Анализ производственно-экономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние анализа можно охарактеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных научными работниками, используются в управлении производством на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.

Содержание

Введение
1. Обзор литературы ………………………………………………………….5
2. Общая организационно-экономическая характеристика предприятия…8
3. Анализ себестоимости сельскохозяйственной продукции:
3.1. сущность, классификация и анализ структуры затрат……………14
3.2. анализ динамики уровня себестоимости по видам продукции
и статьям затрат…………………………………………………….18
3.3. анализ влияния факторов на уровень себестоимости…………….22
3.4. анализ резервов снижения себестоимости продукции……………...24
Выводы и предложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

введение новое.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

      Снижение  себестоимости продукции – важнейший  фактор развития экономики. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные  затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а так же для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими организациями.

      Схема формирования себестоимости приведена  ниже на рисунке 1.

      Как экономическая категория себестоимость:

    • служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции;
    • является базой для формирования оптовой цены на продукцию организации и определения на этой основе прибыли и рентабельности;
    • представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений организации;
    • отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством.

      При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:

      • цеховую себестоимость, которая представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции;
      • производственную себестоимость, которая, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы,
      • полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции, которая слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

      Кроме того, выделяет индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость формируется в конкретной организации и обуславливается конкретными условиями, в которых она действует.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она в большей степени соответствует общественно необходимым затратам труда.

         После общей оценки выполнения  плана по уровню себестоимости  в целом по хозяйству следует  проанализировать себестоимость  отдельных видов продукции растениеводства, животноводства и вспомогательных производств. Причем анализ целесообразно начинать с изучения себестоимости продукции растениеводства, так как от его уровня зависит себестоимость продукции животноводства и результаты анализа могут быть использованы при изучении её уровня в данной отрасли.

       Анализ  себестоимости отдельных видов  продукции обычно начинают с изучения её уровня и динамики, рассчитывают базисные и цепные темпы роста, строят графики. Уровень и темпы роста  себестоимости по каждому виду продукции сравнивают с данными других хозяйств одинакового производственного направления и со средними данными по региону. Это позволяет установить тенденцию изменения себестоимости сельскохозяйственной продукции и дать оценку работы хозяйства.

       В условиях инфляции наряду с абсолютной суммой затрат на единицу продукции необходимо анализировать и относительный уровень себестоимости – затраты на рубль производства каждого вида продукции, что позволяет в некоторой степени нейтрализовать влияние инфляционного фактора. 

                                                                                                                 

                                                                                                                               Таблица 8 

         Динамика себестоимости продукции производимой

                                    в СПК «Торкъали» 

       
Виды  продукции 2004 год 2005 год Отклонение
затраты всего,

тыс. руб.

себестоимость 1ц  продукции, руб. затраты всего,

тыс. руб.

себестоимость 1ц  продукции, руб. затраты всего,

тыс. руб.

себестоимость 1ц  продукции, руб.
Виноград 1369 830 823 885 -546 55
Молоко 28 862 45 1333 17 471
Шерсть 43 2545 46 3600 3 1055
 

       Динамика  себестоимости продукции, производимой в СПК «Торкъали», приведенная  в таблице 8 показывает, что например, по винограду себестоимость 1ц продукции в 2005 году возрастает на 55 рублей, а общие затраты на её производство уменьшились на 546 тыс. рублей. А по молоку же себестоимость выросла на 471 рубль, но и так же возросли и затраты на её производство.

       Затем следует изучить причины роста  себестоимости сельскохозяйственной продукции. Одни из них являются объективными и не зависят от деятельности предприятий. Другие носят субъективный характер и непосредственно связаны с уровнем хозяйствования, использованием имеющих резервов.

       Одна  из объективных причин повышения  себестоимости сельскохозяйственной продукции – рост цен в связи  с инфляцией на промышленную продукцию (технику, запасные части, электроэнергию, удобрения, нефтепродукты, комбикорма и т. д.), другая – более высокие темпы оплаты труда по сравнению с темпами роста его производительности. Это также результат инфляции.

       Однако  наряду с объективными факторами  немаловажную роль в повышении себестоимости  продукции играют и субъективные причины. При одном и том же уровне       и темпах роста цен на промышленную продукцию величина себестоимости продукции  в разных хозяйствах неодинакова. Это обусловлено в первую очередь разным уровнем продуктивности животных и урожайности культур. При современном уровне технического развития, технологии производства затраты на  1 га посева и 1 голову животных в разных хозяйствах существенно не различаются,  тогда  как продуктивность животных и земель имеют более резкие различия. При более низкой   урожайности  культур  и продуктивности животных   больше   постоянных затрат  приходится на  единицу продукции.  Следовательно, меры,   направленные  на   повышение   продуктивности   земель   и   животных,  более полное использование производственных мощностей, являются одним из основных источников снижения себестоимости продукции.

                   

       Таблица 9 
 

Реализация  продукции и товарность производства 
 

Показатели 2004 год 2005 год Отклонение
Валовая продукция с/х производства, тыс. руб. 1932 1147 -785
Товарная  продукция, тыс. руб. 1527 919 -608
Уровень товарности, % 79 80 1
Валовое производство винограда, ц. 1650 930 -720
Продано работникам винограда, ц 243 530 287
Уровень товарности по винограду,            % 15 57 42
 
 

       Из  таблицы 9 можно сделать вывод, что  уровень товарности, в общем по предприятию увеличился в 2005 году с 79% до 80%, а уровень товарности по винограду в частности возрос с 15%  до 57%, т. е. вырос на 42 %.

       Одной из причин высокого уровня себестоимости  продукции в некоторых хозяйствах являются более низкий уровень механизации  производственных процессов. Применение частичной  механизации   облегчает  рабочий  процесс, но не   обеспечивает   существенного роста  производительности труда.   Из этого   следует,  что  комплексная механизация производственных процессов, рациональное использование машин, механизмов, оборудования – один из путей снижения себестоимости продукции.

       Немаловажной  причиной разного уровня себестоимости продукции является организация труда. При низком уровне организации труда хуже используются трудовые ресурсы, техника, корма, удобрения и т.д., в результате чего происходит их  перерасход на единицу продукции. Внедрение более прогрессивных форм организации труда позволяет более полно  и рационально  использовать ресурсный потенциал, что существенно влияет на себестоимость продукции.

       Большое влияние на себестоимость продукции  оказывает степень концентрации и специализации производства. Рациональный уровень концентрации производства                    и специализации хозяйства содействует более полному использованию земельных, трудовых и материальных ресурсов и, как результат, снижению себестоимости продукции.

       Уровень себестоимости продукции существенно  зависит и от технологии производства. Внедрение интенсивных технологий выращивания культур, животных позволяет увеличить объем производства продукции при одновременном   сокращении   затрат  труда и материальных ресурсов на единицу продукции.

       Себестоимость продукции представляет собой затраты  организации на производство и реализацию продукции, служит основой соизмерения расходов и доходов, а                      также выступают одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. Задачами анализа себестоимости продукции являются:

    • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
    • установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
    • определение факторов, влияющих на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
    • анализ себестоимости отдельных видов продукции;
    • выявление резервов снижения себестоимости продукции;
    • оценка и определение оптимального соотношения выручки и произведенных затрат.

       Анализ  себестоимости продукции проводится по следующей схеме:

    1. определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;
    2. проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель. Одновременно с этим выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельный вес                         в себестоимости, и статьи затрат, по которым происходили наибольшие изменения. Анализ по этим статьям производится отдельно. Отличительная особенность этого раздела анализа состоит в том, что статьи затрат в этом случае выступают и как факторы, влияющие на изменение себестоимости, и как отдельные компоненты, формирующие его структуру.
    3. определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.
 
 

    3.3 Анализ влияния  факторов на уровень себестоимости 

       Системный  подход – важное требование к экономическому анализу как функции управления производства. Эффективность хозяйственной  деятельности характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. Но на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов. Для системного подхода характерны комплексная           оценка влияния разноплановых факторов, целевой подход к их изучению. Знания            факторов производства, умение определять их влияния на принятые показатели эффективности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами, создать механизм поиска резервов.

       При комплексном экономическом анализе  наряду с общими или синтетическими показателями рассчитываются более частные, или аналитические, показатели.                   Каждый показатель, отражая определенную экономическую категорию, складывается              под воздействием вполне определенных экономических и других факторов. Факторы – это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. В       таком понимании экономические факторы, как и экономические категории,                    отражаемые показателями, носят объективный характер. С точки зрения влияния        факторов на данное явление или показатель надо различать факторы первого, второго, …, n-го порядков. Различие понятий «показатель» и «фактор» условно, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя более высокого порядка и наоборот. 

Информация о работе Анализ производственно-экономической деятельности предприятия