Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:49, реферат
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
Введение…………………………………………………………………………………………………3
1. Экономическая характеристика показателей рентабельности………………………………4
2. Группы показателей рентабельности…………………………………………………………………………………….5
3. Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности………………………………..6
4. Рентабельность активов………………………………………………………………………………………………………..17
4.1 Рентабельность оборотных средств……………………………………………………………………………………..18
4.2 Анализ оборотных средств………………………………………………………………………………………………….…18
5. Внеоборотные средства…………………………………………………………………………………………………………22
6. Рентабельность инвестиций…………………………………………………………………………………………………..22
6.1 Приемлемый уровень рентабельности инвестиций……………………………………….……………………23
7. Рентабельность собственного капитала…………………………………………………………………………………24
7.1 Рентабельность совокупных вложений капитала………………………………………………………………….25
8. Рентабельность продукции…………………………………………………………………………………………………….25
9. Рентабельность продаж………………………………………………………………………………………………………….26
10. Пути повешения рентабельности…………………………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………32
Валовая рентабельность рассчитывается по формуле (1.4).
(1.4)
где РВ − валовая рентабельность продаж, %;
Пв – валовая прибыль, тыс. руб.;
В – выручка от реализации, тыс. руб.
Коэффициент валовой прибыли показывает эффективность производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования.
Операционная прибыль
— это прибыль, остающаяся после
вычета из валовой прибыли
Операционная рентабельность
реализованной продукции
(1.5)
где РВ − операционная рентабельность продаж, %;
Под – прибыль от операционной деятельности, тыс. руб.;
В – выручка от реализации, тыс. руб.
Показатель
операционной рентабельности является
одним из лучших инструментов определения
операционной эффективности и показывает
способность руководства
Чистая рентабельность продаж характеризует эффективность всех видов деятельности предприятия: операционной, инвестиционной и финансовой. Этот показатель отражает полное влияние структуры капитала и финансирования предприятия на его рентабельность. Данный показатель рассчитывается по формуле (1.6).
(1.6)
где РЧ − чистая рентабельность продаж, %;
Пч – читая прибыль предприятия, тыс. руб.;
На практике чаще всего используется именно показатель чистой рентабельности реализованной продукции. Неизменность на протяжении какого-либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
Рентабельность продукции (Рп) определяется как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции. Расчетная формула (1.7).
(1.7)
где РП − рентабельность продукции, %;
Пв – валовая прибыль, тыс. руб.;
Срп – себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
Показатель рентабельность продукции, рассчитанный по такому подходу, характеризует эффективность использования средств, использованных в процессе производства, а именно, сколько предприятие получает прибыли с каждой гривны, затраченной на выполнение определенного вида деятельности. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность
реализованной продукции по чистой
прибыли от реализации определяется
как отношение чистой прибыли
от реализации к чистой выручке от
реализации. Характеризует эффективность
предпринимательской
(1.8)
где РЗ − рентабельность продукции, %;
Пв – валовая прибыль, тыс. руб.;
В– выручка от реализации продукции, тыс. руб.;
Задм− административные затраты, тыс. руб.;
Зсб – затраты на сбыт, тыс. руб.
Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Рентабельность реализованной
продукции определяемая как отношение
прибыли от операционной деятельности
к сумме себестоимости
(1.9)
где РР− рентабельность реализованной продукции, %;
Пв – валовая прибыль, тыс. руб.;
Срп – себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.;
Задм− административные затраты, тыс. руб.;
Зсб – затраты на сбыт, тыс. руб.
Данный показатель характеризует эффективность операционной деятельности и показывает, сколько предприятие имеет операционной прибыли с каждой гривны операционных затрат.
Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
В показателе рентабельности,
рассчитанном в целом по продукции,
усредняется уровень доходности
отдельных видов изделий. Поэтому
в ходе анализа необходимо изучать
рентабельность отдельных видов
продукции или групп продукции.
На рентабельность продукции влияют
три фактора: изменение ассортимента,
изменение себестоимости
Важность анализа,
показателя рентабельности отдельных
видов продукции, связана с тем,
что предприятие должно осуществлять
контроль над затратами по ее производству
и реализации. Если на рынке имеется
достаточно высокий спрос на продукцию
с низким уровнем рентабельности,
предприятие может сделать
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности.
Важным инструментом
в поиске, путей повышения эффективности
функционирования предприятий, является
экономический анализ. С его помощью
изучаются тенденции развития, глубоко
и системно исследуются факторы
изменения результатов
Основным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение влияние факторов на результаты деятельности предприятия. От глубины, комплексности и точности измерения влияния факторов в конечном итоге зависят выводы и рекомендации по результатам анализа, а также точность прогноза исследуемых показателей.
На уровень
и динамику показателей рентабельности
оказывает влияние вся
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
В детерминированном факторном анализе для этого используются следующие способы:
— цепной подстановки,
— индексный,
— абсолютной и относительной разницы,
— пропорционального деления,
— интегрированный,
Первые четыре способа основываются на методе элиминирования – т.е. устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.
Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три, и т.д., при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.
В данной дипломной работе будут использоваться факторные модели анализа способом цепных подстановок и абсолютной разницы.
Наиболее универсальным из них является способ цепной подстановки. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую величину, в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что все остальные не изменяются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того и другого фактора позволяют элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.
Представим рассматриваемый метод в виде формулы. Так, например модели типа , зависит от двух основных факторов первого уровня. Имеются плановые и фактические значения по каждому факторному показателю.
Способ абсолютной разницы
является одной из модификаций элиминирования
(устранять, исключать). Как и способ
цепных подстановок, он применяется
для расчета влияния факторов
на прирост результативного
и (1.13)
Хотя его
использование ограничено, но благодаря
своей простоте он получил широкое
применение в анализе производственно-
Определяем изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора
Как видно из приведенной схемы, расчет строится на последовательной замене плановых факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей.
Способ абсолютной разницы дает те же результаты, что и способ цепной постановки. Необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов была равна общему его приросту.
Так же широко используется факторная модель, разработанная фирмой Du Pont . К 1919 достаточно широкое распространение получили показатели рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Однако эти показатели использовались сами по себе, без увязки с факторами производства. В модели фирмы Дюпон впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры. В основу данной модели была заложена жестко детерминированная зависимость с целью, выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости.
В теоретическом
плане специалисты фирмы Дюпон
не были новаторами; они использовали
оригинальную идею взаимосвязанных
показателей, высказанную впервые
Альфредом Маршаллом и
Рассмотрим факторные модели, используемые для анализа показателей рентабельности.
Факторная модель для анализа рентабельности производства имеет вид формула (1.16):
(1.16)
ОФ, ОС − влияющие факторы;
Схема анализа (1.17):
Алгоритм расчета способом цепной подстановки для этой модели по парантезу (1.18):
Расчет влияния факторов для этой модели (1.19):
Балансовая проверка (1.20):
(1.20)
Для оценки влияния факторов на уровень рентабельности наиболее широко используется факторная модель, разработанная фирмой Du Pont, которая позволяет определить влияние изменения рентабельности продаж и оборачиваемости активов на уровень рентабельности совокупных активов. Схематическое представление модели фирмы «DuPont» представим на рисунке 1.3.
В основу приведенной схемы анализа заложена следующая детерминированная модель формула (1.21):
(1.21)
где П – прибыль от обычной деятельности до налогообложения;
ЧП – чистая прибыль;
В – выручка от реализации продукции;
А – совокупные активы;
Коб – коэффициент оборачиваемости совокупных активов;
ROS – рентабельность продаж.