Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:49, реферат

Описание работы

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
1. Экономическая характеристика показателей рентабельности………………………………4
2. Группы показателей рентабельности…………………………………………………………………………………….5
3. Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности………………………………..6
4. Рентабельность активов………………………………………………………………………………………………………..17
4.1 Рентабельность оборотных средств……………………………………………………………………………………..18
4.2 Анализ оборотных средств………………………………………………………………………………………………….…18
5. Внеоборотные средства…………………………………………………………………………………………………………22
6. Рентабельность инвестиций…………………………………………………………………………………………………..22
6.1 Приемлемый уровень рентабельности инвестиций……………………………………….……………………23
7. Рентабельность собственного капитала…………………………………………………………………………………24
7.1 Рентабельность совокупных вложений капитала………………………………………………………………….25
8. Рентабельность продукции…………………………………………………………………………………………………….25
9. Рентабельность продаж………………………………………………………………………………………………………….26
10. Пути повешения рентабельности…………………………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 215.31 Кб (Скачать)

8. Рентабельность продукции

Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть

выражена формулой:

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% деленная на полную себестоимость реализованной  продукции.

В числителе этой формулы  может быть также использован  показатель прибыли от реализации продукции. Данная формула показывает, какую  прибыль имеет предприятие с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный показатель рентабельности может быть определен  как в целом по данной организации, так и по отдельным ее подразделениям, а также по отдельным видам  продукции.

В ряде случаев рентабельность продукции может быть исчислена  как отношение прибыли,

остающейся в распоряжении предприятия (прибыли от реализации продукции) к сумме выручки от реализации продукции.

Рентабельность продукции, рассчитанная в целом по данной организации, зависит от трех факторов:

  • от изменения структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции.;
  • изменение себестоимости продукции оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции;
  • изменение среднего уровня реализационных цен. Этот фактор оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции.

 

9. Рентабельность продаж

Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) умножить на 100% делить на выручку от реализации продукции (работ, услуг).

Рентабельность продаж характеризует  удельный вес прибыли в составе  выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.

Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции  на рынке, так как говорит о  сокращении спроса на продукцию.

Рассмотрим порядок факторного анализа показателя рентабельности продаж. Предполагая, что структура  продукции осталась неизменной, определим  влияние на рентабельность продаж двух факторов:

  • изменение цены на продукцию;
  • изменение себестоимости продукции.

Обозначим рентабельность продаж базисного и отчетного периода  соответственно как  и .

Тогда получим следующие  формулы, выражающие рентабельность продаж:

,

Представив прибыль как  разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, получили эти же формулы в преобразованном  виде:

, ,

Условные обозначения:

  • , - прибыль от реализации продукции, работ, услуг ( соответственно базисного и отчетного периода);
  • , — реализация продукции (работ, услуг);
  • , - себестоимость продукции (работ, услуг);

∆К — изменение (приращение) рентабельности продаж за анализируемый период.

Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим в  обобщенном виде влияние первого  фактора — изменения цены на продукцию  — на показатель рентабельности продаж.

Затем исчислим влияние на рентабельность продаж второго фактора  — изменения себестоимости продукции.

где ∆КN — изменение рентабельности за счет изменения цены на продукцию;

∆КS — изменение рентабельности за счет изменения себестоимости продукции. Общее влияние двух факторов (баланс факторов) равняется изменению рентабельности по сравнению с ее базисной величиной:

∆К = ∆КN + ∆КS,

Итак, повышение рентабельности продаж достигается повышением цен  на реализуемую продукцию, а также  снижением себестоимости реализуемой  продукции. Если в структуре реализуемой  продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов  изделий, то это обстоятельство также  повышает уровень рентабельности продаж.

Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться  на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен  на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции.

 

10. Пути повышения рентабельности

Для любого предприятия  основная цель - максимизации прибыли, увеличения рыночной стоимости предприятия  в интересах их владельцев. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых  функций, так и внутренней организационной  перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы  распределения прав, полномочий и  ответственности.

Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос - краеугольный камень выработки стратегии предприятия  и создания обеспечивающих ее организационных  механизмов. Менеджеры компании должны постоянно изыскивать пути снижения издержек производства без уменьшения полезности товара. Полезность - общепринятый экономический термин, выражающий предполагаемое удовлетворение потребностей в результате использования или владения товарами. Часто в литературе, посвященной  вопросам управления, ее еще называют «качеством». Некоторые теоретики  стратегии утверждают, что перед  фирмой всегда открыты две возможности: конкуренция, основанная на издержках, и конкуренция, основанная на дифференцировании. Однако этот выбор является искусственным.

Сегодня фирме  необходим как низкий уровень  издержек, так и дифференцирование, нацеленное на повышение полезности. Невысокие издержки помогают фирме  создать отличительное преимущество либо путем снижения цены для потребителей, либо с помощью инвестиций в товары, услуги, персонал или в улучшение  имиджа.

Существуют  два альтернативных пути повышения  рентабельности продукции - увеличение объемов продаж и повышение эффективности  их реализации (т.е. получение большей  прибыли при сохранении объема продаж). Объем продаж может быть увеличен двумя способами: путем расширения рынка или путем более глубокого  проникновения в него. Эффективность  реализации возрастает при сокращении издержек, повышении цен или оптимизации  продаж-микс (т.е. исключении малорентабельных видов деятельности).

При анализе  путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних  и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем  потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и  рентабельность продаж, находятся между  собой в тесной функциональной связи. Основные пути повышения рентабельности товара рассматриваются обычно как  альтернативные друг другу. Так, усилия по наращиванию объемов продаж требуют  инвестиций, а усилия по увеличению эффективности как раз и способствуют получению денежных средств.

Подобным образом  увеличение объемов продаж предполагает использование маркетинговых стратегий (агрессивной ценовой политики, инвестиций в каналы распределения товаров, расширения рынка), в корне отличающихся от ориентированных на повышение  эффективности операций. Выбор стратегических усилий зависит главным образом  от стратегических задач, связанных  с конкретным товаром. Если менеджер видит перспективы роста его  привлекательности, усилия следует  сконцентрировать на увеличении объемов  продаж; если предполагается, что в  будущем распространение товара будет ограниченным, необходимо сосредоточиться  на вопросах эффективности. В течение  определенного времени ориентация на наращивание объемов продаж товара плавно переходит в стратегию повышения эффективности его производства и реализации, т.е. товар превратится из потребителя финансовых средств в их создателя. По мере того как перспективы роста объемов продаж товара снижаются, задачей менеджмента становится поиск новых видов продукции и новых рынков для поддержания темпов развития бизнеса.

Для повышения  объемов продаж можно использовать стратегию совершенствования деятельности. При выборе данной стратегии предприятию  рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга для имеющихся  товаров на существующих рынках: провести изучение целевого рынка предприятия, разработать мероприятия по продвижению  продукции и увеличению эффективности  деятельности на существующем рынке. В  этом случае доход обеспечивается за счет рационализации производства и  сбыта (снижение себестоимости, реклама, сервис, предоставление торговых скидок). Эта стратегия направлена на улучшение  деятельности предприятия, она эффективна при растущем или ненасыщенном рынке. Имеются следующие альтернативы интенсивного роста:

—увеличение доли рынка  за счет привлечения покупателей  фирм-конкурентов посредством активных маркетинговых мероприятий —  развития сбытовой сети, использования  стимулирующих мероприятий, гибкой ценовой политики, развития сервисных  услуг и т. д. Обычно эта стратегия  используется на стадии зрелости жизненного цикла товара;

—  защита своего положения на рынке посредством развития функционального маркетинга;

рационализация рынка  — фокусирование на рентабельных рыночных сегментах, уход из некоторых  сегментов рынка, повышение эффективности  продаж.

Однако крупным  предприятиям главное внимание лучше  обращать на проблемы контроля за изменениями  промышленной производительности и  старатся снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.).

В результате текущего экономического кризиса большинство  отраслей мировой экономики оказались  в весьма плачевном состоянии. Особенно сильно данный кризис ударил по строительной и производственной сфере. В частности, все мировые автопроизводители несут огромные потери и значительно сокращают объемы выпуска продукции из-за сильного падения спроса на нее. Например, только отечественный автопром выпустил за первый квартал 2009 года автомобилей почти в 3 раза меньше (123 тысячи единиц), чем за аналогичный период 2008 года. И ситуация в начале 2010 года - не намного лучше.

Все чаще первые лица государства говорят о необходимости  изменения модели организации производства, снижении затрат и увеличении производительности труда, и это в условиях кризиса  жизненно необходимо. Добиться подобных целей вполне возможно, используя  концепцию бережливого производства.

Заметим, что  данная концепция зародилась в конце 80-х годов ХХ века в результате исследований производственной системы  компании «Тойота» (TPS) в рамках Международной программы «Автомобили» Массачусетского Технологического Института, проводимых Джеймсом Вумеком, Д. Джонсом и Д. Русом.

В настоящее  время, основываясь на мнениях отечественных  и зарубежных специалистов можно  сформулировать определение бережливого  производства, как современной концепции организации производства, направленной на осознание ценности продукции, сокращения различных видов потерь (не добавляющих ценности: перепроизводство, простои, лишние перемещения, обработка, запасы, дефекты, нереализованный потенциал сотрудников). С помощью внедрения новых производственных и управленческих технологий, постоянное совершенствование основных и вспомогательных процессов, в итоге обеспечивающей долговременную конкурентоспособность организации. Бережливое производство включает такие основные компоненты, как картирование потока создания ценности (VSM), cистемы: организации рабочего места «5S», всеобщего обслуживания оборудования (TPM), «Канбан», быстрой переналадки оборудования; постоянных улучшений «Кайдзен», визуального, звукового контроля и предотвращения ошибок, которые в конечном итоге позволяют организовать производство по принципу «точно вовремя».

Если ранее  руководство отечественных предприятий, в относительно благополучные годы еще могло закрыть глаза на некоторые производственные и организационные  проблемы, то теперь они выдвинулись  на первый план и представляют угрозу самому существованию предприятий. Кризисные условия создают дополнительную мотивацию для значительных преобразований, как для руководителей, так и  для рядовых сотрудников, перед  которыми нависла угроза массовых увольнений и эту особенность необходимо использовать. Кроме этого, вынужденные  простои в работе многих предприятий, сокращение рабочих смен также целесообразно  использовать для переподготовки персонала  и проведения бережливых изменений. Тем более предприятия могут  рассчитывать на государственную поддержку  в том случае, если представят собственные  антикризисные программы. Заметим, что как раз использование  принципов и методов бережливого  производства может позволить им добиться следующих результатов:

− сократить длительность разработки продукции на 50-100% и производственного  цикла (до 80-90%)

− повысить производительность труда на 30 - 70%;

− сократить запасы НЗП  на 30-80%;

− значительно улучшить качество продукции и снизить % брака;

− сократить занимаемые площади на 30- 50%;

− сократить оборачиваемость  оборотных средств на 70-80% и время  переналадки в 3-7 раза;

− сократить износ оборудования, затраты на его восстановление и  повысить эффективность его использования.

При создании бережливого  производства на предприятии или  внедрении отдельных его компонентов, рекомендуем обратить внимание на следующие  вероятные трудности:

− первое – это необходимость  значительных организационных изменений  и готовность персонала к данным изменениям; бережливое производство требует особой организационной  культуры, в частности, когда каждый сотрудник делает свою работу с энтузиазмом, стремится к постоянному совершенствованию;

− далее - необходимость  тесного взаимодействия с поставщиками, заказчиками, и способность поставщиков  поставлять продукцию надлежащего  качества в строго установленное  время;

− не исключены существенные материальные затраты;

− и последнее - в настоящее  время в нашей стране отмечается недостаточная государственная  поддержка подобных преобразований.

Отметим, что  идеи и методы бережливого производства могли бы сыграть значительную роль в трансформации отдельных отраслей украинской промышленности и помочь приблизить её к уровню современных  развитых стран, позволить предприятиям выжить в условиях кризиса, обеспечив  условия для дальнейшего успешного развития.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия