Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа
Целью данной работы является анализ образования и использования фонда заработной платы некоммерческого предприятия. Для достижения по-ставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
рассмотрение теоретических аспектов анализа образования и ис-пользования фонда заработной платы некоммерческого предпри-ятия, в том числе форм и системы оплаты труда в некоммерческой сфере, а также тарификация и установление разрядов труда работ-ником и служащим в некоммерческой сфере, компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки работникам отраслей неком-мерческой сферы;
анализ образования и использования фонда заработной платы в ГУЗ «Президентский центр материнства и детства», в тои числе рассмотрение общей характеристики предприятия, экономических показателей деятельности предприятия, проведение анализа фонда оплаты труда;
предложение направлений повышения использования фонда зара-ботной платы.
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа образования и использования
фонда заработной платы некоммерческого предприятия 5
1.1. Формы и системы оплаты труда в некоммерческой сфере 5
1.2. Тарификация и установление разрядов труда работником и
служащих в некоммерческой сфере 12
1.3. Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки
работникам отраслей некоммерческой сферы 17
2. Анализ образования и использования фонда заработной платы
в ГУЗ "Президентский центр материнства и детства" 20
2.1. Общая характеристика предприятия 20
2.2. Краткая экономическая характеристика предприятия 22
2.3. Анализ фонда оплаты труда 31
3. Направления повышения эффективности использования фонда
заработной платы некоммерческой организации 41
Заключение 47
Список использованной литературы 52
Приложения 54
Чтобы тарифная ставка 1 разряда имела единую покупательную способность по регионам России, целесообразно на федеральном уровне устанавливать ее не в денежном выражении, а в соответствии с прожиточным минимумом. Либо нужно периодически корректировать районные коэффициенты, приводя их в соответствие с региональными различиями в стоимости жизни.
Дифференциация тарифных ставок (окладов) по категориям персонала в отраслях некоммерческой сферы в зависимости от сложности труда и квалификации работников осуществляется с помощью Единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена в действие постановлением Правительства Российской Федерации в начальный период экономической реформы еще в конце 1992 г.
Единая тарифная сетка представляет совокупность тарифных разрядов и тарифных коэффициентов для всех категорий персонала отраслей некоммерческой сферы. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда.
С введением ЕТС был обеспечен единый межотраслевой подход в организации оплаты труда работников отраслей некоммерческой сферы и установлены более обоснованные и стабильные соотношения в уровнях тарифных ставок и должностных окладов различных профессионально - квалификационных групп. Порядок установления ставок и должностных окладов на основе ЕТС первоначально определен постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников некоммерческой сферы на основе Единой тарифной сетки» с последующими изменениями и дополнениями.
ЕТС построена по принципу сопоставления сложности работ и квалификации исполнителей в различных областях некоммерческой сферы, что позволило ввести одинаковые соотношения тарифных ставок и окладов между различными категориями персонала независимо от отрасли. В результате равносложный труд независимо от места его приложения оценивается по единой номинальной тарифной ставке, которая должна являться гарантией при выполнении нормы труда.
Определен порядок установления разрядов по категориям персонала в здравоохранении. Группа по оплате труда руководителей учреждения здравоохранения устанавливается органом управления в непосредственном подчинении которых они находятся, в соответствии с числом сметных коек в учреждении. При определении величины показателя «число сметных коек» учитывается среднегодовое плановое число коек стационара, а также среднегодовое плановое число коек в дневных стационарах.
В амбулаторно- поликлинических учреждениях, клиниках, станциях скорой помощи и др., не имеющих стационаров, группы по оплате труда руководителей определяются в зависимости от числа врачебных должностей.
Как говорилось ранее, вопросы законодательства о труде в России отнесены к совместному ведению федеральных министерств и ведомств и субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов России вправе устанавливать более высокие размеры ставок и окладов работникам некоммерческой сферы при изыскании дополнительных средств.
