Анализ финансового состояния предприятия при банкротстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной работы – проанализировать финансовое состояние ГУП «Стерлитамакский машиностроительный завод» и выработать меры по финансовой санации.
Задачами работы являются:
изучение методологии анализа финансового состояния;
проведение анализа финансового состояния ГУП «Стерлитамакский машиностроительный завод» за 2002 год;
разработка и оценка эффективности мероприятий, направленных на финансовое оздоровление ГУП «СМЗ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Роль и значение анализа финансового состояния в процедуре внешнего управления предприятием 5
1.2. Методика оценки структуры капитала предприятия и источников его формирования 11
1.3. Показатели финансовой устойчивости и ликвидности предприятия 14
1.4. Методы оценки деловой активности 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГУП «СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» ЗА 2002 ГОД 21
2.1. Анализ имущественного положения ГУП «СМЗ» и структуры капитала 21
2.2. Оценка финансовой устойчивости и ликвидности предприятия 25
2.3. Анализ деловой активности ГУП «СМЗ» 31
ГЛАВА 3. ВЫРАБОТКА МЕР ПО ФИНАНСОВОЙ САНАЦИИ В ГУП «СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 39
3.1. Характеристика мероприятий, направленных на финансовое оздоровление ГУП «СМЗ» 39
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Работа содержит 1 файл

Анализ фин. состояния при банкротстве.doc

— 410.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………48 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Оценочные показатели финансово – хозяйственной  деятельности предприятия играют важную роль в системе экономических показателей. С их помощью можно изучить и измерить финансовые процессы, активно воздействовать на них. Роль финансовых показателей важна не только для самих работников предприятия как база для принятия управленческих решений, но и для инвесторов, банков и других заинтересованных субъектов экономики, которые, в свою очередь, желают получить достоверную информацию о состоянии дел на предприятии. Подобная информация не всегда доступна, и в данном случае финансовая диагностика компании может стать существенным помощником в определении истинного положения экономического субъекта.

     Анализ  финансового состояния представляет собой комплекс аналитических и  вычислительных процедур, позволяющих  оценить финансовое положение предприятия. В свою очередь, финансовое состояние – это способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

     Особое  значение анализ финансового состояния  приобретает при внешнем управлении неплатежеспособным хозяйствующим субъектом. Согласно Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) экономического субъекта и в случае признания его банкротом решением суда назначается внешний управляющий. Внешнее управление назначается на срок не более одного года и может быть продлено решение суда на срок не более полугода.

     Не  позднее одного месяца с момента  своего назначения внешний управляющий  должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению  платежеспособности должника, т.е. меры финансовой санации.

     Разработать эти меры и принять план по восстановлению платежеспособности невозможно без анализа финансового состояния предприятия и определения его реального экономического положения и финансового потенциала.

       Цель представленной работы –  проанализировать финансовое состояние  ГУП «Стерлитамакский машиностроительный завод» и выработать меры по финансовой санации.

     Задачами  работы являются:

  • изучение методологии анализа финансового состояния;
  • проведение анализа финансового состояния ГУП «Стерлитамакский машиностроительный завод» за 2002 год;
  • разработка и оценка эффективности мероприятий, направленных на финансовое оздоровление ГУП «СМЗ».

     Объектом  анализа выступает производственно-хозяйственная  ГУП «Стерлитамакский машиностроительный завод», который до рыночных преобразований производил продукцию оборонного назначения. С началом перестройки и последовавшей за тем конверсией оборонных предприятий завод оказался в очень сложных экономических условиях, был объявлен банкротом и переведен на внешнее управление.

      
 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ  АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Роль и значение анализа финансового  состояния в процедуре внешнего  управления предприятием

 

     Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)", далее - Закон, установил новую процедуру банкротства - финансовое оздоровление (санацию). Она введена с целью предоставления должнику более благоприятных условий для восстановления своей платежеспособности и погашения задолженности. Процедура может применяться при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица.

     Следует отметить, что ранее действовавший  Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" уже содержал ряд положений по финансовому оздоровлению. Однако они  касались мер, осуществляемых вне рамок рассмотрения дела о банкротстве. Четкого законодательного регулирования процедура финансового оздоровления не имела.

     Согласно  главе 5 Закона введение процедуры финансового  оздоровления должно производиться  арбитражным судом на основании  соответствующего решения первого собрания кредиторов. Однако данная процедура может быть введена и на основании ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа или третьих лиц. Для этого должны быть выполнены следующие условия:

  • предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника,
  • размер предоставляемого обеспечения превышает размер самих обязательств не менее чем на 20%,
  • графиком погашения задолженности предусмотрено начало погашения не позднее чем через 1 месяц после введения процедуры финансового оздоровления,
  • предусмотрено погашение требований кредиторов пропорционально, равными долями в течение 1 года.

