Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 15:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение анализа эффективности торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить прогнозирование и организация объемов продаж деятельности предприятия.
2. Провести анализ и прогноз объемов продаж (на примере АО «Марченко»).
3. Рассмотреть возможные пути по совершенствованию анализа и прогноза объемов продаж и их влияние на основные технико-экономические показатели АО «Марченко».
В процессе написания курсовой работы были использованы отечественная и зарубежная литературы, периодические издания, монографии.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…………...3
1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..…5
1.1 Организация оперативно-сбытовой работы……………………………....5
1.2 Прогнозирование сбыта продукции……………………………………….7
1.3 Планирование ассортимента продукции………………………………...11
2 АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ (НА ПРИМЕРЕ АО «МАРЧЕНКО»)………………………………………………………………..13
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………………….13
2.2 Производственная структура и структура управления предприятием...13
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей предприятия...15
2.4 Служба сбыта. Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту…………………………………………………………………..22
2.5 Организация сбыта продукции на предприятии………………………...28
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗА ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АО «МАРЧЕНКО»…………………32
ЗАКЛЮЧЕН..………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………...40
Увеличилась на 5 человек среднегодовая численность работников, что свидетельствует о расширении производственной деятельности на предприятии.
В связи с ростом себестоимости на 14,1 %, прибыль от реализации резко снизилась и убыток в 2009 году составил 3596 тыс. тг.
На начало 2008 г. остатки готовой продукции составили 5670 тыс. тг., на конец года 3225,5 тыс. тг. Было реализовано продукции на 2444,5 тыс. тг. больше, чем произведено. Это произошло по причине активизации рынков сбыта макаронных изделий предприятия.
На начало 2009 г. остатки готовой продукции составили 3225,5 тыс. тг. в сопоставимых ценах 2008 года; было реализовано продукции на 2732 тыс. тг. больше, чем выпущено. На конец 2009 года остатки составили 670 тыс. тг. Можно предположить, что рост реализации в 2009 году связан с ростом объёма рынков сбыта макаронных изделий.
Следуя из вышесказанного, можно сделать вывод о намечающейся тенденции уменьшения остатков готовой продукции. Учитывая рост производства и реализации при этом, существуют объективные условия для увеличения выпуска продукции в следующем году.
Прослеживается тенденция систематического отставания планируемых от фактически складывающихся оптовых цен.
Постепенное
приближение планируемых
Обобщая итоги анализа производства и реализации на предприятии, можно резюмировать, что в 2008-2009 годах на АО «Марченко» при некоторой переоценке возможностей производства и сбыта плановой службой, наблюдалось оживление производственной деятельности, обусловленное изменениями в конъюнктуре потребительского рынка, благоприятными для сбыта макаронных изделий.
В 2009 году рыночная активность использования производственно-технической базы на предприятии в целом осталась на прежнем уровне (101,5 %). Производственная активность выросла на 2,8 %, причём рыночная активность остаётся по-прежнему выше производственной на 1,3 %.
О
результативности использования производственно-
Производственные мощности, которые не изменялись по своей величине на протяжении 2008-2009 годов, использовались очень активно. Фактический коэффициент использования производственной мощности, хотя и несколько отставал от планируемого (85,0-87,0), находился в пределах 82,3-85,4. Такой показатель является достаточно напряжённым.
На
предприятии достигнут высокий
уровень использования
От
обеспеченности предприятия трудовыми
ресурсами и эффективности их
использования зависят объём
и своевременность выполнения всех
работ, степень использования
Анализ использования трудовых ресурсов, рост производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки повышения его оплаты. В свою очередь, повышение уровня оплаты труда способствует росту его мотивации и производительности. В связи с этим анализ расходования средств на оплату труда имеет исключительно большое значение. В процессе его необходимо осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы, выявлять возможности его экономии за счёт роста производительности труда.
В анализируемом периоде показатель реализации продукции, приходящийся на 1 рабочего, превышает показатель выпуска продукции, приходящейся на 1 работника на 1,5 %.
Отсюда следует, что уровень производительности труда, сложившийся на предприятии, не обеспечивал потребности рынка в выпускаемой продукции, а потому образовавшийся дефицит частично покрывался за счёт реализации продукции, скопившейся на складах за предшествующий период. Этому свидетельствует уменьшение остатков готовой продукции, приходящейся на 1 работающего (911,7 и 907,2 тыс. тг. в сопоставимых ценах 2008 года.).
В 2008 году в расчёте на 1 тенге. оплаты труда прибыль от реализации составляет 0,30 тенге, следовательно, эффективности использования рабочей силы нет.
О результативности использования рабочей силы в 2009 году трудно судить однозначно. С одной стороны, предприятие потерпело убытки от своей деятельности в целом и, соответственно, результативность использования рабочей силы отрицательна. Но с другой стороны, если судить по валовой прибыли от реализации, результативность выше 1 тенге на 1 тенге оплаты труда.
На протяжении 2008-2009 годов на оплату труда направлялось на 2,2 – 3,3 % больше средств, чем планировалось. При этом общий рост расходов, связанных с оплатой труда составил 10,2 %. Это объясняется недооценкой на предприятии темпов роста инфляции и необходимостью повышать заработную плату в соответствии с общими темпами инфляции.
