Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:45, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является исследование теоретических, методических и практических основ анализа финансовых показателей и на их основе оценить финансовое состояние конкретного предприятия.
Для раскрытия цели настоящей дипломной работы при ее написании решены следующие задачи:
Введение 4
1. Основы анализа финансового состояния предприятия
1.1 Сущность и значение финансового анализа 7
1.2 Информационная база и система показателей анализа 15
1.3.Бухгалтерский баланс как основной источник информации для 21
анализа финансового состояния предприятия
2. Анализ финансовых показателей ТОО «GSM Казахстан»
2.1 Анализ имущественного положения предприятия 29
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 39
2.3 Показатели эффективности использования ресурсов предприятия 55
3. Совершенствования финансового управления ТОО «GSM Казахстан»
3.1 Ориентация на новые оценочные показатели финансовой деятельности предприятия 71
3.2 Пути улучшения использования финансовых ресурсов
предприятия 77
3.3. Внедрение инновационных технологий как фактор укрепления финансового положения компании 81
Заключение 89
Список использованной литературы 90
Приложения
Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Организация и методы такого анализа рекомендованы в международном стандарте аудиторской деятельности “Анализ финансовой отчетности”. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации кроме финансовой отчетности и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.
Таким образом, финансовый анализ является объективным условием эффективного предпринимательства. Он основывается на финансовой отчетности и направлен на выявление «узких мест» в управлении предприятием, дачи ключа для принятия рациональных управленческих решений.
На практике многие ученые придерживаются различных точек зрения относительно задач, стоящих перед экономическим анализом.
Так казахстанский ученый Дюсембаев К.Ш. считает, что основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются[2, с.28]:
- общая оценка финансового положения предприятия;
- исследование соответствия между активами и источниками их формирования, рационального их размещения;
- выявление нарушения соотношения в финансово-расчетной и кредитной дисциплины;
- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
- определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Выделяются четыре основных типа финансовой устойчивости предприятия: абсолютная устойчивость финансового состояния, нормальная устойчивость финансового состояния, неустойчивое финансовое состояние и кризисное (критическое) финансовое состояние.
Финансовая устойчивость предприятия характеризуется состоянием собственных и заемных средств и анализируется с помощью системы финансовых коэффициентов.[12, с.14] Информационной базой для расчета таких коэффициентов являются абсолютные показатели актива и пассива бухгалтерского баланса.
Анализ проводится посредством расчета и сравнения полученных значений коэффициентов с установленными базисными величинами, а также изучения динамики их изменений за определенный период.
Оценка финансовой устойчивости предприятия проводится с помощью достаточно большого количества относительных финансовых коэффициентов.
Расчет и анализ относительных коэффициентов (показателей) существенно дополняет оценку абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия.
В условиях неплатежеспособности и применения к предприятиям процедур банкротства, объективная и точная оценка финансово-экономического состояния приобретает первостепенное значение. Главным критерием такой оценки являются показатели платежеспособности и степень ликвидности предприятия.
Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера[13, с. 79]. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита.
Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы[14, с. 277].
Ликвидность и платежеспособность как экономические категории не тождественны, но на практике они тесно взаимосвязаны между собой.
Ликвидность предприятия отражает платежеспособность по долговым обязательствам. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банкротству. Основаниями для признания предприятия банкротом являются не только невыполнение им в течение нескольких месяцев своих обязательств перед бюджетом, но и невыполнение требований юридических и физических лиц, имеющих к нему финансовые или имущественные претензии.
Улучшение платежеспособности предприятия неразрывно связано с политикой управления оборотным капиталом, которая нацелена на минимизацию финансовых обязательств[15, с. 199].
Для оценки платежеспособности и ликвидности могут быть использованы следующие основные приемы:
- структурный анализ изменений активных и пассивных платежей баланса, т. е. анализ ликвидности баланса;
- расчет финансовых коэффициентов ликвидности;
- анализ движения денежных средств за отчетный период.
При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Расчет и анализ коэффициентов ликвидности позволяет выявить степень обеспеченности текущих обязательств ликвидными средствами. Главная цель анализа движения денежных потоков – оценить способность предприятия генерировать денежные средства в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов и платежей.
Главная задача оценки ликвидности баланса – определить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата)[16, с.72].
Изменение уровня ликвидности определяется по изменению (динамике) абсолютного показателя чистого оборотного капитала. Он составляет величину, оставшуюся после погашения всех краткосрочных обязательств. Следовательно, рост этого показателя – повышение уровня ликвидности предприятия.
Для качественной оценки платежеспособности и ликвидности предприятия кроме анализа ликвидности баланса необходим расчет коэффициентов ликвидности.
Цель расчета – оценить соотношение имеющихся активов, как предназначенных для непосредственной реализации, так и задействованных в технологическом процессе, с целью их последующей реализации и возмещения вложенных средств и существующих обязательств, которые должны быть погашены предприятием в предстоящем периоде.
Расчет основывается на том, что виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности: абсолютно ликвидные денежные средства, далее по убывающей степени ликвидности следуют краткосрочные финансовые. вложения, дебиторская задолженность, запасы и затраты. Поэтому для оценки платежеспособности и ликвидности предприятия применяют показатели, которые различаются в зависимости от порядка включения их в расчет ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.
Главное достоинство показателей – простота и наглядность – может обернуться существенным недостатком – неточностью выводов. Поэтому следует осторожно подходить к оценке платежеспособности предприятия этим методом.
Горизонтальный метод основан на сопоставлении изменений различных финансовых показателей в абсолютном и относительном выражении в различные периоды времени для выявления тенденций развития и структурных изменений[17, с. 88].
Вертикальный метод анализа предназначен для выявления изменений происходящих в структуре активов и пассивов предприятия, а также для сравнения важности отдельных групп средств или источников для деятельности предприятия.
Трендовый анализ или иначе анализ тенденции получил свое название от английского слова trend – тенденция[18, с. 17]. Данный анализ дает возможность выявить направленность тенденции изменений показателей временного ряда. Происходящие изменения показателей во времени могут быть описаны различными уравнениями – линейными, логарифмическими, степенными и т.д. Наглядность трендового анализа связана с возможностью изображения изменяющихся показателей во времени путем перенесения и отражения их на желаемое графическое изображение. Известно, что тренды существуют, во всех областях – в экономике, медицине, моде, в поиске и т.д.
Трендовый анализ основан на расчете относительных показателей отчетности за определенный промежуток времени от базисного уровня. Проведение анализа требует учет различных факторов, например, эффективность используемых методов планирования, достоверность отчетности, использование разных методов учета, уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов. Анализ основан на допущении, что случившееся в прошлом дает хорошее приближение в оценке будущего.
Трендовый метод анализа часто используется для оценки спроса на товары и услуги, оценки потребности в запасах, прогнозирования структуры сбыта, которая имеет сезонные колебания.
Сравнительный анализ заключается в следующем. Сравнение - действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи: выявление причинно-следственных связей между явлениями, проведение доказательств или опровержений; классификация и систематизация явлений.
В практике финансового анализа достаточно широко используется метод коэффициентного анализа.
Основные виды финансовых коэффициентов:
- коэффициенты ликвидности, которые показывают, насколько доступны предприятию его денежные средства;
- коэффициенты рентабельности, которые показывают эффективность использования активов;
- коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости;
- коэффициенты деловой активности, доходности и др.
Коэффициенты основаны на определенных зависимостях между отдельными показателями отчетности.
Относительные показатели финансового состояния подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.
Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Коэффициенты распределения и их изменения за отчетный период играют большую роль в ходе предварительного ознакомления с финансовым состоянием клиента по балансу.
Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.
Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении отчетных величин с базисными, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым, благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам; среднеотраслевые значения показателей; значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее удачливого конкурента.
В заключение параграфа необходимо отметить, что различные методы анализа переплетаются между собой, часто являясь дополнением одного другим, либо вообще составной часть другого метода. Так, например, сравнительный анализ порой нельзя провести без проведения коэффициентного анализа либо трендового и т.д.
1.2 Финансовая отчетность как информационный источник анализа
Финансовый анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием финансово-хозяйственной деятельности субъекта. Под методом финансового анализа следует понимать совокупность способов и приёмов, с помощью которых исследуется его предмет – финансово-хозяйственная деятельность субъекта.
Целью финансового анализа является оценка информации, содержащейся в отчетности, сравнение имеющихся сведений и создание на их базе новой информации, которая послужит основой для принятия тех или иных решений.
Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, то есть конкретных пользователей финансовой информации.
Финансовый анализ подразделяется на внутренний и внешний. Внутрений финансовый анализ проводится в самом хозяйствующем субъекте. Он может использовать в качестве источника любую информацию, циркулирующую внутри субъекта, например, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию, данные управленческого учёта. Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового положения, эффективность использования активов хозяйствующего субъекта, взаимосвязь показателей объёма, себестоимости и дохода.
Внешний финансовый анализ осуществляется на основе данных публичной финансовой отчётности и проводится в основном за пределами хозяйствующего субъекта его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственныит органами. Поэтому его называют внешним финансовым анализом. К выполнению его привлекаются специалисты-аналитики, являющиеся посторонними лицами для хозяйствуюего субъекта и потому не имеющими доступа к его внутренней информационной базе. В связи с тем, что публичная отчётность содержит лишь весьма ограниченную часть информации, внешний финансовый анализ не позволяет раскрыть всех секретов хозяйствующего субъекта. Его особенностями являются: множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности хозяйствующего субъекта; разнообразие целей и интересов субъестов анализа; наличие типовых методик анализа, стандартов учёта и отчётности; ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчётность хозяйствующего субъекта; ограниченность задач анализа как следствие предчдущего фактора; максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности хозяйствующего субъекта.