Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:49, реферат

Описание работы

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
1. Экономическая характеристика показателей рентабельности………………………………4
2. Группы показателей рентабельности…………………………………………………………………………………….5
3. Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности………………………………..6
4. Рентабельность активов………………………………………………………………………………………………………..17
4.1 Рентабельность оборотных средств……………………………………………………………………………………..18
4.2 Анализ оборотных средств………………………………………………………………………………………………….…18
5. Внеоборотные средства…………………………………………………………………………………………………………22
6. Рентабельность инвестиций…………………………………………………………………………………………………..22
6.1 Приемлемый уровень рентабельности инвестиций……………………………………….……………………23
7. Рентабельность собственного капитала…………………………………………………………………………………24
7.1 Рентабельность совокупных вложений капитала………………………………………………………………….25
8. Рентабельность продукции…………………………………………………………………………………………………….25
9. Рентабельность продаж………………………………………………………………………………………………………….26
10. Пути повешения рентабельности…………………………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 215.31 Кб (Скачать)

Из представленной модели видно, что рентабельность совокупных активов предприятия зависит  от двух факторов первого порядка: чистой рентабельности продаж, оборачиваемости  активов.

Для проведения факторного анализа рентабельности совокупных активов можно использовать различные  приемы элиминирования. Мы используем один из наиболее простых — метод  абсолютных разниц.

Сразу рассчитывается абсолютное изменение коэффициента рентабельности совокупных активов и факторных  показателей (1.22):

 

 

Затем рассчитываем влияния факторов на рентабельность совокупных активов.

Влияние рентабельности продаж (1.23):

 (1.23)

Влияние коэффициента оборачиваемости совокупных активов (1.24):

 (1.24)

Сложив  значения изменений за счет каждого  фактора, получим общее изменение  значения коэффициента рентабельности совокупных активов по формуле (1.25):

 

 (1.25)

На основе рассмотренной  модели аналитиками фирмы Du Pont также была разработана факторная схема рентабельности собственного капитала. Для проведения анализа необходимо смоделировать факторную модель коэффициента рентабельности собственного капитала

В основу приведенной схемы анализа  заложена следующая детерминированная  модель формула (1.26):

 (1.26)

где ЧП – чистая прибыль;

СК – собственный капитал;

Кзав – коэффициент финансовой зависимости;

Ротд – ресурсоотдача;

ROS – рентабельность продаж.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала предприятия зависит от трех факторов первого порядка: чистой рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, инвестированных в предприятие. Значимость данных показателей объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия: первый фактор обобщает отчет о финансовых результатах, второй — актив баланса, третий — пассив баланса. 

Факторный анализ может  быть выполнен способом абсолютных разниц.

Для начала рассчитываем абсолютное изменение коэффициента рентабельности собственного капитала и факторных  показателей (1.27):

Затем рассчитываем влияния факторов на рентабельность собственного капитала.

Влияние рентабельности продаж (1.28):

 (1.28)

Влияние показателя ресурсоотдачи (1.29):

 (1.29)

Влияние коэффициента финансовой зависимости (1.30):

 (1.30)

Сложив  значения изменений за счет каждого  фактора, получим общее изменение  значения коэффициента рентабельности собственного капитала формула (1.31):

 (1.31)

Факторная модель для анализа рентабельности реализованной продукции имеет  вид формула (1.32):

 

где R − обобщающий показатель;

Срп; Задм; Зсб − влияющие факторы;

Схема анализа формула (1.33):

 

 

Алгоритм расчета  способом цепной подстановки для  этой модели, формула (1.34):

Расчет влияния  факторов для этой модели (1.35):

 

Балансовая проверка (1.36): 

 (1.36) 

 

В завершении факторного анализа  показателей рентабельности делаются выводы о той или иной степени  влияния на нее факторных показателей.

Результатом анализа показателей  рентабельности станет разработка предложений  и мероприятий по их увеличению.

 

4. Рентабельность активов

Важнейшим показателем здесь  является рентабельность активов (иначе  — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен  по следующей формуле:

Рентабельность  активов — это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, деленная на среднюю величину активов; получившееся умножаем на 100%.

Рентабельность активов = ( чистая прибыль / среднегодовая величина активов ) *100%

Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде. Проиллюстрируем порядок изучения показателя рентабельности активов по данным анализируемой организации.

Пример. Исходные данные для  анализа рентабельности активов  Таблица №12 (в тыс. руб.)

Показатели

По плану

Фактически

Отклонение от плана

1. Прибыль, оставшаяся  в распоряжении организации (чистая  прибыль)

1864

1988

+124

2. Средняя стоимость основных  производственных фондов

15088

15589

+501

3. Средняя стоимость других  внеоборотных активов

---

105

+105

4. Средняя стоимость оборотных  активов

5539

5926

+387

5. Итого средняя стоимость  всех активов организации (2+3+4)

20627

21620

+993

(пункт.1/пункт.5)*100%

9,03

9,19

+0,16


Как видно из таблицы, фактический  уровень рентабельности активов  превысил плановый уровень на 0,16 пункта. Непосредственное влияние на это  оказали два фактора:

  • сверхплановое увеличение чистой прибыли на сумму 124 тыс. руб. повысило уровень рентабельности активов на: 124 / 21620 * 100% = + 0,57 пункта;
  • сверхплановое увеличение активов предприятия на сумму 993 тыс. руб. снизило уровень рентабельности активов на: + 0,16 — (+ 0,57) = — 0,41 пункта.

Общее влияние двух факторов (баланс факторов) составляет: +0,57+( — 0,41) =+0,16.

Итак, рост уровня рентабельности активов по сравнению с планом имел место исключительно за счет увеличения суммы чистой прибыли  предприятия. В то же время рост средней стоимости основных средств, других внеоборотных активов, а также оборотных активов снизил уровень рентабельности активов.

Основные средства предприятия — часть имущества, используемая многократно в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев.

 

 

 

 

 

4.1 Рентабельность оборотных активов

 

Определяется как отношение  чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности  предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к  используемым оборотным средствам  компании. Чем выше значение этого  коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

где ЧП - чистая прибыль ОА - среднегодовая стоимость оборотных  активов 

 

Внеоборотные активы предприятия — это основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения.

Основные средства — денежные средства, инвестированные в основные фонды.

Основные фонды — совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средства труда, которые длительное время участвуют в процессе производства, сохраняя свою натурально-вещественную форму.

Кругооборот стоимости основных средств 

Нематериальные активы — затраты предприятия в нематериальные объекты, приносящие доход: права на использование земли и природных ресурсов; патенты, лицензии, товарные знаки и т.п.Долгосрочные финансовые вложения: инвестиции в ценные бумаги, процентные облигации; уставные капиталы других предприятий и т. п.

 

                                  4.2 Анализ оборотных активов

Оборотные (текущие, мобильные) активы показываются во втором разделе актива баланса. Их анализ следует начать с группировки этих активов по степени их ликвидности, т.е. реализуемости. Для этого отдельные виды оборотных активов необходимо распределить по следующим группам:

  • наиболее легко реализуемые активы, имеющие минимальную степень риска в плане их ликвидности. К ним относятся денежные средства и легкореализуемые (быстрореализуемые) краткосрочные ценные бумаги;
  • легкореализуемые активы, имеющие малую степень риска. Сюда входят: дебиторская задолженность организаций, имеющих устойчивое финансовое состояние, запасы материальных ресурсов (за исключением залежалых, длительное время не используемых в производстве), а также готовая продукция массового потребления, пользующаяся спросом;
  • оборотные активы, имеющие среднюю степень реализуемости, или среднюю степень риска. Сюда можно причислить незавершенное производство, расходы будущих периодов, а также готовую продукцию производственно-технического назначения;
  • труднореализуемые (малоликвидные) оборотные активы, имеющие высокую степень риска при их реализации. В эту группу включают дебиторскую задолженность организаций, имеющих неустойчивое финансовое состояние, залежалые запасы материальных ресурсов, запасы готовой продукции, не пользующиеся спросом покупателей.

При анализе нужно дать оценку динамики соотношения труднореализуемых  активов и общей величины оборотных  активов, а также труднореализуемых  и легкореализуемых оборотных активов. Если эти соотношения увеличиваются, то это свидетельствует о снижении ликвидности, т.е. чем больше средств  вложено в оборотные активы, находящиеся  в группе высокого риска, тем ниже ликвидность организации.

Следует отметить, что такая статья баланса как  налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям не включается в состав оборотных активов, группируемых по степени их ликвидности, так как  эта статья не может дать организации  реальных денежных средств.

После изучения ликвидности оборотных активов  следует перейти к рассмотрению обоснованности сумм запасов товарно-материальных ценностей (материально-производственных запасов).

Организации разрабатывают  нормативы запасов по их видам.

Соответствие  фактических запасов оборотных  активов нормативам оказывает значительное влияние на финансовое состояние  организации, которое выявляется при  внутреннем анализе. Превышение фактических  запасов (остатков) над нормативами  называется сверхнормативньми запасами (остатками). Если же фактические запасы меньше нормативов, то это принято называть незаполнением норматива.

В процессе анализа следует  выявить, по каким конкретным видам  запасов имеются сверхнормативные суммы, каковы причины их образования, а также наметить мероприятия  по их устранению.

При внутреннем анализе  необходимо выявить причины наличия  у организации сверхнормативных запасов. Такими причинами могут  быть:

I. По производственным запасам.

  • Неравномерная, досрочная и некомплектная поставка сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, топлива, а также завоз их по транзитным нормам, значительно превышающим потребность данной завышение норм расхода материалов на единицу продукции, а также неполный учет имеющихся на складе запасов материалов в процессе планирования материально-технического обеспечения организации.
  • Экономия затрат на материалы
  • Невыполнение бизнес-плана по производству продукции
  • Удорожание (повышение) заготовительной себестоимости материалов по сравнению с плановой.
  • Сезонный завоз сырья и материалов и др. причины.

II. По незавершенному производству  и полуфабрикатам собственного  изготовления.

  • Некомплектность деталей, узлов, полуфабрикатов.
  • Перевыполнение плана по валовой продукции.
  • Создание заделов незавершенного производства по дополнительным и заказам, не предусмотренным годовым планом производства.
  • Изменение планов производства отдельных изделий и сроков изготовления заказов, в результате чего образуются заделы и затраты по аннулированным заказам и снятым с производства изделиям.
  • Удорожание фактической себестоимости незавершенного производства по сравнению с его плановой себестоимостью.
  • Недостатки в учете незавершенного производства.

III. По готовой продукции.

  • Неритмичность производства продукции.
  • Перевыполнение плана по выпуску товарной продукции.
  • Неполная обеспеченность объема выпускаемой продукции договорами на ее сбыт.
  • Выпуск продукции низкого качества.
  • Сверхплановый выпуск продукции, пользующейся ограниченным спросом.
  • Недостаток тары и транспортных средств для отгрузки продукции.
  • Прекращение отгрузки продукции неплатежеспособным покупателям либо перевод их на предварительную оплату продукции.
  • Превышение фактической себестоимости готовой продукции над ее плановой себестоимостью.

Для углубления внутреннего  анализа следует изучить состав материалов по их видам, сортам и профилям.

Подобный  детальный анализ следует осуществить  также по незавершенному производству и готовой продукции.

При анализе  запасов, кроме абсолютных, используются и относительные показатели, например, запасы в днях (остатки в днях запаса). Эти показатели выражают зависимость  размера запасов от изменения  объема выпуска продукции. Запасы в  днях исчисляются по отдельным видам  запасов как отношение остатка  их к однодневному обороту. Однодневный  оборот выражает переход данного  вида запасов в следующую стадию кругооборота и представляет собой  оборот по кредиту того счета, где  учитывается этот вид запасов.

Итак, запасы в  днях определятся следующим образом.

Запас в днях по сырью, минус Остаток (запас) сырья  и основных основным материалам материалов делить на однодневный расход сырья  и основных материалов на

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия