Анализ эффективности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение анализа эффективности торгового предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить прогнозирование и организация объемов продаж деятельности предприятия.

2. Провести анализ и прогноз объемов продаж (на примере АО «Марченко»).

3. Рассмотреть возможные пути по совершенствованию анализа и прогноза объемов продаж и их влияние на основные технико-экономические показатели АО «Марченко».

В процессе написания курсовой работы были использованы отечественная и зарубежная литературы, периодические издания, монографии.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…………...3


1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..…5

1.1 Организация оперативно-сбытовой работы……………………………....5

1.2 Прогнозирование сбыта продукции……………………………………….7
1.3 Планирование ассортимента продукции………………………………...11


2 АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ (НА ПРИМЕРЕ АО «МАРЧЕНКО»)………………………………………………………………..13

2.1 Общие сведения о предприятии………………………………………….13

2.2 Производственная структура и структура управления предприятием...13

2.3 Анализ основных технико-экономических показателей предприятия...15

2.4 Служба сбыта. Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту…………………………………………………………………..22

2.5 Организация сбыта продукции на предприятии………………………...28



3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗА ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АО «МАРЧЕНКО»…………………32



ЗАКЛЮЧЕН..………………………………………………………………….38


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………...40

Работа содержит 1 файл

Анализ эффективности торгового предприятия (курсовая).doc

— 526.50 Кб (Скачать)
 

    Показатель  стоимости ОПФ за 2008-2009 годы снизился на 13,8% и составил в 2009 году 29785 млн. тенге. Однако, принимая во внимание, что мощности предприятия оставались неизменными, динамику показателя можно связать с регулярно проводимыми переоценками ОПФ.

    Рыночная  активность использования производственно-технической базы в целом оставалась на одном уровне 101,5 % в 2008 и 2009 году. Динамика производственной активности использования производственно-технической базы опережает динамику рыночной активности на 2,8 %, вместе с этим остаётся по-прежнему выше производственной на 1,3 % и в конечном счёте обусловливает производственную активность. Производственный потенциал полностью востребован со стороны рынка. За 2008-2009 годы фондоотдача выросла на 8,5 %. Её рост обусловлен ростом выпуска продукции и ростом оптовых цен на неё. 

    2.4 Служба сбыта. Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту 

    Выпуск  продукции зависит от обоснованности производственной программы, ассортиментного  плана производства. Цель производственной программы состоит в обеспечении  наивысших результатов на основе наиболее эффективного сочетания трудовых, материальных, финансовых ресурсов и рациональной организации производства.

    В отчётном периоде по сравнению с базисным периодом, наблюдается увеличение выпуска продукции в среднем на 103,7 %. Это увеличение произошло из-за увеличения выпуска большинства видов продукции. Так, производство гребешков увеличилось на 32,9 %, колосков – 25,9 % и т.д.

    По  некоторым видам продукции наблюдается  снижение объёмов производства. Так, производство вермишели сократилось на 5,9 %, рожков  – на 2,7 %, макарон соломка – на 2,5 %.

    Объём выпуска других видов продукции  предприятия изменился незначительно.

    В ходе дальнейшего анализа необходимо проанализировать выполнение плана  по выпуску продукции АО «Марченко» за ряд лет (таблица 4). 

Таблица 4 - Плана по выпуску продукции АО «Марченко

Виды  продукции Объём производства, тонн Отклонение
план факт абсолютное относительное
Вермишель соломка особая 1700 1691 -9 99,5
Вермишель супер длинная 1750 1780 30 101,7
Макароны соломка 1700 1713 13 100,8
Макароны  супер длинные 1700 1780 80 104,5
Лапша супер длинная 1800 184,3 47,3 102,6
Рожки №8 1150 1120 -30 97,4
Рожки №15 1400 1392 -8 99,4
Рожки №17 1800 1780 -20 98,9
Перья №7 1250 1240 -10 99,2
Вермишель №5 1250 1190 -60 95,2
Спиральки №29 800 770 -30 96,2
Гребешки  №40 900 910 10 101,1
Колоски №43 850 890 90 111,2
Итого 18000 18103,3 103,3 100,6
 
 

    Как показывают данные таблицы 4, процент выполнения плана предприятия по выпуску продукции в 2008 году составляет 96, 2 % (по способу наименьшего процента), а по способу среднего процента план производства продукции выполнен на 103,3 %.

    Наблюдается невыполнение плана по следующим  видам изделий: вермишель №5, спиральки  №29, рожки №8, рожки №17, перья  №7, вермишель соломка особая. План по производству других видов изделий выполнен.

    Процент выполнения плана по выпуску продукции в 2009 году составляет 95,8 % ( по способу наименьшего процента ), а по способу среднего процента план производства продукции выполнен на 104,3 %.

    В отчётном периоде, так же, как и в базисном периоде, наблюдается невыполнение плана по производству вермишели супер длинной, макарон «соломка», перьев №8.

    План  выпуска изделиям: «гребешки №40»  перевыполнен на 51,2 %, «колоски №43» - на 18 %, «спиральки №29» - на 9,4 %, «рожки №8» - на 9,0 %. План выпуска других видов продукции перевыполнен незначительно.

    Необходимым элементом аналитической работы является выполнение плана по ассортименту.

    Ассортимент – это перечень наименований изделий  с указанием количества по каждому из них.

    В процессе анализа необходимо выяснить, как хозяйствующий субъект выполняет  план по ассортименту в натуральном  и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов  продукции; установить выполнение плана  и динамику по производству сертифицированной продукции.

    Выполнение  задания по ассортименту означает выпустить  изделия по заданной номенклатуре.

    Оценка  выполнения плана по ассортименту проводится при помощи одноимённого коэффициента – коэффициента выполнения плана  по ассортименту и по удельному весу изделий.

    В целом коэффициент выполнения плана  по ассортименту – это отношение  фактического выпуска продукции  к плановому выпуску продукции  и умножить на 100%. 

    Ка = ВПф / ВПпл * 100%, 

    где,  Ка – коэффициент выполнения плана по ассортименту, %.

    Как показывают данные таблицы  ,план по ассортименту продукции в отчётном периоде не выполнен.

    Структура продукции – это соотношение  удельных весов отдельных изделий  в общем её выпуске. Увеличение объёма производства по одним видам и  сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры. Причём изменение  структуры производства  оказывает влияние на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении низкорентабельной продукции.

    Проанализируем  выполнение плана производства по структуре  товарной продукции. Как показывают данные таблиц 5 и 6, как в базисном, так и в отчётном периодах план по структуре АО «Марченко» не выполнен.

    Так, в базисном периоде за счёт  изменения структуры производства предприятие недовыпустило продукции на 2338,5 тыс. тг.

    В отчётном периоде за счёт изменения  структуры производства предприятие  недовыпустило продукции на 4470 тыс. тг. Сокращаются объёмы производства по всем видам продукции.

      Важным показателем эффективности  производства является ритмичность  производства. Ритмичность – это  равномерный выпуск продукции  в соответствии с графиком  в объёме и ассортименте, предусмотренном  планом. Ритмичная работа является  основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции, увеличивается объём незавершенного производства и сверхплановые остатки продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы. Всё это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. 

Таблица 5 - Анализ структуры товарной продукции за 2008 год 

Виды  продукции Оптовая цена за 1 тонну продук-ции, тыс. тг. Объём производства, тонн Товарная  продукция, тыс. тг. Измене-ние  товар-

ной продук-ции  за счёт струк-туры, тыс. тг.

план факт план Факт при  плановой структуре факт
Вермишель соломка особая 8,46 1700 1691 14382 14402 14306 -96
Вермишель супер длинная 9,25 1750 1780 16187 16530 16465 -65
Макароны  соломка 10,77 1700 1713 18309 18532 18449 -83
Макароны  супер длинные 9,25 1700 1780 15725 16560 16465 -95
Лапша супер длинная 8,75 1800 1847,3 15750 16230 16187 -43
Рожки №8 9,25 1150 1120 10637 10540 10360 -180
Рожки №15 9,25 1400 1392 12950 12980 12876 -104
Рожки №17 9,25 1800 1780 16650 16580 16465 -115
Перья №7 9,25 1250 1240 11562 11670 11470 -200
Вермишель №5 9,25 1250 1190 11562 11700 11008 -692
Спиральки №29 9,25 800 770 7400 7380 7122 -258
Гребешки  №40 9,25 900 910 8325 8560 8418 -142
Колоски №43 9,25 800 890 7400 8430 8232 -198
Итого   18000 18103,3 166839 170094 167755,5 -2338,5
 

Таблица 6 - Анализ структуры товарной продукции за 2009 год 

Виды  продукции Оптовая цена за 1 тонну продук-ции, тыс. тг. Объём производства, тонн Товарная  продукция, тыс. тг. Измене-ние товар-ной продук-ции за счёт струк-туры, тыс. тг.
план факт план Факт при  плановой структуре факт
Вермишель соломка особая 9,85 1700 1740 16745 17300 17150 -150
Вермишель супер длинная 9,45 1900 1820 17955 18200 17199 -1001
Макароны  соломка 11,20 1700 1670 19040 18980 18704 -276
Макароны  супер длинные 9,5 1700 1790 16065 17200 16916 -284
Лапша супер длинная 9,45 1900 1900 17955 17955 17955 -
Рожки №8 9,45 1000 1090 9450 10750 10300 -450
Рожки №15 9,45 1400 1410 13230 13520 13324 -196
Рожки №17 9,45 1750 1750 16537 16537 16537 -
Перья №7 9,45 1300 1280 12285 12170 12096 -74
Вермишель №5 9,45 1100 1120 10395 10870 10584 -286
Спиральки №29 9,45 800 875 7560 8420 8269 -151
Гребешки  №40 9,45 800 1210 7560 12900 11434 -1476
Колоски №43 9,45 950 1121,1 8977 10730 10594 -136
Итого   18000 18776,1 181756 185532 181062 -4470
 

    Для оценки выполнения плана по ритмичности  используют коэффициент ритмичности, т.е. отношение суммы фактически выпущенной продукции в пределах плана за ряд последовательных отрезков времени анализируемого периода к сумме планового выпуска продукции за этот же период времени: 

    Критм = ( ∑g1ц0 не больше ∑g0ц0 ) / ∑g0ц0, 

    где ∑g1ц0 – сумма фактического выпуска продукции в сопоставимых ценах;   

            ∑g0ц0 – сумма планового выпуска.

    Рассчитаем  значение этого показателя по данным таблицы 7. 

Таблица  7 - Ритмичность выпуска продукции АО «Марченко» по кварталам за 2008 год. 

квартал Выпуск  продукции, тыс. тг. Удельный  вес продукции, % Коэффициент выполнения плана Коэффициент ритмичности, %
план факт план факт
1 41710 42442 25 25,3 1,02 25
2 41710 39590 25 23,6 0,95 23,6
3 41710 41100 25 24,5 0,99 24,5
4 41709 44623,5 25 26,6 1,07 25
Всего за год 166839 167755,5 100 100 1,01 98,1

Информация о работе Анализ эффективности торгового предприятия