Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции.
Для реализации цели поставлены и решены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы сущности и содержания конкурентоспособности продукции и факторов ее определяющих;
2) рассмотреть анализ и систему показателей оценки конкурентоспособности продукции;
3) рассчитать показатели для определения конкурентоспособности продукции предприятия;
4) проанализировать показатели конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1Сущность конкурентоспособности и качества продукции, их различие и экономическое значение 5
1.2 Анализ конкурентоспособности продукции 11
1.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 20
Определение величины выручки и прибыли,
эластичности спроса на предложения 20
Расчет процента выполнения договорных обязательств 22
Анализ динамики остатков готовой продукции 25
Определение конкурентоспособности холодильных камер 28
Анализ ассортимента продукции 30
Определение выполнения плана по ритмичности выпуска
холодильных камер 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Мой фхд.docx

— 78.21 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет»

 

Институт экономики, управления и права

Кафедра бухгалтерского учёта  и аудита

 

 

 

РАСЧЕТНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Анализ  и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия»

на тему: «Анализ конкурентоспособности  продукции».

Специальность 080502-65 «Экономика и  управление на предприятии 

(по отраслям)»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса группы ЭС-30                Кабайкина И.В.

Руководитель: доцент                                                          Анисимова В.И.

 

 

 

Нижний Новгород – 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ           5

1.1Сущность конкурентоспособности и качества продукции, их различие и экономическое значение          5

1.2 Анализ конкурентоспособности  продукции             11

1.3 Пути повышения конкурентоспособности  продукции           13

ГЛАВА 2.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ               20

    1. Определение  величины выручки и прибыли,

эластичности спроса на предложения               20

    1. Расчет процента выполнения договорных обязательств                      22
    2. Анализ динамики остатков готовой продукции            25
    3. Определение конкурентоспособности холодильных камер          28
    4. Анализ ассортимента продукции              30
    5. Определение выполнения плана по ритмичности выпуска

холодильных камер                  33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ            36

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный рынок характеризуется  ужесточением конкуренции между  производителями, чрезмерным насыщением товарами в большинстве сегментов. Ключевым элементом всей рыночной системы, объектом конкурентной борьбы был и  остается товар. Успех товара на рынке, то есть его конкурентоспособность, залог финансового благополучия производителя. Под конкурентоспособностью товара здесь подразумевается оцененное  потребителем превосходство его  по качеству и цене над аналогами  в определенный момент времени, в  конкретном сегменте рынка достигнутое  без ущерба производителю. Если товар  по качеству и цене не удовлетворяет  покупателя, то никакие дополнительные усилия из арсенала маркетинга не смогут существенным образом улучшить его  положение на рынке. Именно поэтому  проблема обеспечения конкурентоспособности  товаров становится жизненно важной функцией производителей.

Выпуск конкурентоспособной  продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Промышленные предприятия  не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение  факторов влияющих на конкурентоспособность продукции.

Для реализации цели поставлены и решены следующие задачи:

1) изучить теоретические  основы сущности и содержания  конкурентоспособности продукции  и факторов ее определяющих;

2) рассмотреть анализ и систему показателей оценки конкурентоспособности продукции;

3)  рассчитать показатели для определения конкурентоспособности продукции предприятия;

4) проанализировать показатели  конкурентоспособности продукции.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1 Сущность конкурентоспособности и качества продукции, их различие и экономическое значение

Проблема качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Объективный фактор, объясняющий  многие глубинные причины наших  экономических и социальных трудностей, с одной стороны, и причины  повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах  Запада, с другой, – это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность и  качество – концентрированное выражение  всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать  и сбывать товары и услуги.

Качество – синтетический  показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и  уровня развития национальной экономики  до умения организовать и управлять  процессом формирования качества в  рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной  деятельности, экономического благополучия страны.

Фактор конкуренции носит  принудительный характер, заставляя  производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого конкурентного  рынка маркетинг становится эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет  либо снижает его возможности.

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более  того, важной составной частью конкурентоспособности  товара является уровень затрат потребителя  за время его эксплуатации.

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого  товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих  товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих  предприятий, объединений, фирм, равно  как и стран, в которых они  базируются.

Любой товар, находящийся  на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей  – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие  с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного  сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая  товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность  – понятие относительное, четко  привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного  назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.

Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления  за весь срок его службы у потребителя.

Однако этот экономический  показатель при всей его важности не исчерпывает полностью понятия  конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит  от вида и сложности изделия в  техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой  точности оценки, цели исследования и  других внешних факторов.

Наконец, конкурентоспособность  определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес  для покупателя (и, естественно, гарантируют  удовлетворение данной потребности). Все  характеристики изделия, выходящие  за рамки этих интересов, рассматриваются  при оценке конкурентоспособности  как не имеющие к ней отношения  в данных конкретных условиях.

Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано  предстоящим повышением государственных  и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой  товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал  конкурентоспособности. Такой процесс  можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие проектируется  по графику, обеспечивающему ему  выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним  изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность  новых товаров должна быть опережающей  и достаточно долговременной.

В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства  между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между  ними. Имеют место также споры  относительно того, какое из двух понятий  шире. Постараемся ответить на эти  вопросы.

В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами  многих стран, включая Россию, качество – это совокупность свойств и  характеристик продукта, которые  придают ему способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара – категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так  и с потребительной стоимостью.

Потребителя интересует не природа продукта труда как такового, ему важно то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления. Предметом потребления могут  быть продукты, разные по способу потребления, конструкции, назначению. Один и тот  же продукт может обладать множеством различных свойств и быть пригодным  для разных способов использования. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельному продукту, выделяет его из множества аналогичных  предметов и поэтому с экономической  точки зрения качество товара –  характеристика его способностей удовлетворять  ту или иную потребность. Сам предмет  потребления представляет собой  не что иное, как совокупность полезных свойств продукта труда. И только совокупность определенных свойств делает продукт предметом потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем, насколько полно он это делает, т.е. степенью полезности.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный  интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более  высоким уровнем качества может  быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость  за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Вообще некорректно отождествлять  «конкурентоспособность» с «  уровнем качества» и «техническим уровнем продукции» по следующим  соображениям. Согласно ГОСТу 15.467-79, уровень  качества продукции – это относительная  характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей  качества оцениваемой продукции  с базовыми значениями соответствующих показателей. Технический уровень продукции, согласно тому же стандарту, также относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции с соответствующими базовыми значениями.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия