Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:05, дипломная работа
В условиях рыночной экономики, самостоятельности предприятий, их ответственности за результаты деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций развития финансового состояния и перспективных финансовых возможностей. На решение таких вопросов и направлена финансовая стратегия предприятия. Разработка финансовой стратегии - это отрасль финансового планирования.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы 8
1.2 Основы финансового прогнозирования 14
1.3 Технология составления бюджета как основы финансового
планирования предприятия 16
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НЕОГАЛА») 23
2.1 Организационная характеристика и основные показатели
хозяйственной деятельности ООО «НеоГала» 23
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли, динамики суммы и уровня валовой прибыли ООО «НеоГала» 32
2.3 Анализ финансового планирования и прогнозирования
ООО «НеоГала» 44
2.4. Разработка мероприятий по финансовому планированию и
прогнозированию ООО «НеоГала» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Исходя из данных таблицы 2.1, дадим общую оценку работы ООО «НеоГала» за 2008-2009 годы. В 2009 году предприятием ООО «НеоГала» было реализовано покупателями ювелирных изделия на сумму 94996 тыс. руб. По сравнению с 2008 годом наметилась положительная тенденция развития данного показателя, а именно произошло увеличение объема продаж на +132 % или в денежном выражении на +23039 тыс. руб. Увеличение оборота розничной торговли было связано с увеличением спроса населения на ювелирные изделия. Торговая площадь предприятия в 2009 году увеличилась и составила 226 кв. м., по сравнению с прошлым 183 кв. м., это связанно с тем, что в 2009 году открылся один ювелирный салон в городе Ангарске, площадью 43 кв. м. следовательно, в 2009 году на 1 кв. м. торговой площади приходилось 420,35 тыс. руб., что выше по сравнению с 2008 годом на 27,13 тыс. руб. С экономической точки зрения сложившейся ситуации следует дать позитивную оценку, так как увеличение торговой выручки отвечает экономическим интересам, как предприятия, так и покупателей.
В ООО «НеоГала» в 2009 году средняя численность работающих увеличилась на четыре человека, в связи с расширением деятельности предприятия, и составило 26 человек, в том числе 18 работника торгово-оперативного персонала. Одним из показателей эффективности труда является производительность труда 1 работника. Так, 2009 году размер данного показателя составил 3653,69 тыс. руб., то есть на одного работника салона приходилось 3653,69 тыс. руб. оборота розничной торговли. В динамике, то есть по сравнению с 2008 годом, производительность труда одного работника увеличилась на 382,42 тыс. руб. или на 10,01 %, в том числе производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала увеличилась и составила в 2009 году 5277,56 тыс. руб., что больше по сравнению с 2008 годом на 480,42 руб. или на 10,01 %, что оценивается положительно. Это связано с тем, что непосредственно торгово-оперативный персонал участвует в процессе обслуживания покупателей. Следует ожидать значительный вклад данной категории работников, а именно продавцов-консультантов, в увеличение оборота розничной торговли. В динамике произошло увеличение фонда заработной платы и среднегодовой заработной платы одного работника предприятия на 925 тыс. руб. и 15,98 тыс. руб. соответственно, данный факт нашел свое отражение в увеличении в динамике уровня фонда заработной платы. Сложившуюся ситуацию следует оценить позитивно.
Проведем анализ эффективности использования основных фондов ООО «НеоГала». Средняя стоимость используемых основных фондов в 2009 году достигла величины 739,5 тыс. руб., что по сравнению с 2008 годом меньше на 22 тыс. руб., что явилось следствием амортизационных отчислений. Эффективность использования основных фондов предприятия позволяют оценить следующий показатель. Так, фондоотдача свидетельствует о том, что в динамике производительность единицы стоимости основных фондов увеличилась, а именно в 2009 году 128,46 тыс. рублей выручки от реализации было получено с каждого рубля основных фондов. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что предприятия использует основные фонды достаточно эффективно. При этом темпы роста объема оборота розничной торговли опережают темпы роста основных фондов, что следует оценить позитивно. Главным показателем является коэффициент эффективности использования основных фондов, который в отчетном году вырос на 7,18 рублей, это означает, что предприятие на каждый рубль вложенных в основные фонды получило на 7,18 рублей больше чистой прибыли, чем в прошлом году.
Среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия в динамике увеличилась, что данный факт не является отрицательным моментом, т.к. послужил снижению времени обращения оборотных средств на 16,38 дней, а коэффициент рентабельности оборотных средств в 2009 г. вырос на 0,2 и составил 1,25. Также следует отметить увеличение в динамике коэффициента участия оборотных средств в каждом рубле оборота. Все вышеназванные факты свидетельствуют об улучшении использования оборотных средств.
Проведем анализ динамики различных видов прибыли ООО «НеоГала», используя данные таблицы 2.1. В отчетном году сумма валовой прибыли торгового предприятия составила 32688 тыс. руб., что выше по сравнению с прошлым годом на 7553 тыс. руб. Наблюдается увеличение уровня валовой прибыли, а именно на 0,52 %. В отчетном году размер прибыли от продаж составил 23854 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом величина данного показателя выросла в абсолютном выражении на 4969 тыс. руб., при этом рентабельность продаж уменьшилась на 1,14 % и составила в отчетном году 25,11 %, что связано с увеличением уровня издержек обращения. Как мы видим, уровень издержек обращения к обороту розничной торговли невелик, это объясняется спецификой деятельности предприятии, поскольку наибольшая часть расходов занимают расходы на оплату труда и на аренду помещений, а доставка товаров осуществляется почтой, поэтому величина расходов на продажу невысокая.
Темпы изменения оборота розничной торговли опережают темпы изменения прибыли от продаж, это влияет негативно. В результате изменений различных доходов и расходов торгового предприятия прибыль до налогообложения в отчетном году составила 23628 тыс. руб., что выше по сравнению с прошлым годом на 4928 тыс. руб. или почти на 26,35%. Рентабельность деятельности снизилась, а именно на 1,12% и в отчетном году составила 24,87%.
Следующий вид прибыли, формируемый на предприятии после уплаты налога на прибыль является чистая прибыль. Величина данного показателя в отчетном году составила 22838 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом чистая прибыль в абсолютном выражении выросла на 4788 тыс. руб. В результате того, что темпы изменения чистой прибыли были ниже темпов изменения оборота розничной торговли, следует ожидать снижение рентабельности конечной деятельности, а именно на 1,04 %. Данная ситуация позитивно характеризует политику предприятия в отношении использования прибыли.
По итогам проведенного анализа можно сделать заключение о достаточно эффективной деятельности торгового предприятия ООО «НеоГала».
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли, динамики суммы и уровня валовой прибыли ООО «НеоГала»
В условиях рыночных отношений, при увеличении роста инфляции, оборот розничной торговли должен изучаться и оцениваться как в действующих ценах, так и в сопоставимых ценах с использованием индекса цен. Рассмотрим динамику оборота розничной торговли за ряд лет (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Анализ динамики оборота розничной торговли ООО «НеоГала» за
2005-2009, тыс. руб.
Годы |
Оборотрозничнойторговливдейств |
Индексыцен |
Оборотрозничнойторговливсопост |
Приростоборотапосравнениюсбази |
Приростоборотапосравнениюспред |
Темпыростаснижениявсопоставимы | ||
цепные | базисные |
цепные | базисные | |||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2005 г. |
40269 |
1,000 |
1,000 |
40269,00 |
- |
- |
- |
- |
2006 г. |
42754 |
1,079 |
1,079 |
39623,73 |
-645,27 |
-645,27 |
98,40 |
98,40 |
2007 г. |
46060 |
1,02 |
1,101 |
41834,70 |
1565,70 |
2210,97 |
105,58 |
103,89 |
2008 г. |
71957 |
1,103 |
1,214 |
59272,65 |
19003,65 |
17437,96 |
141,68 |
147,19 |
2009 г. |
94996 |
1,105 |
1,341 |
70839,67 |
30570,67 |
11567,02 |
119,51 |
175,92 |
Проведенный анализ деятельности предприятия ООО «Неогала» показал, что за ряд лет оборот розничной торговли имел тенденцию к росту. Мировой финансовый кризис практически не отразился на результатах деятельности предприятия. В 2008 году оборот розничной торговли возрос по сравнению с предшествующим годом на 41,68% или на 19006,65 тыс. руб., а в 2009 г рост произошел на 30570,67 тыс. руб., что, несомненно, является положительным моментом в деятельности рассматриваемого предприятия. Рост оборота розничной торговли был связан с увеличением спроса на продукцию, а также с увеличением денежных доходов населения, что сказалось в свою очередь на приобретении ювелирных украшений более высокого ценового сегмента.
Далее необходимо рассмотреть развитие оборота розничной торговли по кварталам за три прошедших года в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Анализ оборота розничной торговли ООО «НеоГала» по кварталам
2008-2009 гг.
Кварталы |
Оборот розничной торговли |
Темп роста в % |
Удельный вес к итогу, % | ||
г |
г |
к прошлому году |
г |
г | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
18241,10 |
24166,98 |
132,49 |
25,35 |
25,44 |
2 |
17320,05 |
22846,54 |
131,91 |
24,07 |
24,05 |
3 |
17895,71 |
23426,01 |
130,90 |
24,87 |
24,66 |
4 |
18500,14 |
24556,47 |
132,74 |
25,71 |
25,85 |
Итого год |
71957,00 |
94996,00 |
132,02 |
100,00 |
100,00 |
Как видно из табл. 2.3 (рис. 2.2), оборот розничной торговли в четвертом квартале имел наибольший удельный вес, как в прошлом году, так и в отчетном. Данная величина составила 25,71% и 25,85% соответственно, увеличившись на 0,14%. Также значительный удельный вес был в первом квартале как в прошлом, так и в отчетном году (25,35% и 25,44% соответственно). Данные изменения были связаны с увеличением спроса покупателей связи с предновогодней покупкой подарков, а также весенними праздниками.
Наибольшее увеличение продаж в 2009 году произошло во втором квартале, о чем свидетельствует темп роста 132,74%. Данные изменения были связаны с массовыми покупками подарков к новому году. Наименьший темп роста был в третьем квартале (130,9%). В связи с произошедшими изменениями, оборот розничной торговли по итогам отчетного года возрос на 23039 тыс. руб. или на 32,02%.
Рисунок 2.2 Динамика развития оборота розничной торговли
предприятия ООО «НеоГала» по кварталам 2008-2009 гг.
Следующим этапом анализа оборота розничной торговли является расчет коэффициента ритмичности и равномерности оборота торговли по кварталам анализируемого периода. Расчет произведем в таблице 2.4, на основании данных постоим график развития оборота розничной торговли по кварталам отчетного года.
Таблица 2.4 Расчет коэффициента равномерности развития оборота по кварталам отчетного года Кварталы Темп роста в % к 2008 году
1 132,49 0,47 0,22
2 131,91 -0,11 0,01
3 130,90 -1,11 1,24
4 132,74 0,72 0,52
Итого год 132,02 - 1,99
|
Произведем расчет коэффициента равномерности и ритмичности.
К равн.= 100 - 0,53= 99,47 (%)
К период. вып. плана/n= 4/4=1
Таким образом, значение темпов изменения квартальных объемов оборота розничной торговли отклоняется от среднего показателя по всему предприятию в пределах ±0,7%.
Темп изменения квартального оборота розничной торговли предприятия в отчетном году варьируется по периодам несущественно, а именно на 0,53% от среднего значения.
План выполнения продаж был выполнен в полном объеме.
При проведении данного анализа можно увидеть, что развитие оборота розничной торговли на предприятии ООО «НеоГала» происходило неравномерно.
Предприятие имеет потенциал достижения равномерности реализации, и в дальнейшем необходимо принимать меры для ее стимулирования в 2 и 3 кварталах, а именно: отслеживание оборота розничной торговли, а так же проведение работы по своевременной поставке товаров, контроль за хранением товаров и эффективностью их реализации, повышение культуры обслуживания торгово-оперативного персонала.