Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:49, реферат

Описание работы

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
1. Экономическая характеристика показателей рентабельности………………………………4
2. Группы показателей рентабельности…………………………………………………………………………………….5
3. Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности………………………………..6
4. Рентабельность активов………………………………………………………………………………………………………..17
4.1 Рентабельность оборотных средств……………………………………………………………………………………..18
4.2 Анализ оборотных средств………………………………………………………………………………………………….…18
5. Внеоборотные средства…………………………………………………………………………………………………………22
6. Рентабельность инвестиций…………………………………………………………………………………………………..22
6.1 Приемлемый уровень рентабельности инвестиций……………………………………….……………………23
7. Рентабельность собственного капитала…………………………………………………………………………………24
7.1 Рентабельность совокупных вложений капитала………………………………………………………………….25
8. Рентабельность продукции…………………………………………………………………………………………………….25
9. Рентабельность продаж………………………………………………………………………………………………………….26
10. Пути повешения рентабельности…………………………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 215.31 Кб (Скачать)

           Московский институт государственного и корпоративного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

          Курсовая работа

 

По предмету: «Анализ и  диагностика финансовой и хозяйственной                        деятельности предприятия»

На тему: «Анализ рентабельности предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

            

 

 

Москва 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

  1. Экономическая характеристика показателей рентабельности………………………………4
  2. Группы показателей рентабельности…………………………………………………………………………………….5
  3. Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности………………………………..6
  4. Рентабельность активов………………………………………………………………………………………………………..17
    1. Рентабельность оборотных средств……………………………………………………………………………………..18
    2. Анализ оборотных средств………………………………………………………………………………………………….…18
  5. Внеоборотные средства…………………………………………………………………………………………………………22
  6. Рентабельность инвестиций…………………………………………………………………………………………………..22
    1. Приемлемый уровень рентабельности инвестиций……………………………………….……………………23
  7. Рентабельность собственного капитала…………………………………………………………………………………24
    1. Рентабельность совокупных вложений капитала………………………………………………………………….25
  8. Рентабельность продукции…………………………………………………………………………………………………….25
  9. Рентабельность продаж………………………………………………………………………………………………………….26
  10. Пути повешения рентабельности…………………………………………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы  хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения  экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В  этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными  «архитекторами» развития новых  методов ведения экономики предприятия. 
 Знание методов и владение приемами экономического анализа в современных условиях рыночной экономики приобретают особую актуальность, особенно для предпринимательских организаций, которые, осуществляя предпринимательскую деятельность, стремятся при ограниченности используемых ресурсов максимизировать получение прибыли. Поэтому в долгосрочном и, особенно, в краткосрочном периодах перед предпринимателями и менеджерами стоит проблема поиска и реализации альтернативных решений. Касается ли это проблем выпуска новых товаров на рынок, способов их производства, приобретения средств и предметов труда и др. На практике принятие решения, направленного на достижение поставленной цели, — это сравнительная оценка конкурирующих, альтернативных курсов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям организации, а это невозможно осуществить, не владея приемами и методами экономического анализа деятельности организации. 
 Особенно возрастает роль и значение экономического анализа, как важнейшей функции управления организацией на стадии реализации принятого решения. С помощью приемов и методов экономического анализа предприниматели и менеджеры осуществляют контроль и регулирование процесса реализации принятого решения.    Сравнивая фактические результаты с плановыми, выявляя отклонения, анализируя причины, вызвавшие их, администрация предприятия может корректировать возникшие отклонения и приводить фактические результаты в соответствие с запланированными. Если выявляются потенциальные проблемы, данные, полученные с помощью экономического анализа, используются также для пересмотра целей и долгосрочных планов организаций. Результаты экономического анализа дают возможность принять меры, направленные на изменение целей и обязательств, чтобы избежать в будущем возникновения потерь и снижения эффективной работы. 
 Важнейшим показателем хозяйственной деятельности любого предприятия является показатель рентабельности. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предпринимательской фирмы. Рентабельность — это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). 

 

 

  1. Экономическая характеристика показателей рентабельности

  В системе показателей эффективности деятельности предприятий важнейшее место принадлежит рентабельности. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль. Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов.

  Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а также с данными других организаций.

Экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается  не только абсолютными и относительными показателями. В широком смысле рентабельность означает прибыльность, доходность . Предприятие  считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) кроме того образуют сумму прибыли, достаточную для нормального  функционирования предприятия. 
 Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. И поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции. 
 Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль – сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами .  
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы. 
 Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида: 
• операционную (основную), 
• инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),  
• финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т.п.) . 
 В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности: 
• рентабельность продукции, работ, услуг, 
• рентабельность производственных фондов, 
• рентабельность всего имущества (всех активов),  
• рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг. 
Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями: 
• рентабельность реализации (оборота, продаж), 
• рентабельность выпущенной продукции, 
• рентабельность отдельных изделий. 

Эффективность хозяйственной  деятельности предприятия и экономическая  целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельность, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предпринимательской фирмы. Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). 
 Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребительными ресурсами. Показатель абсолютной суммы прибыли при анализе результатов деятельности предприятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, так как неизвестен выполненный объем работ. Только соотношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно-хозяйственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнить с результатами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли. Показатели рентабельности предприятия используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

 

2. Группы показателей рентабельности

  Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

1.Общая рентабельность  вложений, показывающая какая часть  балансовой прибыли приходится  на 1руб. имущества предприятия,  то есть насколько эффективно  оно используется.

Показателей рентабельности формируется как отношение прибыли  к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными  являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал 

2.Рентабельность вложений  по чистой прибыли.

Показателей формируется  на основе расчета уровней и рентабельности   по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

3.Рентабельность собственных  средств, позволяющий установить  зависимость между величиной  инвестируемых собственных ресурсов  и размером прибыли, полученной  от их использования.

формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается  чистый приток денежных средств.

ЧПДС - чистый приток денежных средств

 

4.Рентабельность долгосрочных  финансовых вложений, показывающая  эффективность вложений предприятия  в деятельность других организаций.

5.Рентабельность перманентного  капитала. Показывает эффективность  использования капитала, вложенного  в деятельность данного предприятия  на длительный срок.

 

 

3 Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности

  В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности его деятельности. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности.

Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. В этом плане  заслуживает внимания предложение  экономистов о введении классификации  показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости  от способа их количественного выражения. Абсолютные показатели рентабельности - это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют  в полной мере сравнить экономические  результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является   рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее.        Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат. Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. Вообще существует более тридцати различных показателей (коэффициентов). Использование того или иного из них зависит прежде всего от целей анализа. Рассмотрим универсальные, самые распространенные показатели, которые позволяют сделать основные выводы о работе предприятия.

Рентабельность  производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической  эффективности производства, эффективности  функционирования предприятий. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами  тех средств, с помощью которых  она получена (основные фонды и  оборотные средства). Эти использованные в производстве средства для получения  известной прибыли являются как  бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств при той же величине полученной прибыли, тем эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом.

Рентабельность  производства в самом общем виде определяется по формуле (1.1).

 (1.1)

где Робщ – рентабельность, %;

Пч – сумма прибыли, тыс. руб.;

ОФ – стоимость основных фондов, тыс. руб.;

ОС – стоимость оборотных средств, тыс. руб.

Как видно из общей формулы рентабельности производства факторами роста её будут:

—  величина прибыли;

—  стоимость и эффективность использования основных фондов;

—  стоимость и эффективность использования оборотных средств.

Чем выше прибыль, чем с  меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность  функционирования предприятия.

Рентабельность активов (экономическая рентабельность) характеризует  уровень прибыли, генерируемой всеми  активами предприятия, находящимися в  его использовании по балансу. Данный показатель рассчитывается по формуле (1.2).  

 (1.2)

где Ра − рентабельность активов, %;

Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

Ан.г. и Ак.г. − активы предприятия (валюта баланса), на начало и конец года соответственно тыс. руб.

Рентабельность  собственного капитала — это показатель прибыли на вложенный капитал, и  он рассчитывается по формуле (1.3).  

 (1.3)

где РСК − рентабельность собственного капитала, %;

Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

СКн.г. и СКк.г. − величина собственного капитала предприятия, на начало и конец года соответственно тыс. руб.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования  собственного капитала, или какую  прибыль получает предприятие с каждого рубля собственных средств.

На уровень рентабельности собственного капитала влияют: уровень  налогообложения прибыли, финансовая структура капитала (соотношение  собственных и заемных средств), рентабельность продаж и оборачиваемость  активов.

Рентабельность  продаж (коммерческая рентабельность) показывает, насколько эффективно и  прибыльно предприятие ведет  сою операционную (производственно - коммерческую) деятельность и рассчитывается отношением суммы прибыли к выручке  от реализации продукции. В зависимости  от используемого в расчетах показателя прибыли выделяют валовую, операционную и чистую рентабельность продаж.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия