Анализ финансового планирования и прогнозирования на предприятии сферы розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:05, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики, самостоятельности предприятий, их ответственности за результаты деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций развития финансового состояния и перспективных финансовых возможностей. На решение таких вопросов и направлена финансовая стратегия предприятия. Разработка финансовой стратегии - это отрасль финансового планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы 8
1.2 Основы финансового прогнозирования 14
1.3 Технология составления бюджета как основы финансового
планирования предприятия 16
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НЕОГАЛА») 23
2.1 Организационная характеристика и основные показатели
хозяйственной деятельности ООО «НеоГала» 23
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли, динамики суммы и уровня валовой прибыли ООО «НеоГала» 32
2.3 Анализ финансового планирования и прогнозирования
ООО «НеоГала» 44
2.4. Разработка мероприятий по финансовому планированию и
прогнозированию ООО «НеоГала» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа - Анализ финансового планирования и прогнозирования, мероприятия по совершенствованию на примере предприятия.doc

— 677.10 Кб (Скачать)

 

Выводы по главе: Таким образом, в результате мероприятий финансового планирования и предложенных рекомендаций:

- оборот розничной торговли увеличится на 55,89% или на 32198,38 тыс. руб.

- сумма валовой прибыли возрастет на 36,03% или на 11778,43 тыс. руб. при росте ее уровня на 0,55%.

- Чистая прибыль возрастет на 42,87% или на 9791,72 тыс. руб.

Кроме того, планируемый показатель оборота розничной торговли организация ООО «НеоГала» сможет достичь за счёт: улучшения качества обслуживания покупателей; внедрения инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом; отсутствия страха перед коммерческим риском; разумного использования средств, получаемых от экономии затрат. При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьшением спроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кроме того, достичь ускорения оборачиваемости денежных средств. По второму варианту возможно замораживание собственного капитала на какое-то время, в результате может возникнуть необходимость привлечения заемного капитала, что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного в дипломной работе исследования можно сформулировать следующие выводы.

В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты финансового планирования и прогнозирования на предприятии, из чего следует, что основными задачами финансового планирования на предприятии являются: обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами; установление рациональных финансовых отношений с субъектами хозяйствования, банками, страховыми компаниями; определение путей эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования; выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществление контроля за образованием и использованием платежных средств.

Финансовое прогнозирование дает возможность решить такие конкретные вопросы: какие денежные средства может иметь предприятие в своем распоряжении; каковы источники их поступления; достаточно ли финансовых ресурсов для выполнения начертанных задач; какая часть средств может быть перечислена в бюджет, внебюджетные фонды, банкам и другим кредиторам; как должно осуществляться распределение и использование прибыли на предприятии; как обеспечивается реальная сбалансированность плановых затрат и доходов предприятия на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Оптимизация прогнозных решений состоит в разработке вариантов прогнозных расчетов для того, чтобы выбрать из них наиболее оптимальное. Затем могут использоваться разные критерии выбора: максимум прибыли (дохода) на денежную единицу вложенного капитала; экономия финансовых ресурсов, то есть минимум финансовых затрат; экономия текущих затрат; минимум вложения капитала при максимально эффективном результате; максимум абсолютной суммы полученной прибыли.

Финансовое прогнозирование требует широкого использования экономико-математического моделирования. Этот способ делает возможное нахождение количественного выражения взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют. Экономико-математическая модель - это точное математическое описание факторов, которые характеризуют структуру и закономерности изменения данного экономического явления и осуществляются с помощью математических приемов. Моделирование может осуществляться по функциональной и корреляционной связи. Экономико-математическое моделирование дает возможность перейти в прогнозировании от средних величин к оптимальным вариантам.

Повышение уровня научной обоснованности прогнозирования требует разработки нескольких вариантов прогнозов исходя из различных условий и путей развития предприятия с последующим выбором оптимального варианта финансового прогноза.

Во второй главе дипломной работы анализировалась деятельность предприятия ООО «НеоГала».

Информационной базой для анализа послужили данные бухгалтерского учета и отчетности, такие как: форма №1 «Бухгалтерский баланс предприятия», форма № 2 «Отчет о финансовых результатах предприятия».

Во второй главе дипломной работы была дана организационная характеристика объекта исследования - ООО «НеоГала», произведен анализ оборота розничной торговли; динамики, состава и структуры доходов, а также валовой прибыли, как основного источника получения доходов.

В ходе проведения анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «НеоГала» были выявлены следующие положительные направления деятельности:

- наметилась положительная тенденция развития оборота розничной торговли, а именно произошло увеличение объема продаж на +132 % или в денежном выражении на +23039 тыс. руб.;

- в 2009 году средняя численность работающих увеличилась на четыре человека, в связи с расширением деятельности предприятия, и составило 26 человек, в том числе 18 работника торгово-оперативного персонала;

- производительность труда одного работника увеличилась на 382,42 тыс. руб. или на 10,01 %, в том числе производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала увеличилась и составила в 2009 году 5277,56 тыс. руб., что больше по сравнению с 2008 годом на 480,42 руб. или на 10,01 %;

- в динамике производительность единицы стоимости основных фондов увеличилась, а именно в 2009 году 128,46 тыс. рублей выручки от реализации было получено с каждого рубля основных фондов. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что предприятия использует основные фонды достаточно эффективно;

- среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия в динамике увеличилась, что данный факт не является отрицательным моментом, т.к. послужил снижению времени обращения оборотных средств на 16,38 дней, а коэффициент рентабельности оборотных средств в 2009 г. вырос на 0,2 и составил 1,25;

- в отчетном году сумма валовой прибыли  торгового предприятия составила 32688 тыс. руб., что выше по сравнению с прошлым годом на 7553 тыс. руб. Наблюдается увеличение уровня валовой прибыли, а именно на 0,52%;

- в динамике за пять лет оборот розничной торговли увеличивался в действующих и в сопоставимых ценах. Темп роста данного показателя по отношению к базисному году составил 175,92%;

- наибольшее увеличение продаж в 2009 году произошло во втором квартале, о чем свидетельствует темп роста 132,74%. Данные изменения были связаны с массовыми покупками подарков к новому году.

- коэффициент структурных сдвигов был низким, что говорит о незначительных сдвигах в структуре оборота розничной торговли;

- доходы предприятия ООО «НеоГала» полностью были сформированы из валовой прибыли, которая в отчетном году составила 32688 тыс. руб., увеличившись на 7553 тыс. руб. или на 30,05%.

- в отчетном году валовая прибыль ООО «Неогала» составила 32688 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом она увеличилась на 7 553 тыс. руб. или на 30%. По сравнению с 2006 годом она увеличилась на 26 588тыс. руб. или в 2 раза, что было связано с увеличением оборота розничной торговли;

- в результате оценки факторов, повлиявших на рост валовой прибыли предприятия следует сделать вывод о том, что рост данного показателя происходил исключительно за счет роста оборота розничной торговли. За счет данного фактора сумма валовой прибыли увеличилась на 8047,66 тыс. руб.

Также в процессе анализа были выявлены отрицательные моменты деятельности:

- рентабельность продаж уменьшилась на 1,14 % и составила в отчетном году 25,11 %, что связано с  увеличением уровня издержек обращения;

-  темпы изменения оборота розничной торговли опережают темпы изменения прибыли от продаж, это влияет негативно. В результате изменений различных доходов и расходов торгового предприятия;

- рентабельность деятельности снизилась, а именно на 1,12% и в отчетном году составила 24,87%, также снизился показатель рентабельности конечной деятельности, а именно на 1,04 %.

- на развитие оборота розничной торговли преобладающее влияние оказал ценовой фактор, нежели увеличение объемов продаж;

- снижению валовой прибыли способствовало снижение уровня валовой прибыли на 0,52%, а также изменение структуры оборота розничной торговли и снижение уровней торговой надбавок. Суммы влияния составили -494,66 тыс. руб., -6,64 тыс. руб. и -501,3 тыс. руб. соответственно.

Было произведено планирование оборота розничной торговли различными методами. За основу был выбран метод экономико-статистический методом, а именно, методом среднегодовых темпов роста. Выбор основывался на том, что данный метод максимально приближает значение расчетного показателя к реальному. При этом  проведенные расчеты основаны на действительных показателях деятельности предприятия за 5 предшествующих лет, что позволяет исключить момент необоснованности. Таким образом, для дальнейших расчетов примем за основу оборот розничной торговли в размере 115843,82 тыс. руб. Также было произведено планирование оборота розничной торговли по структуре  по периодам времени методом средних удельных весов.

Также было произведено планирование валовой прибыли предприятия всеми доступными методами. За основу в дальнейших расчетах выбран плановый размер валовой прибыли 41043,46 тыс. руб., рассчитанный экономико-статистическим методом путем выравнивания динамического ряда по скользящей средней, т.к. данный метод является наиболее точным, он позволяет учесть колебания  средних уровней реализованных торговых надбавок по отдельным товарным группам.

Конкурентоспособность предприятия ООО «НеоГала» в отчетном году  несколько ухудшилась по сравнению с прошлым годом. На это большое влияние оказало снижение показателя организации управленческой деятельности. Вместе с тем значение показателей финансового положения предприятия и организации сбыта и продвижения товаров также снизились, но незначительно.

Заключительным этапом написания дипломной работы являлось разработка и расчет рекомендаций по увеличению суммы валовой прибыли ООО «НеоГала» в будущем году:

- Введение новой товарной группы «имиджевые товары»

- Снижение себестоимости реализуемых товаров  за счет заключения нового договора поставки

- Расширение ассортимента по товарным группам с более высоким уровнем торговых надбавок

Таким образом, в результате планирования и предложенных рекомендаций:

- оборот розничной торговли увеличится на 55,89% или на 32198,38 тыс. руб.

- сумма валовой прибыли возрастет на 36,03% или на 11778,43 тыс. руб. при росте ее уровня на 0,55%.

- чистая прибыль возрастет на 42,87% или на 9791,72 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский кодекс РФ. Части 1,2. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2009.
  3. Абрютина Н. С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие - М: Дело и Сервис, 2007.
  4. Агапцов С. А. Предпринимательская система хозяйствования. - Волгоград: Перемена, 2006.
  5. Астринский Д., Наонян В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2008. № 12.
  6. Баканов М. И. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  7. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  8. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
  9. Бизнес-психология. Бардиер Г.Л., Генезис - 2006, 412 стр.
  10. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. М. - 2009.
  11. Бланк И.А. Управление торговым предприятием - М., ТАНДЕМ, 2008
  12. Бурмистров В. Организация торговли продовольственными товарами. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  13. Бурмистрова Л. А. Финансы предприятий. М.: ГУУ, 2006.
  14. Бурцев В. В. Менеджмент. Учебное пособие. М., 2009.
  15. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006.
  16. Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие - М.: Издательско - книготорговый центр маркетинг, 2007.
  17. Волгин В.В. «Индивидуальный предприниматель», М.: Маркетинг, 2005.
  18. Жигульский А. Современный супермаркет - СПб.: Питер, 2006
  19. Зубков В. Ю. Стратегия инвестиционной деятельности в развитии предприятий акционерного общества // Экономика и коммерция. -- 2005. -- № 2. -- С.61-71.
  20. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. М. - 2006.
  21. Кушлин В.И. Пеньков Б.Е. Петров В.В. Энциклопедия финансового менеджмента. М.: РАГС-«Экономика» 2008. 815 с.
  22. Лапуста М.Г. Предпринимательство, М.: ИНФРА-М, 2006.
  23. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия Учебное пособие - Минск: Новое знание, 2007.
  24. Лященко В. П. Акционерные общества в российской экономике. -- М., 2005. -- 100с.
  25. Мандрица В. М., Касьянов В. В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2006. С.123.
  26. Мексон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Перевод с англ. - М.: «Дело», 2005.
  27. Остапенко В. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути повышения //Экономист. 2007. № 7.
  28. Палевская Н.В. Правила торговли: Посредничество. Розничная торговля - М.: Маркетинг, 2006
  29. Памбухчиянц О. Технология розничной торговли - М.: Норма, 2005
  30. Парфентьев Т.Р., Миронова Н.Б., Петухова А.А., Филиппова Н.М. Оборудование торговых предприятий - М.: Профессиональное образование
  31. Пик Х. Супермаркет. Организация и управление - М.: Дело, 2005
  32. Правила торговли в Москве - М.: Кодекс, 2004
  33. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 8-е издание, переработанное и дополненное - М: Экономика, 2009.
  34. Синецкий Б. Основы коммерческой деятельности - М.: НОРМА, 2007
  35. Семчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Проспект. - 2009.
  36. Симачев Ю. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий // РЭЖ. 2006. № 8. - С. 33-41.
  37. Уткин Э. А. Финансовое управление. - М., 2005. - 574 с.
  38. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. - 416 с.
  39. Фатыхов Д.Ф. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевом производстве в малом бизнесе - М.: ИНФРА-М, 2007
  40. Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Стояновой Е. С. - М., 2007. - 208 с.
  41. Хлебников В. Технология товаров (продовольственных) - М.: Академия, 2006
  42. Цены и ценообразование // Под ред. Есипова В. - М.: НОРМА, 2008
  43. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 343с.
  44. Шеремет А. Д., Сейфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа предприятия, М. «ЮНИ-ГЛОБ», 2006.
  45. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. М.: Издательский дом «Дашков и Ко». - 2008.
  46. Экономика и организация деятельности торгового предприятия // под ред. Соломатина А.Н. - М., Инфра-М, 2007
  47. Экономика торгового предприятия: учебник для ВУЗов / А.И. Гребнев, Ю.К. Бажина и др./ М.: Экономика, 2006.
  48. Экономика предприятий (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2006
  49. Экономический прогноз // Журнал «Власть» № 43(796) от 03.11.2008
  50. Юдинов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - М.: АКаЛиС, 2006.

Информация о работе Анализ финансового планирования и прогнозирования на предприятии сферы розничной торговли