Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 00:56, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства и реализации готовой продукции.
Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.
ведение
1 Значение, задачи и источники анализа
2 Анализ динамики объёма производства и реализации продукции
3 Анализ ассортимента и структуры продукции
4 Анализ качества продукции
5 Анализ ритмичности выпуска продукции
6 Анализ выполнения договорных обязательств по объёмам поставок продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложение А - Годовая форма №1-п «О производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» за 2004 год
Приложение Б - Годовая форма №1-п «О производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» за 2005 год
Приложение В - Форма №5-ф «Отчёт о финансовых результатах» (за
январь-декабрь 2005 года)
Приложение Г- Выпуск ковров и ковровых изделий за 2004 год
Приложение Д- Расчёт планового выпуска ковровых изделий и покрытий
1-го сорта в ОАО «Витебские ковры» за 2004 год
Приложение Е- Выпуск ковров и ковровых изделий за 2005 год
Приложение Ж- Расчёт планового выпуска ковровых изделий и покрытий
1-го сорта в ОАО «Витебские ковры» за 2005 год
Приложение И- Отгрузка готовой продукции в целом по предприятию
за 2004 год
Приложение К- Отгрузка готовой продукции в целом по предприятию
за 2005 год
Приложение Л - Форма №1-отгрузка «Отчёт о производстве, отгрузке и
запасах важнейших видов промышленной продукции» за 2004 год
Приложение М – Форма №1-отгрузка «Отчёт о производстве, отгрузке и запасах важнейших видов промышленной продукции» за 2005 год
Приложение Н – Анализ выявленных несоответствий в тканых ковровых изделиях и покрытиях за 2004 год
Приложение П - Анализ выявленных несоответствий в тканых ковровых изделиях и покрытиях за 2005 год
Данные таблицы показывают, что по готовым ковровым изделиям удельный выпуск несортной продукции за 2005 год по сравнению с 2004 годом уменьшился на 0,01п.п., в том числе по нетканым ковровым изделиям - на 0,11п.п., по прошивным ковровым изделиям – на 0,02 п.п., а по ватину – на 0,05п.п.
Поставки продукции ОАО «Витебские ковры» осуществляет на рынки Беларуси, России, Украины, Казахстана и стран Балтии. После введения таможенных платежей, усложнения таможенных процедур значительно снизились поставки в Украину и страны Балтии. Тем не менее, отделом маркетинга ОАО «Витебские ковры» постоянно ведётся работа по освоению этих рынков. Ведутся также переговоры по поставке продукции в дальнее зарубежье.
Основным реальным источником поступления валютных средств на сегодняшний день является реализация ковровых изделий в Россию и Казахстан, большие перспективы имеются в отношении развивающегося сотрудничества с Украиной.
Основными конкурентами ОАО «Витебские ковры» являются:
По данным, приведённым в таблице 2.8, доля экспорта в общем объёме составляет более 70%. Наблюдается сокращение доли продаж предприятия на внешнем рынке. Удельный вес продукции на внешнем рынке в 2004 году составлял 75,1%, а в 2005 году – 72,6%. За счёт сокращения экспорта увеличивается доля продаж на внутреннем рынке. В 2005 году доля продаж на внутренний рынок составила 27,4%.
Таблица 2.8 – Реализация готовой продукции на внешнем и внутреннем рынках
Регион | 2004 год | 2005 год | ||||
в тыс.м2 | удел.вес продукции на рынке, (%) | в фак.отп.ценах без НДС и пр.налогов, млн.р. | в тыс.м2 | удел.вес продукции на рынке, (%) | в фак.отп.ценах без НДС и пр.налогов,млн.р. | |
Внутренний рынок | 1135,0 | 24,9 | 10698,5 | 1296,8 | 27,4 | 12770,7 |
Экспорт | 5102,0 | 75,1 | 32182,7 | 5311,6 | 72,6 | 33865,7 |
Итого: | 6237,0 | 100,0 | 42881,2 | 6608,4 | 100,0 | 46636,4 |
Соотношение долей реализации готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках за 2004 и 2005 годы изобразим графически (Рисунок 2.5).
Рисунок 2.5- Соотношение
долей реализации готовой продукции на
внутреннем и внешнем рынках за 2004
и 2005 годы
По данным планового отдела и данным отдела маркетинга и сбыта проанализируем сбыт готовой продукции по странам за 2004 и 2005 годы (Таблица 2.9). В таблице также приведены плановые показатели распределения сбыта готовой продукции по странам на 2006 год.
Распределение
сбыта по странам отражается в
таблице 2.9:
Таблица 2.9 –Сбыт готовой продукции по странам
Регион | Удел.вес по рынкам сбыта, % | ||
2004г. | 2005г. | 2006г.(план) | |
Беларусь | 24,9 | 27,4 | 29,9 |
Россия | 62,9 | 60,5 | 60,0 |
Казахстан | 12,0 | 11,8 | 10,0 |
Прочие (Украина и Латвия) | 0,2 | 0,3 | 0,1 |
Данные таблицы показывают, что изменения в структуре экспорта по отдельным странам – импортёрам неодинаковы. Активную торговлю предприятие ведет с Российской Федерацией, получая при этом российский рубль, который необходим при расчетах за сырье. Поэтому свыше 60% выпускаемой продукции ОАО «Витебские ковры» реализует на российских рынках. На втором месте после Российской Федерации находится Казахстан. Однако, количество реализуемой продукции в данном регионе за 2005 год по сравнению с 2004 годом упало на 0,2п.п., а в 2006 году планирует упасть ещё на 1,8п.п. Такая же тенденция наблюдается и на рынке Украины и Литвы. Количество реализуемой продукции в данных регионах в 2005 году увеличилось на 0,1п.п. по сравнению с предыдущим годом, а по прогнозам в 2006 году может снизиться до 0,1%.
Характеристика рынков сбыта представлена в таблице 2.10:
Таблица 2.10 - Характеристика рынков сбыта
Страна | Количество жителей, (млн.чел.) | Ёмкость рынка, (млн.$) | Объёмы поставок ОАО «Витебские ковры», (млн.$) | Доля ОАО «Витебские ковры» на данном рынке, (%) | ||||
2004г. | 2005г. | 2006г.
(план) |
2004г. | 2005г. | 2006г.
(план) | |||
Беларусь | 10 | 20 | 4,6 | 7,2 | 8,2 | 23,0 | 36,0 | 41,0 |
Россия | 145 | 300 | 13,1 | 13,6 | 14,6 | 4,3 | 4,5 | 4,9 |
Казахстан | 16 | 35 | 2,3 | 2,6 | 2,9 | 6,6 | 7,4 | 8,3 |
По данным таблицы 2.10 наблюдается рост объёма поставок на территории Республики Беларусь на 56,5% (7,2/4,6*100-100=56,5%), на территории Российской Федерации - на 3,8%, на территории Казахстана - на 13,04% по сравнению с 2004годом. Также увеличивается доля, занимаемая ОАО «Витебские ковры» на рынке, что, несомненно, является положительной тенденцией. По плановым данным на 2006 год можно сказать, что предприятие нацелено на увеличение своих продаж в России и, особенно, на рынке Казахстана.
Проанализируем объём отгруженной продукции по группе ковры и ковровые изделия под воздействием объёма реализации и средней цены по группе методом абсолютных разниц. В качестве плановых данных берутся данные за 2004 год, а в качестве фактических – данные за 2005 год. Факторная модель имеет следующий вид (формулы 2.3, 2.4, 2.5):
,
где - общее влияние изменения факторов на объём отгруженной продукции; - влияние изменения количества на объём отгруженной продукции; - влияние изменения цены на объём отгруженной продукции; и - количество отгруженной продукции фактически и по плану; и - средняя цена по группе фактически и по плану.
Необходимые для анализа расчёты представим в таблице 2.11.
Таблица 2.11 – Вспомогательные расчёты для анализа объёма отгруженной продукции методом абсолютных разниц
, тыс.м2 |
,
руб |
,
тыс.м2 |
,
руб |
*
,
руб |
*
,
руб |
*
,
руб |
6237 | 6705,4 | 6608 | 6899,8 | 44 309 283 200 | 41 821 697 342 | 45 593 792 066 |
=44 309 283 200-41 821 697 342= +2 847 585 858 (руб.);
=45 593 792 066-44 309 283 200= +1 284 508 866(руб.);
=2 847 585 858+1 284 508 866= +3 772 094 724 (руб)
На
основании данных, приведенных в таблице
2.11 можно сделать следующие выводы: общее
влияние факторов на объём отгруженной
продукции по группе ковры и ковровые
изделия составляет 3 772 094 724 руб., в том числе наибольшее
влияние за счёт количества отгруженной
продукции – 2847 585 858 руб., в том числе за
счёт цены – 1 284 508 866 руб. Оба фактора оказали
положительное влияние на объём отгруженной
продукции.
3
Анализ ассортимента
и структуры продукции
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем на территории СНГ общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), а также шифров или порядковых номеров изделий по плану.
Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включённым в номенклатуру.
Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента либо среднего процента по формуле 3.1:
,
где - выполнение плана по ассортименту, %; - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; - плановый выпуск продукции.
При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчёт выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.
Для анализа выполнения плана по номенклатуре и ассортименту продукции в ОАО «Витебские ковры» необходимо разбить весь перечень выпускаемой продукции на три группы по признаку единицы измерения:
Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции за 2004 и 2005 годы по первой группе (т.м2) представлен в таблице 3.1.
Информация о работе Анализ производства и реализации готовой продукции в ОАО «Витебские ковры»