В анализируемом периоде рост среднемесячной оплаты труда опережает рост его производительности: рост первого показателя составил 4,3 %, а второго – 1,1 %. Расхождение между показателями можно объяснить действием нескольких факторов: 1) недостаточность оплаты труда как стимула повышения его производительности 2) наличием определённой доли работников (не занятых непосредственно в производственном процессе), труд которых оплачивается по повременной системе и повышение оплаты труда которых не сопровождается ростом выпуска продукции. 3) инфляционные процессы.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Относительный
показатель уровня доходности бизнеса
– это рентабельность. Показатели
рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность
различных направлений
В анализируемом периоде на АО « Марченко» как следует из таблицы 2, обозначилась негативная тенденция отставания показателя реализованной продукции от показателя полной себестоимости товарной продукции. При росте первого на 3,8 % (в сопоставимых ценах 2008 года), второй увеличился на 6,4 %.
Увеличились затраты на тенге реализованной продукции на 4,1 %, реализованная продукция стала нерентабельной, а также продукция в целом стала нерентабельной. Это связано с крайней неэффективностью затрат.
Данные таблицы 2 показывают, что производственная деятельность предприятия, как источник получения прибыли, недооценивается руководством предприятия и им необходимо сократить масштабы внереализационных операций.
Так, при наличии прибыли от реализации продукции в 2008 году в размере 3298 тыс. тг., общая прибыль отчётного периода составила всего 248,1 тыс. тг. В 2009 году при наличии убытка от реализации продукции в размере 3596 тыс. тг., общий убыток отчётного периода (в результате прочих операционных расходов, в основном) составил 17345 тыс. тг.
Выступая
одной из сторон единого аналитико-
В итоговую систему включаются как исходные показатели, образующие её основу, так и производные от них характеристики, наиболее значимые для общей оценки технико-экономического состояния предприятия.
Показатели, образующие систему, являются показателями из числа общепринятых, устоявшихся в экономической практике. Для однозначного толкования показателей, избежания их возможного разночтения, наименования показателей не заменяются экономическими понятиями, которые они обозначают: например, показатель реализованной продукции в расчёте на один рубль стоимости основных производственных фондов не назван фондоотдачей.
В
результирующей таблице изменения
значений показателей приводятся в
процентах (количестве раз) к их базисному
уровню. Изменения значений показателей
по абсолютной величине в результирующую
таблицу не включаются, поскольку кроме
констатации количественного прироста
(или уменьшения), и без того очевидного,
эти характеристики, как правило, не содержат
иной, полезной для обобщённого технико-экономического
анализа, информации.
Таблица 2 - Показатели, характеризующие затраты и результаты хозяйственной деятельности АО «МАРЧЕНКО» за 2008-2009 годы.
Показатели | 2008г. | 2009 г. | Фактические данные к 2008 году в % | ||||
План | Факт | Процент выполнения плана | План | Факт | Процент выполнения плана | ||
1.Реализован-ная продукция, тыс. тг. | 174902,0 | 164530,0 | 94,0 | 181756,0 | 180392,1 | 99,2 | 109,6 |
2.Полная
себестоимость |
161253,0 | 161232 | 100 | 179304,0 | 183988 | 102,6 | 114,1 |
3.Затраты на тиын реализованной продукции, тиын. | 98 | 98 | 100,0 | 0,98 | 102 | 104,1 | 104,1 |
4.Прибыль от реализации продукции, тыс.тг. | 3140,0 | 3298,0 | 105,0 | 3210,0 | -3596 | - | - |
Исходя из данных, приведённых в таб. 3, можно заключить, что за 2008-2009 годы производственные возможности предприятия оставались без изменений. Объяснением этому может служить отсутствие достаточных финансовых средств, требуемых для дальнейшего производственно-технического развития. Вместе с тем можно сказать, что АО «Марченко» по его производственной мощности относится к числу средних по величине производственных объектов отечественной макаронной отрасли.
Предприятие обнаруживает весьма масштабную реализацию производственных возможностей, превышающую 80 %. Более того, в рассмотренном периоде наблюдался слабый, но всё же рост объёмов производства, который составил 3,9 %.
Динамика
роста выпуска продукции была
на уровне с динамикой её реализации
(3,9 %), вместе с этим первый показатель
отставал от второго как в 2008 году,
так и в 2009 году, что в данном конкретном
случае имело положительный эффект в виде
уменьшения остатков готовой продукции
на складах предприятия.
Таблица 3 - Основные технико-экономические показатели АО «Марченков» за 2008-2009 годы
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2008 г. в % |
1.Производственная мощность, тыс. тонн | 22 | 22 | 100,0 |
2.Выпуск продукции в натуральном выражении, тыс. тонн | 18,1 | 18,8 | 103,9 |
3.Коэффициент
использования |
82,3 | 85,4 | 103,8 |
4.Товарная продукция, тыс. тг. | 167755,5 | 181062,0 | 107,9 |
5.Реализованная продукция, тыс. тг. | 164530,0 | 180392,0 | 109,6 |
6.Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. тг. | 34546 | 29785 | 86,2 |
7.Реализованная продукция на тенге стоимости основных фондов, тг. | 4,76 | 6,06 | 127,3 |
8.Среднегодовая
численность промышленно- |
184 | 189 | 102,7 |
9.Реализованная продукция в расчёте на одного работающего, тыс. тг. | 894,2 | 954,5 | 106,7 |
10.Среднемесячная оплата труда, тг. | 4809 | 5157 | 107,2 |
11.Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. тг. | 161232 | 183988 | 114,1 |
12.Прибыльот реализации продукции, тыс. тг. | 3298,0 | -3596,0 | - |
13.Прибыль отчётного периода, тыс. тг. | 248,0 | -17345,0 | - |
14.Затраты на тенге реализованной продукции, тиын. | 98 | 102 | 104,1 |
15.Рентабельность продукции в целом, % | 2 | - | - |
Информация о работе Анализ эффективности торгового предприятия