Анализ финансового состояния ОАО «Стройсервис»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:53, дипломная работа

Описание работы

Финансовый анализ как некоторая разновидность целесообразной деятельности предприятия многогранен и имеет множество областей приложения, так как общепризнанным является тезис о том, что финансы предприятия - это его «кровеносная система». И насколько хорошо функционирует эта система, настолько жизнеспособно предприятие.

Работа содержит 1 файл

Медведева О..doc

— 703.00 Кб (Скачать)

      К основным особенностям финансового  анализа относятся:

       - обеспечение общей характеристики  имущественного и финансового  положения предприятия:

       - приоритетность оценок: платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности;

       - базирование на общедоступной  информации;

       - информационное обеспечение решений  тактического и стратегического характера;

       - доступность к результатам анализа  любых пользователей;

       - возможность унификации состава  и содержания счетно-аналитических процедур;

       - доминанта денежного измерителя  в системе критериев;

       - высокий уровень достоверности  итогов анализа (в пределах  достоверности данных публичной  отчетности).

      Финансовый  анализ предприятия предполагает организацию  аналитической работы в виде двухмодульной структуры. Это:

       - экспресс-анализ отчетности предприятия;

       - детализированный анализ финансового  состояния предприятия.

      Одним из разновидностей финансового анализа  является экспресс-анализ отчетности, который дает мгновенный взгляд на ситуацию на предприятии и предназначен для поиска и выделения наиболее важных и сложных проблем в управлении финансами. Его основной задачей является сужение масштабов поиска проблем и их решения, а цель его получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия. Этот вид анализа предполагает незначительные затраты времени для получения результата и последующее проведение дополнительных аналитических исследований по выделенным направлениям. Экспресс-анализ предполагает изучение текущих аспектов деятельности предприятия.

      Таким образом, экспресс-анализ отчетности необходим  для получения оперативной, наглядной и простой оценки финансового благополучия и динамики развития предприятия. Он не должен занимать много времени, а его реализация не предполагает каких-либо сложных расчетов и детализированной базы. Последовательность процедур такова: [17, с.95]

      - просмотр отчета по формальным  признакам;

      - ознакомление с заключением аудитора;

      - ознакомление с учетной политикой предприятия;

      - чтение пояснительной записки  (аналитических разделов отчета);

      - общая оценка имущественного  и финансового состояния по  данным баланса и ознакомление  с ключевыми индикаторами:

      1) Оценка экономического потенциала:

      - оценка имущественного положения;

      - оценка финансового положения;

      - выявление  «больных» статей  в отчетности и их оценка в динамике.

      2) Оценка результативности финансово-хозяйственной  деятельности:

      - оценка прибыльности;

      - оценка динамичности;

      - оценка эффективности использования экономического потенциала.

      - формулирование выводов по результатам  анализа.

      Таким образом, совокупность аналитических  показателей для экспресс-анализа  представлена  табл. 1.

       Просмотр  отчета по формальным признакам. Смысловая нагрузка этой, на первый взгляд совершенно формальной, не аналитической процедуры, в ходе которой оцениваются объем и качество отчета, удобство его структурирования, наличие минимального набора требуемых отчетных форм, наличие и полнота

аналитических расшифровок, доступность и трактуем ость приводимых аналитических индикаторов и т.п., состоит в следующем.

   Таблица 1 - Совокупность аналитических  показателей для экспресс-анализа.

Направление анализа Показатели
1. Оценка экономического потенциала  субъекта хозяйствования.
1.1 Оценка  имущественного положения
  1. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов.
Коэффициент износа основных средств.

Общая сумма хозяйственных средств, находящихся  в распоряжении предприятия.

1.2. Оценка  финансового положения.
  1. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников.
  2. Коэффициент покрытия (общий).
  3. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме.
  4. Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников.
Коэффициент покрытия запасов.
1.3. Наличие  «больных» статей в отчетности.
  1. Убытки.
  2. Ссуды и займы, не погашенные в срок.
  3. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность.
  4. Векселя выданные (полученные) просроченные.
2. Оценка результатов финансово-хозяйственной  деятельности.
2.1. Оценка  прибыльности.
  1. Прибыль.
  2. Рентабельность общая.
Рентабельность  основной деятельности.
2.2. Оценка  динамичности.
  1. Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала.
  2. Оборачиваемость активов
  3. Продолжительность операционного и финансового цикла.
Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности.
2.3. Оценка  эффективности использования экономического потенциала.
  1. Рентабельность авансированного капитала.
  2. Рентабельность собственного капитала.
 

      Культура  составления отчета является немаловажным фактором успешного ведения бизнеса как с позиции самого предприятия, подготовившего отчет, так и с позиции его внешних контрагентов.

      Во-первых, хорошо структурированный отчет  позволяет пользователям данной информации по-новому взглянуть на состояние дел на предприятии, на достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами его развития.

      Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерский  отчет все в большей степени становится основным информационным документом, подтверждающим возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием.

      В-третьих, отчет является своеобразным способом рекламы деятельности предприятия - нередко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производственных контактов является запрос о возможности ознакомления с годовым бухгалтерским отчетом потенциального партнера — поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотрудничестве. Иными словами, годовой отчет является своеобразной визитной карточкой предприятия, по нему составляют первое, иногда решающее, представление о предприятии.

