Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции.
Для реализации цели поставлены и решены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы сущности и содержания конкурентоспособности продукции и факторов ее определяющих;
2) рассмотреть анализ и систему показателей оценки конкурентоспособности продукции;
3) рассчитать показатели для определения конкурентоспособности продукции предприятия;
4) проанализировать показатели конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1Сущность конкурентоспособности и качества продукции, их различие и экономическое значение 5
1.2 Анализ конкурентоспособности продукции 11
1.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 20
Определение величины выручки и прибыли,
эластичности спроса на предложения 20
Расчет процента выполнения договорных обязательств 22
Анализ динамики остатков готовой продукции 25
Определение конкурентоспособности холодильных камер 28
Анализ ассортимента продукции 30
Определение выполнения плана по ритмичности выпуска
холодильных камер 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Мой фхд.docx

— 78.21 Кб (Скачать)

Реализуя комплексный  подход к конкурентоспособности, основанный на базе учета трех основных факторов: степени удовлетворения потребителя  продукцией, конкурентного потенциала предприятие и эффективности  стратегии для определенного  сегмента рынка, резервы повышения  конкурентоспособности предприятия  можно разделить на три группы.

Первая группа резервов включает мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции исходя из предпочтений потребителей. К ней отнесены: снижение уровня издержек на единицу продукции; диверсификация ассортимента; улучшение вкусовых характеристик, повышение срока годности; совершенствование тары и упаковки; формирование позитивного имиджа товаров; проведение взвешенной ценовой политики, выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями и товарами-аналогами и пр.

Ко второй группе отнесены мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В  эту группу включены: изучение конъюнктуры  рынка и его сегментация, выбор  целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор  конкурентных стратегий, способов продвижения  товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение  эффективности рекламы; совершенствование  уровня патентно-правовой работы и  др.

Третья группа содержит мероприятия  по повышению конкурентного потенциала предприятия по направлениям: совершенствование  производственного процесса и организационной  деятельности; улучшение использования финансового потенциала, совершенствование социальной политики.

 

ГЛАВА 2.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ

Вариант 3

    1. Определение  величины выручки и прибыли, а также необходимо определить эластичность спроса на предложения.

Таблица 2.1.

Цена, млн. руб.

Объем спроса

Темп прироста

Коэффициент эластичности спроса

Величина, млн. руб.

Цены

Объем спроса

Выручка

Затраты

Прибыль

1

2

3

4

5

6

7

8

6

3150

     

18900

13050

5850

6,25

2820

2,9

-4,7

1,62

17625

12637

4988

6,50

2630

6,7

-6,8

1,01

17095

12325

4770

7,00

2250

6,5

-9

1,38

15750

11600

4150

7,50

2180

3,3

9,5

2,89

16350

10912

5438

7,80

2110

2,9

4,5

1,55

16458

10638

5820

8,00

1970

2,6

4,7

1,81

15760

10360

5400

8,20

1800

2,4

3,6

1,5

14760

10142

4618


 

Эластичность спроса позволяет  измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов  или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

К =  Темп прироста объема спроса/ Темп прироста цены

По полученным результатам  видим, что наименьшее значение коэффициента эластичности – 1,62 приходится на цену, равную 6,25 млн. руб.

Наибольшее значение коэффициента эластичности 2,89 при цене, равной 7,5 млн. руб. При этом прибыль составляет 5438 млн. руб.

Наибольший объем спроса 3150 млн. руб. достигается при установленной цене в 6 млн. руб. При этом достигается и наибольшее значение выручки (18900 млн. руб.) и прибыли (5850 млн. руб.).

 

 

2.2 Расчет процента выполнения договорных обязательств.

Оценка выполнения договорных обязательств производится нарастающим итогом с начала в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При оперативном анализе (внутри года или квартала) выполнение договоров поставки продукции следует учитывать ближайшие перспективы выполнения договорных обязательств. С этой целью помимо фактических поставок по договорам необходимо учитывать реальные возможности по выпуску продукции (наличие на складе готовых изделий, имеющиеся заделы, подготовка к запуску в производство) и в общей сумме сопоставлять с обязательствами по договорам на соответствующий период. Причины невыполнения договорных обязательств целесообразно подразделять на зависящие от предприятия (несоответствие объема выпуска продукции объему поставок, неудовлетворительная ритмичность производства и др.) и не зависящие от предприятия (срыв поставок материальных ресурсов, сбои в транспортном обеспечении и т.д.).

Оценка выполнения плана  по договорным обязательствам определяется по формуле:

,

где Кдог.пост. – коэффициент договорных поставок;

ОПпл – объем поставок по плану;

ОПнедоп. – объем недовыполнения поставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.1

Вид продукции, работ и  услуг

Объём поставки по заключённым  договорам, ед.

План производства продукции  работ и услуг на год

Обеспеченность договорами, %

1

2

3

4

Холодильники

4000

5660

0,71

Стиральные машины

4900

5500

0,89

Посудомоечные машины

3300

2643

1,25

СВЧ печи

2500

1900

1,32

Итого:

14700

15703

 

 

 

 

Таблица 2.2.2.

Вид продукции, работ и  услуг

План поставок

Объём поставок

Недопоставлено

Зачтено в пределах плана

1

2

3

4

5

Холодильники

5660

4000

-1660

4000

Стиральные машины

5500

4900

-600

4900

Посудомоечные машины

2643

3300

657

2643

СВЧ печи

1900

2500

600

1900

Итого:

15703

14700

-1003

13443


 

 

 

Холодильники:

.

Стиральные машины:

.

Посудомоечные машины:

.

СВЧ печи:

.

 

Из таблицы 2.2.1 следует, что  наибольший процент обеспеченности договорами, равный 1,32, выходит по СВЧ печам. План поставок равен 1900 единиц, было поставлено по договору 2500 единиц.

Наименьший процент обеспеченности договорами (0,71) – по холодильникам, так как было недопоставлено 1660 единиц. План поставок равен 5660, объем поставок равен 4800.

Процент обеспеченности договорами по посудомоечным машинам равен 1,25 при плане поставок 5500 единиц и объеме поставок 4900.

Процент обеспеченности договорами по поставке стиральных машин равен 0,89 при плане поставок 2643 единиц и объеме поставок 3300.

 

 

 

    1.  Анализ динамики остатков готовой продукции, определим долю нереализованной продукции.

Таблица 2.3.

Вид продукции

Остатки на начало года

Фактический выпуск продукции

Объём реализуемой продукции

Остаток готовой продукции  на конец года

Прирост

Удельный вес в общем  выполнении

Скорость продаж

 

Ед.

%

 

Прошедший год

Отчётный год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Холодиль-ники

150

4800

4700

250

100

66,67

0,54

16

15,46

Стиральн-ые машины

110

4700

4800

10

100

90,91

0,02

11,5

11,48

Посудомо-ечные машины

60

2900

2900

60

0

0

0,13

11,0

10,87

СВЧ печи

40

2680

2580

140

100

250

0,30

10,0

9,70

Итого

360

15080

14980

460

300

 

1,00

   

 

Наибольший остаток готовой  продукции на конец года, равный 250 (150+100) единиц, приходится на выпуск холодильников, так как не весь объем выпущенной продукции предприятие смогло реализовать. Прирост остатка на конец года по отношению к началу года составляет 100 единиц или 66,67%. Удельный вес в общем выполнении составляет 0,54.

Остаток СВЧ печей составляет на конец года 140 единиц. Прирост составляет  100 единиц или 250%, удельный вес равен 0,30.

Остаток посудомоечных машин на конец года равен 60. Прирост здесь равен 0. Удельный вес в общем выполнении 0,13.

Наименьший остаток готовой  продукции 10 единиц приходится на выпуск стиральных машин. Прирост составляет 100 единиц или 90,91%. Удельный вес в общем выполнении равен 0,02.

В целом по предприятию  было выпущено 15080 единицы готовой продукции, объем реализуемой продукции составил 14980. Отсюда следует, что общий остаток на конец года составляет 460 единиц.

В условиях рынка должно быть постоянное обновление ассортимента реализуемого продукта. Одна из важных задач предприятия состоит в  том, чтобы регулярно отслеживать  изменения потребностей, делать соответствующие  прогнозы и предлагать рынку новый  ассортимент изделий, изучать реакции  потребителей на эти изделия, закладывать  новшества в производство.

Важным показателем реализации продукции служит также темп сбыта, определяемый путем соотношения среднедневного выпуска и среднедневного сбыта товарной продукции за один и тот же период. За год такое соотношение может исчисляться по удельному весу декадных выпусков в общем выпуске реализации продукции.

При изучении реализации по срокам поставки продукции необходимо время фактической отгрузки сопоставлять с договорными сроками. В этих случаях требуется учесть время  пробега (провоза) грузов. Еще более  важен анализ сроков реализации при массовом регулярном сбыте продукции постоянному покупателю.

Целесообразно также систематически анализировать реализацию продукции  по направлению её поставки: в торговую сеть для реализации населению, строительным, промышленным организациям своего министерства или в другие регионы, для выполнения государственных заказов и т.д.

На показатели реализации влияет качество изготовляемой продукции, соответствие ее запросам и потребностям потребителя (покупателя или заказчика). Поэтому в ходе анализа реализации следует изучить, имелись ли случаи отказа от поставляемой продукции, были ли возвраты ее поставщику без оплаты. Если поставщик выпускает некачественную продукцию низких сортов, с дефектами  и не удовлетворяющую запросы  покупателей, ему (поставщику) нередко приходится продавать такую продукцию по более низкой цене, а иногда уценивать ее. В результате количество реализованной продукции в натуральном исчислении может соответствовать плану, а сумма выручки быть меньше планового задания.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия