Размещено на Allbest.ru



Информация о работе Анализ состояния и повышение уровня организации контроля качества продукции