      Ознакомление  с заключением аудитора. В соответствии с Федеральным законом от 07 августа 2001 года № 119 ФЗ "Об аудиторской деятельности" деятельность предприятий подлежит обязательному аудиту. В этом случае независимая аудиторская компания проводит проверку деятельности в соответствии со стандартами аудита, итогом которой является отчет аудитора. Этот отчет весьма объемен по содержанию и конфиденциален, однако его заключительная часть — аудиторское заключение — прилагается к публикуемой бухгалтерской отчетности, удостоверяя достоверность приведенных в ней данных. Существует несколько типов аудиторских заключении, регламентированных отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности: безусловно, положительное, условно положительное, отрицательное, с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. Именно первые два вида заключений приводятся в годовых отчетах; они и имеют в силу своей доступности определенную познавательную ценность.

      Аудиторское заключение облегчает принятие решения  о целесообразности бизнес - контактов с данным предприятием, но оно ни в коем случае не должно рассматриваться как безусловная гарантия его надежности и состоятельности. Аудиторы выражают свое профессиональное мнение о достоверности отчетных данных, но не являются гарантами результатов и последствий деятельности своего клиента. Следует также помнить, что вся ответственность за подготовку отчетных данных возлагается не на аудиторов, а на аудируемое предприятие.

      Ознакомление  с учетной политикой предприятия. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предприятие обязано ежегодно принимать учетную политику, которая утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. Под учетной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» (ст. 1 ПБУ 1/98). Как правило, основные положения приказа об учетной политике приводятся отдельным разделом в годовом отчете. В зависимости от выбранной учетной политики или в результате внесения в нее изменений могут существенно меняться показатели финансового состояния и финансовые результаты. В ПБУ 1/98 приведены лишь общие требования к формированию и раскрытию учетной политики; что касается конкретных ситуаций, то содержание соответствующего документа может существенно варьироваться. В частности, в учетной политике могут раскрываться такие вопросы, как: рабочий план счетов, используемый предприятием; порядок проведения инвентаризации; порядок амортизации нематериальных активов; порядок начисления амортизации по основным средствам; порядок отражения в учете процесса приобретения сырья и материалов; порядок расчета фактической себестоимости материальных ресурсов, отпущенных в производство (ЛИФО, ФИФО и др.); вариант учета общехозяйственных расходов; способ распределения косвенных расходов при исчислении себестоимости продукции; порядок образования фондов и резервов; метод определения выручки (по отгрузке или по оплате); порядок начисления и выплаты дивидендов; порядок оценки кредитов и займов. [7, с.18]

      Приведены лишь некоторые из аспектов учетной  политики. Безусловно, значимость их для пользователей различна, кроме того, не каждый из этих аспектов находит отражение непосредственно в отчетности. Тем не менее, отдельные аспекты (как определяется выручка, как оцениваются запасы, как отражаются кредиты и др.) исключительно важны в аналитическом смысле.

      Чтение  пояснительной записки (аналитических  разделов отчета). Данный раздел представляет несомненную ценность для любого аналитика. Его структура и содержание не предписываются нормативными документами, поэтому в значительной степени определяются традициями в составлении годового отчета, сложившимися на данном предприятии. При чтении аналитики следует иметь в виду, что она, безусловно, является односторонней; ее цель — демонстрация наиболее привлекательных тенденций и результатов. Тем не менее, она хороша уже тем, что содержит аналитические показатели и коэффициенты, которые, с одной стороны, не надо самостоятельно рассчитывать и, с другой стороны, не всегда рассчитываются по данным публичной отчетности. Рекомендации по составлению пояснительной записки, а, следовательно, данные, которые пользователь ожидает найти в ней, приведены в ряде нормативных документов, в частности в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (приказ Минфина России № 60н).

      Общая оценка имущественного и финансового  состояния по данным бухгалтерской отчетности и ознакомление с ключевыми индикаторами. Здесь предполагается быстрый просмотр баланса и оценка его структуры: изменение валюты баланса, доля внеоборотных активов, структура основных средств, доля заемных средств в валюте баланса, соотношение заемных и собственных средств (уровень финансового левериджа) и др. Любое предприятие стремится показать себя с наиболее выгодной стороны. Делается это путем составления сводной таблицы с основными показателями в динамике: объем реализации, прибыль, прибыль на акцию, уровень дивидендов и др. Отдельные обобщающие показатели общеизвестны: рентабельность собственного капитала, величина собственных оборотных средств, показатели ликвидности, продолжительность операционного цикла, рентабельность продаж и др. Очевидно, что по динамике этого и подобных показателей можно сделать определенные выводы о финансовом положении предприятия.

      При оценке экономического потенциала предприятия  выделяют две его стороны: имущественную  и финансовую.

      Имущественный потенциал характеризуется величиной, составом и состоянием активов, которыми распоряжается предприятие для достижения своей цели. Здесь имеется в виду денежная оценка, позволяющая делать суждения об оптимальности, возможности и целесообразности вложения финансовых ресурсов в активы предприятия.

      Финансовый потенциал определяется достигнутыми результатами за отчетный период, описывается некоторыми активными и пассивными статьями баланса и соотношением между ними.

      Обе эти стороны деятельности предприятия  взаимосвязаны, так как нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового состояния предприятия и наоборот. [35, с.40]

      На  рис. 1 представлены два предприятия, имеющие абсолютно одинаковую структуру капитала, но разную структуру активов.

      С позиции структуры источников, финансовая устойчивость обоих предприятий одинакова, однако, в силу сильнейшего различия в структуре активов между предприятиями должны быть определены различия в отношении финансовой устойчивости. По формальным признакам предприятие. Б имеет вполне приемлемое финансовое состояние, тогда как у предприятия. А существуют проблемы с собственными оборотными средствами. 

       Баланс  предприятия А Баланс предприятия Б

Информация о работе Анализ финансового состояния ОАО «Стройсервис»