Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:49, реферат
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
Введение…………………………………………………………………………………………………3
1. Экономическая характеристика показателей рентабельности………………………………4
2. Группы показателей рентабельности…………………………………………………………………………………….5
3. Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности………………………………..6
4. Рентабельность активов………………………………………………………………………………………………………..17
4.1 Рентабельность оборотных средств……………………………………………………………………………………..18
4.2 Анализ оборотных средств………………………………………………………………………………………………….…18
5. Внеоборотные средства…………………………………………………………………………………………………………22
6. Рентабельность инвестиций…………………………………………………………………………………………………..22
6.1 Приемлемый уровень рентабельности инвестиций……………………………………….……………………23
7. Рентабельность собственного капитала…………………………………………………………………………………24
7.1 Рентабельность совокупных вложений капитала………………………………………………………………….25
8. Рентабельность продукции…………………………………………………………………………………………………….25
9. Рентабельность продаж………………………………………………………………………………………………………….26
10. Пути повешения рентабельности…………………………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………32
Из представленной модели видно, что рентабельность совокупных активов предприятия зависит от двух факторов первого порядка: чистой рентабельности продаж, оборачиваемости активов.
Для проведения факторного анализа рентабельности совокупных активов можно использовать различные приемы элиминирования. Мы используем один из наиболее простых — метод абсолютных разниц.
Сразу рассчитывается абсолютное изменение коэффициента рентабельности совокупных активов и факторных показателей (1.22):
Затем рассчитываем влияния факторов на рентабельность совокупных активов.
Влияние рентабельности продаж (1.23):
(1.23)
Влияние коэффициента оборачиваемости совокупных активов (1.24):
(1.24)
Сложив значения изменений за счет каждого фактора, получим общее изменение значения коэффициента рентабельности совокупных активов по формуле (1.25):
(1.25)
На основе рассмотренной модели аналитиками фирмы Du Pont также была разработана факторная схема рентабельности собственного капитала. Для проведения анализа необходимо смоделировать факторную модель коэффициента рентабельности собственного капитала
В основу приведенной схемы анализа заложена следующая детерминированная модель формула (1.26):
(1.26)
где ЧП – чистая прибыль;
СК – собственный капитал;
Кзав – коэффициент финансовой зависимости;
Ротд – ресурсоотдача;
ROS – рентабельность продаж.
Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала предприятия зависит от трех факторов первого порядка: чистой рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, инвестированных в предприятие. Значимость данных показателей объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия: первый фактор обобщает отчет о финансовых результатах, второй — актив баланса, третий — пассив баланса.
Факторный анализ может быть выполнен способом абсолютных разниц.
Для начала рассчитываем абсолютное изменение коэффициента рентабельности собственного капитала и факторных показателей (1.27):
Затем рассчитываем влияния факторов на рентабельность собственного капитала.
Влияние рентабельности продаж (1.28):
(1.28)
Влияние показателя ресурсоотдачи (1.29):
(1.29)
Влияние коэффициента финансовой зависимости (1.30):
(1.30)
Сложив значения изменений за счет каждого фактора, получим общее изменение значения коэффициента рентабельности собственного капитала формула (1.31):
(1.31)
Факторная модель для анализа рентабельности реализованной продукции имеет вид формула (1.32):
Срп; Задм; Зсб − влияющие факторы;
Схема анализа формула (1.33):
Алгоритм расчета способом цепной подстановки для этой модели, формула (1.34):
Расчет влияния факторов для этой модели (1.35):
Балансовая проверка (1.36):
(1.36)
В завершении факторного анализа показателей рентабельности делаются выводы о той или иной степени влияния на нее факторных показателей.
Результатом анализа показателей рентабельности станет разработка предложений и мероприятий по их увеличению.
4. Рентабельность активов
Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
Рентабельность активов — это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, деленная на среднюю величину активов; получившееся умножаем на 100%.
Рентабельность активов = ( чистая прибыль / среднегодовая величина активов ) *100%
Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде. Проиллюстрируем порядок изучения показателя рентабельности активов по данным анализируемой организации.
Пример. Исходные данные для анализа рентабельности активов Таблица №12 (в тыс. руб.)
Показатели |
По плану |
Фактически |
Отклонение от плана |
1. Прибыль, оставшаяся
в распоряжении организации ( |
1864 |
1988 |
+124 |
2. Средняя стоимость основных производственных фондов |
15088 |
15589 |
+501 |
3. Средняя стоимость других внеоборотных активов |
--- |
105 |
+105 |
4. Средняя стоимость оборотных активов |
5539 |
5926 |
+387 |
5. Итого средняя стоимость
всех активов организации (2+3+ |
20627 |
21620 |
+993 |
(пункт.1/пункт.5)*100% |
9,03 |
9,19 |
+0,16 |
Как видно из таблицы, фактический уровень рентабельности активов превысил плановый уровень на 0,16 пункта. Непосредственное влияние на это оказали два фактора:
Общее влияние двух факторов (баланс факторов) составляет: +0,57+( — 0,41) =+0,16.
Итак, рост уровня рентабельности активов по сравнению с планом имел место исключительно за счет увеличения суммы чистой прибыли предприятия. В то же время рост средней стоимости основных средств, других внеоборотных активов, а также оборотных активов снизил уровень рентабельности активов.
Основные средства предприятия — часть имущества, используемая многократно в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев.
4.1 Рентабельность оборотных активов
Определяется как отношение
чистой прибыли (прибыли после
где ЧП - чистая прибыль ОА
- среднегодовая стоимость
Внеоборотные активы предприятия — это основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения.
Основные средства — денежные средства, инвестированные в основные фонды.
Основные фонды — совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средства труда, которые длительное время участвуют в процессе производства, сохраняя свою натурально-вещественную форму.
Кругооборот стоимости основных средств
Нематериальные активы — затраты предприятия в нематериальные объекты, приносящие доход: права на использование земли и природных ресурсов; патенты, лицензии, товарные знаки и т.п.Долгосрочные финансовые вложения: инвестиции в ценные бумаги, процентные облигации; уставные капиталы других предприятий и т. п.
Оборотные (текущие, мобильные) активы показываются во втором разделе актива баланса. Их анализ следует начать с группировки этих активов по степени их ликвидности, т.е. реализуемости. Для этого отдельные виды оборотных активов необходимо распределить по следующим группам:
При анализе нужно дать оценку динамики соотношения труднореализуемых активов и общей величины оборотных активов, а также труднореализуемых и легкореализуемых оборотных активов. Если эти соотношения увеличиваются, то это свидетельствует о снижении ликвидности, т.е. чем больше средств вложено в оборотные активы, находящиеся в группе высокого риска, тем ниже ликвидность организации.
Следует отметить, что такая статья баланса как налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям не включается в состав оборотных активов, группируемых по степени их ликвидности, так как эта статья не может дать организации реальных денежных средств.
После изучения ликвидности оборотных активов следует перейти к рассмотрению обоснованности сумм запасов товарно-материальных ценностей (материально-производственных запасов).
Организации разрабатывают нормативы запасов по их видам.
Соответствие фактических запасов оборотных активов нормативам оказывает значительное влияние на финансовое состояние организации, которое выявляется при внутреннем анализе. Превышение фактических запасов (остатков) над нормативами называется сверхнормативньми запасами (остатками). Если же фактические запасы меньше нормативов, то это принято называть незаполнением норматива.
В процессе анализа следует
выявить, по каким конкретным видам
запасов имеются
При внутреннем анализе необходимо выявить причины наличия у организации сверхнормативных запасов. Такими причинами могут быть:
Для углубления внутреннего анализа следует изучить состав материалов по их видам, сортам и профилям.
Подобный детальный анализ следует осуществить также по незавершенному производству и готовой продукции.
При анализе запасов, кроме абсолютных, используются и относительные показатели, например, запасы в днях (остатки в днях запаса). Эти показатели выражают зависимость размера запасов от изменения объема выпуска продукции. Запасы в днях исчисляются по отдельным видам запасов как отношение остатка их к однодневному обороту. Однодневный оборот выражает переход данного вида запасов в следующую стадию кругооборота и представляет собой оборот по кредиту того счета, где учитывается этот вид запасов.
Итак, запасы в днях определятся следующим образом.
Запас в днях по сырью, минус Остаток (запас) сырья и основных основным материалам материалов делить на однодневный расход сырья и основных материалов на