     Кроме того, при наличии решения первого  собрания кредиторов о применении таких процедур банкротства, как внешнее управление и конкурсное производство, в качестве обеспечения исполнения обязательств должна быть предоставлена банковская гарантия.

     Основанием  для принятия кредиторами решения  о введении финансового оздоровления является ходатайство, которое может быть представлено должником, учредителями (участниками) должника, либо иными установленными Законом лицами. Такое ходатайство подается временному управляющему, а также в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до проведения первого собрания кредиторов. Возможность ознакомления с ходатайством обеспечивает кредиторам временный управляющий.

     Решение об обращении с ходатайством принимается  учредителями на общем собрании большинством голосов присутствующих. Решение должно содержать: сведения об обеспечении исполнения обязательств должника, график погашения задолженности, срок удовлетворения требований кредиторов, срок и план финансового оздоровления, а также протокол общего собрания и перечень учредителей, голосовавших за данное решение. Следует отметить, что в случае ходатайства нескольких лиц о введении финансового оздоровления, эти лица должны заключить между собой соглашение об обеспечении исполнения обязательств каждым из них и их солидарной ответственности. Такое соглашение также прилагается к ходатайству.

     Обеспечение исполнения обязательств может быть выражено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или  муниципальной гарантией, поручительством, иными способами, но не удержанием, задатком или неустойкой. Также в качестве предмета обеспечения исполнения обязательств не могут выступать имущество или имущественные права должника.

     О введении финансового оздоровления арбитражный суд выносит определение. Сведения об этом публикуются в определенном Правительством РФ официальном издании (в настоящее время указанные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете"). В определении арбитражного суда должны указываться срок финансового оздоровления, график погашения задолженности, сведения о лицах, предоставивших обеспечение, сведения о размере и способах обеспечения. Арбитражный суд также утверждает административного управляющего на время действия процедуры финансового оздоровления, в обязанности которого входит:

  • ведение реестра требований кредиторов,
  • созыв собрания кредиторов,
  • рассмотрение отчетов о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности,
  • осуществление контроля над исполнением должником текущих требований кредиторов, выполнением плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.

     После вынесения арбитражным судом  определения о введении финансового  оздоровления, на отношения должника с третьими лицами накладывается  ряд условий. Так требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, предъявляются к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения имуществом налагаются исключительно в рамках процесса о банкротстве. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за некоторым исключением. Запрещается удовлетворение требований учредителей должника о выделе доли в имуществе в связи с выходом из состава учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли; выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных Законом требований кредиторов. Не применяются финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

     Управление  должником в ходе финансового  оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение. Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Например, должник не вправе без согласия кредиторов совершать сделки, в которых у него имеется заинтересованность, или сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника. Также должник не вправе без согласия кредиторов принимать решение о своей реорганизации. Кроме того, в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств, могут совершаться исключительно с согласия кредиторов. Закон также определяет круг сделок, для совершения которых необходимо согласие административного управляющего. К ним относятся сделки, которые: влекут увеличение задолженности более чем на 5%, связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, влекут уступку права требования, перевод долга или получение займа (кредита). Закон предусматривает и ряд других ограничений на осуществление полномочий органами управления должника в период финансового оздоровления.

     Финансовое  оздоровление вводится на срок не более  чем 2 года. Должник вправе до истечения установленного срока финансового оздоровления погасить все требования кредиторов, предусмотренные графиком погашения задолженности. В этом случае финансовое оздоровление будет считаться оконченным досрочно. С другой стороны, если должником в период финансового оздоровления неоднократно или существенно нарушаются сроки удовлетворения требований кредиторов, суд может принять определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкротом, и, таким образом, процедура финансового оздоровления будет досрочно прекращена.

     Если  процедура финансового оздоровления не была окончена или прекращена досрочно, должник обязан за месяц до истечения  установленного срока процедуры  предоставить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. К отчету должны прилагаться: баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. В случае если к этому моменту требования кредиторов не погашены, собрание кредиторов принимает решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Необходимо отметить, что общий срок финансового оздоровления и внешнего управления не должен превышать 2 года. Поэтому следует иметь в виду, что данное ограничение может послужить причиной отказа арбитражного суда во введении внешнего управления.

     Если  в ходе финансового оздоровления платежеспособность должника окажется восстановленной, производство по делу о банкротстве должника прекращается.

     Главная цель анализа финансового состояния  предприятия в процессе внешнего управления - выявить и устранить  основные недостатки в финансовой деятельности и наметить резервы улучшения финансового положения предприятия и его платежеспособности.

      При этом необходимо решить следующие задачи:

  1. На основе причинно – следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности  дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия;
  2. Спрогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из общих условий хозяйствования и наличия собственных и заемных ресурсов, разработать модели финансового состояния предприятия при разнообразных вариантах использования ресурсов;
  3. Разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и управление финансовым состоянием предприятия.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия при банкротстве