1.2. Тарификация и установление разрядов труда
работником и служащим в некоммерческой сфере
Для установления работникам отраслей некоммерческой сферы тарифной ставки, соответствующей сложности выполняемой работы и уровню квалификации, используется ряд нормативных документов. Разряд оплаты труда, определяющий размер тарифной ставки, в отраслях некоммерческой сферы устанавливается:
ЕТКС работ и профессий работни
Согласно постановлению Правительства РФ №785 высококвалифицированным работником, занятым на важных и ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9 – 12 разрядов ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда и социального развития РФ. Эта норма постановления Правительства №785 трактуется не как возможность тарификации соответствующих профессий работников 9 – 12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты, не обязательно носящей постоянный характер. Использование 9 – 12 разрядов предусмотрено только в тех случаях, когда сложность выполняемых работникоми работ превышает сложность работ, отнесенных ЕТКС к 6 – 8 разрядам, и если этот разряд является высшим для данной профессии.
Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым профессиям работников содержат два раздела: «характеристика работ» и «должен знать».
Например, в ТКХ (требованиях) по общеотраслевым профессиям работников для водителя 6 разряда установлены:
Характеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) автобусами габаритной длиной свыше 12 до 15 метров.
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования подвижного состава; основные технико- эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного хозяйства.
Тарифно- квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих являются нормативным документом, обеспечивающим рациональное разделение труда, правильный подбор, расстановку и использование кадров, единство в определении должностных обязанностей работников и служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Тарифно- квалификационные характеристики служат основой при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих, а также дифференциации в уровне оплаты труда этих работников на основе ЕТС.
Тарифно- квалификационные характеристики (требования) по должностям служащих содержат три раздела: должностные обязанности, должен знать, требования к квалификации по разрядам оплаты.
Раздел «должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность служащего.
Раздел «должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Раздел «требования к квалификации по разрядам оплаты» определяет уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.
Характеристика работ. Под руководством ответственного исполнителя проводить научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками. Участвовать в выполнении экспериментов, проводить наблюдения и измерения, составлять их описания и формулировать выводы.
Изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике. Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию). Участвовать во внедрении результатов исследований и разработок.
Должен знать: цели и задачи проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам; современные методы и средства планирования и организации исследований разработок, проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации, в том числе с применением электронно- вычислительной техники; основы трудового законодательства и организации труда; правила и нормы охраны труда. ребования к квалификации. Высшее профессиональное образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет.
При наличии ученой степени,
окончании аспирантуры и прохож
При наличии рекомендаций советов высших учебных заведений (факультетов) на должность младшего сотрудника могут быть назначены в порядке исключения выпускники высших учебных заведений, получившие опыт работы в период обучения.
В организациях некоммерческой сферы для определения разрядов оплаты труда в отраслевых положениях по аттестации должны быть предусмотрены конкретные количественные и качественные характеристики по каждому из показателей, учитываемых при оценке деловых качеств и квалификации работника.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерством юстиции РФ от 23 октября 1992 г. № 27 предусмотрено, что «кроме показателей, общих для всех категорий работников: уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также должностях позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по данной должности, для каждой отрасли и группы служащих должны быть предусмотрены свои особые показатели и критерии оценки».
Примерный перечень таких показателей, рекомендуемых Министерством труда и социального развития, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Примерный перечень показателей для оценки
квалификации служащих.
№ |
Показатели, характеризующие квалификацию служащего |
Категории служащих | ||
Руководители |
Специалисты |
Другие служащие | ||
1 |
Образование |
+ |
+ |
+ |
2 |
Стаж работы по специальности |
+ |
+ |
+ |
3 |
Профессиональная компетентност |
+ |
+ |
+ |
3.1 |
Знание необходимых нормативных актов |
+ |
+ |
|
3.2 |
Знание отечественного и зарубежного опыта |
+ |
+ |
|
3.3 |
Умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей |
+ |
+ |
|
3.4 |
Качество законченной работы |
+ |
+ |
|
… |
… |
|||
3.10 |
Способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы |
+ |
+ |
+ |
4 |
Производственная этика стиль общения |
+ |
+ |
+ |
5 |
Способность к творчеству, предприимчивость |
+ |
+ |
+ |
6 |
Участие в коммерческой деятельности |
+ |
+ |
|
7 |
Способность к самооценке |
+ |
+ |
+ |
1.3. Компенсационные и стимулирующие доплаты и
надбавки работникам отраслей некоммерческой сферы