Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать доходы и расходы, как базу формирования финансового результата предприятия, и разработать рекомендации по совершенствованию методики их анализа.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть цели и задачи анализа доходов и расходов в современных условиях;
- описать методики анализа доходов и расходов;
- охарактеризовать информационную базу для анализа доходов и расходов;
- проанализировать доходы и расходы на примере конкретного предприятия;
- усовершенствовать методику анализа доходов и расходов;
- предложить пути улучшения формирования доходов и расходов предприятия.
Введение………………………………………………………………..………….3
1 Теоретические аспекты анализа доходов и расходов предприятия в современных условиях
1.1 Доходы и расходы предприятия, цель и задачи их анализа в современных условиях……………………………………………………………5
1.2 Методы и приемы анализа доходов и расходов на предприятии…...12
1.3 Информационная база анализа доходов и расходов организации.….17
2 Анализ доходов и расходов ООО «Вега-Люкс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…….19
2.2 Характеристика и анализ доходов и расходов предприятия………..29
2.3 Факторный анализ доходов предприятия…………………………….34
2.4 Факторный анализ расходов предприятия…………………………...35
2.5 Факторный анализ прибыли от продаж……………………………....37
3 Пути совершенствования аналитических процедур и роста прибыли ООО «Вега-Люкс»
3.1 Совершенствование методики анализа доходов и расходов……………………………………………………………………..…..39
3.2 Пути оптимизации доходов и расходов ООО «Вега-Люкс»…………………………………………………………………………....43
Заключение……………………………………………………………………...54
Список использованных источников………………………………………….56
Приложения……………………………………………………………………..58
Итак, факторный анализ показал, что на снижение рентабельности активов в большей степени повлияла рентабельность продаж.
2.4 Факторный анализ расходов предприятия
Отмеченные выше факты неадекватности расходования средств относительно полученных доходов подчеркивают необходимость проведения факторного анализа расходов с целью выявления конкретных факторов, оказавших воздействие на изменение обобщающего показателя — рентабельности произведенных расходов. В 2008 году этот показатель снизился более чем в два раза.
Рассчитаем детерминированную модель зависимости рентабельности расходов от факторов (таблица 2.11), формулы представлены в пункте 1.2.
Как видно из таблицы рентабельность расходов почти одинакова в 2006 и 2007 годах (около 4%) и резко падает в 2008 году – 0,45%. Это обусловлено снижением прибыли до налогообложения.
Таблица 2.11 – Динамика показателей расходов ООО «Вега-Люкс»
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
Изменения | |
2007-2006 гг |
2008-2007 гг | ||||
Расходы, тыс. руб. |
18609,27 |
18718,03 |
21547,19 |
108,76 |
2829,16 |
Доходы, тыс. руб. |
19323,69 |
19340,51 |
21660,00 |
16,82 |
2319,49 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
900 |
761 |
97 |
-139 |
-664 |
Выручка, тыс. руб. |
19309,00 |
19322,00 |
21660,00 |
13,00 |
2338,00 |
Рентабельность расходов, % (f) |
4,84 |
4,07 |
0,45 |
-0,77 |
-3,62 |
Рентабельность продаж, % (x) |
4,66 |
3,94 |
0,45 |
-0,72 |
-3,49 |
Выручка на 1 руб. доходов, руб. (y) |
0,9992 |
0,9990 |
1 |
-0,0002 |
0,0010 |
Доходы на 1 рубль расходов, % (z) |
1,04 |
1,03 |
1,01 |
-0,01 |
-0,03 |
Как показал расчет факторной модели, в 2007 и 2008 годах рентабельность расходов в большей степени уменьшилась за счет рентабельности продаж на 0,75 коп в 2007 году и 3,60 коп в 2008 году. Влияние остальных факторов несущественное.
Итак, на уменьшение рентабельности расходов в большей степени влияет уменьшение рентабельности продаж.
2.5 Факторный анализ прибыли от продаж
Для большей наглядности
проведем факторный анализ
Необходимые показатели рассчитаны по формулам, представленным в пункте 1.2.
Влияние факторов на прибыль от продаж в 2007 году по сравнению с 2006 годом.
∆П(В) = 5 (+13) / 100% = + 0,66
Расчет показал что, в результате увеличения выручки от продаж на 13 тыс. руб. прибыль от продаж увеличилась на 0,66 тыс. руб.
∆П(С) = 19 322 (- 3,81) / 100% = - 736,67
В результате уменьшения доли себестоимости в выручке на 3,81% прибыль от продаж увеличилась на 736, 67 тыс. руб.
∆П(КР) = 19 322 (4,48) / 100% = +865,32
В результате увеличения доли коммерческих расходов в выручке на 4,48% прибыль от продаж уменьшилась на 865,32 тыс. руб.
Влияние факторов на прибыль от продаж в 2008 году по сравнению с 2007 годом.
∆П(В) = 4,4 (+2338) / 100% = +102,37
Вследствие увеличения выручки на 2338 тыс. руб. прибыль от продаж увеличилась на 102,37 тыс. руб.
∆П(С) = 21 660 (+3,51) / 100% = +759,81
В результате увеличения доли себестоимости в выручке на 3,51% прибыль от продаж снизилась на 759, 81 тыс. руб.
∆П(КР) = 21 660 (-1,01) / 100% = - 218,45
В результате снижения доли коммерческих расходов в выручке на 1,01% прибыль от продаж увеличилась на 218,45 тыс. руб.
Как показал факторный анализ, в 2007 году на снижение прибыли от продаж в большей степени повлияло увеличение уровня коммерческих расходов, а в 2008 году – увеличение уровня себестоимости. Значит в 2008 году предприятие потеряло больше прибыли за счет увеличения издержек производства по сравнению с 2007 годом, а в 2007 году возросла комиссия магазинов за реализацию продукции ООО «Вега-Люкс».
3 Пути совершенствования
аналитических процедур и
3.1 Совершенствование методики анализа на основе факторного анализа чистой прибыли
При факторном анализе прибыли предприятия в большинстве случаев анализируется прибыль от продаж, так как влияние прочих доходов и расходов несущественно. Но из анализа прочих расходов ООО «Вега-Люкс» следует, что они оказывают некоторое влияние на чистую прибыль. Так же показатель прибыли от продаж, который характеризует эффективность основной деятельности, скорее интересен для менеджеров предприятия, а показатель чистой прибыли для его собственников. От величины чистой прибыли зависит размер дохода собственника, а так же какая сумма будет направлена на дальнейшее развитие предприятия.
Для факторного анализа чистой прибыли предлагается использовать модель факторного анализа прибыли от продаж, но так как анализируется чистая прибыль, в формуле 13 из пункта 1.2 вместо рентабельности продаж подставим чистую рентабельность, т. е. отношение чистой прибыли к выручке. И составим формулы для анализа влияния прочих доходов и расходов и налога на прибыль. Таким образом, модель факторного анализа чистой прибыли будет выглядеть так.
∆ЧП(В) = (ЧР (В1 – В0))/100%
где ∆ЧП(В) – изменение чистой прибыли за счет изменения выручки;
ЧР – чистая рентабельность.
∆ЧП(С) = (В1 (УС1 – УС0)) /100%
где ∆ЧП(С) – изменение чистой прибыли за счет изменения себестоимости.
∆ЧП(КР) = (В1(УКР1 – УКР0))/100%
где ∆ЧП(КР) – изменение чистой прибыли за счет изменения коммерческих расходов.
∆ЧП(ПД) = (В1(УПД1 – УПД0))/100%
где ∆ЧП(ПД) – изменение чистой прибыли за счет изменения прочих доходов;
УПД1 и УПД0 – доля прочих доходов в выручке на начало и на конец периода.
∆ЧП(ПР) = (В1(УПР1 – УПР0))/100% (20)
где ∆ЧП(ПР) – изменение чистой прибыли за счет изменения прочих расходов;
УПР1 и УПР0 – доля прочих расходов в выручке на начало и на конец периода.
∆ЧП(НП) = (В1(УНП1 – УНП0))/100%
где ∆ЧП(НП) – изменение чистой прибыли за счет изменения налога на прибыль;
УНП1 и УНП0 – доля налога на прибыль в выручке.
Теперь используя данные отчета о прибылях и убытках ООО «Вега-Люкс» проведем анализ влияния факторов на чистую прибыль предприятия.
Степень влияния на чистую прибыль расходов от основной деятельности в 2007 году.
∆ЧП(В) = 3,5 (13) /100% = +0,45 (тыс. руб.)
∆П(С) = 19 322 (- 3,81) / 100% = - 736,67 (тыс. руб.)
∆П(КР) = 19 322 (4,48) / 100% = +865,32 (тыс. руб.)
Из рассчитанных показателей видно, что за счет увеличения выручки в 2007 году на 13 тыс. руб. чистая прибыль увеличилась на 0,45 тыс. руб., за счет снижения доли себестоимости в выручке на 3,81% чистая прибыль увеличилась на 736,67 тыс. руб., а за счет увеличения доли коммерческих расходов в выручке на 4,48% чистая прибыль уменьшилась на 865,32 тыс. руб.
Степень влияния факторов прочей деятельности в 2007 году.
∆ЧП(ПД) = 19322 (0,02)/100% = +2,99 (тыс. руб.)
∆ЧП(ПР) = 19322 (0,07)/100% = +13,94 (тыс. руб.)
∆ЧП(НП) = 19322 (- 0,18)/100% = - 34,15 (тыс. руб.)
В 2007 году за счет увеличения уровня прочих доходов в выручке на 0,02% чистая прибыль увеличилась на 2,99 тыс. руб., вследствие увеличения уровня прочих расходов чистая прибыль снизилась на 13,94 тыс. руб., а за счет уменьшения уровня налога на прибыль чистая прибыль увеличилась на 34,15 тыс. руб.
Степень влияния расходов от основной деятельности на чистую прибыль в 2008 году.
∆ЧП(В) = 2,9 (2338) /100% = +68,49 (тыс. руб.)
∆П(С) = 21 660 (+3,51) / 100% = +759,81 (тыс. руб.)
∆П(КР) = 21 660 (-1,01) / 100% = - 218,45 (тыс. руб.)
В результате абсолютного увеличения выручки в 2008 году на 2338 тыс. руб. чистая прибыль увеличилась на 68,49 тыс. руб. За счет увеличения уровня себестоимости в выручке на 3,51% чистая прибыль снизилась на 759,81 тыс. руб., а за счет уменьшения доли коммерческих расходов в выручке чистая прибыль возросла на 218,45 тыс. руб.
Степень влияния факторов прочей деятельности в 2008 году.
∆ЧП(ПД) = 21660 (-0,09)/100% = - 19,18 (тыс. руб.)
∆ЧП(ПР) = 21660 (0,9)/100% = +195,54 (тыс. руб.)
∆ЧП(НП) = 21660 (- 0,77)/100% = - 166,6 (тыс. руб.)
В 2008 году за счет уменьшения доли прочих доходов в выручке на 0,09% чистая прибыль снизилась на 19,18 тыс. руб. В результате увеличения уровня прочих расходов чистая прибыль уменьшилась на 195,54 тыс. руб., а за счет уменьшения доли налога на прибыль в выручке чистая прибыль увеличилась на 166,6 тыс. руб.
Составим сводную таблицу влияния факторов на чистую прибыль в 2007 и 2008 годах (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Сводное влияние факторов на чистую прибыль в 2007 и 2008 годах, тыс. руб.
Факторы |
Влияние на чистую прибыль | |
2007 год |
2008 год | |
Объем реализованной продукции |
+0,45 |
+68,48 |
Себестоимость |
-736,67 |
+759,81 |
Коммерческие расходы |
+865,32 |
-218,45 |
Прочие доходы |
+2,99 |
-19,18 |
Прочие расходы |
+13,94 |
+195,54 |
Налог на прибыль |
-34,15 |
-166,60 |
Совокупное влияние факторов |
-105,00 |
-521,00 |
В 2007 году чистая прибыль снизилась на 105 тыс. руб. в большей степени за счет увеличения коммерческих расходов. А в 2008 году чистая прибыль резко упала на 521 тыс. руб. Это произошло из-за увеличения затрат производства и резкого увеличения прочих расходов, которые в 2008 году носили чрезвычайный характер. Таким образом, собственники могут оценить, что повлияло на величину чистой прибыли предприятия, а значит и на величину их дохода.
3.2 Пути оптимизации
доходов и расходов ООО «Вега-
В ходе комплексного анализа деятельности предприятия были выявлены следующие проблемы его развития: некачественная дебиторская задолженность, высокие коммерческие расходы и финансовая зависимость предприятия.
Специфика малых предприятий
в том, что управляют ими
Политика оптимизации расходов необходима в кризисных условиях. Что касается уменьшения коммерческих расходов, здесь поможет только увеличение выручки путем расширения сетей сбыта продукции предприятия.
Оптимизация продаж требует проведения ряда важных мероприятий: ценового регулирования; привлечения новых заказчиков; заключения контрактов о производстве на давальческом сырье; внедрения программы торговых скидок и льгот для потребителей, которые платят быстрее; заключения стратегических союзов и альянсов; оценки дополнительных затрат, связанных с внедрением в производство и продвижением на рынок новой продукции.
С целью снижения риска
неуплаты дебиторской задолженности,
организация должна отслеживать
кредитную историю клиентов (покупательскую
и платежную историю). Кредитоспособность
клиента может быть оценена на
основе кредитной истории
Реструктуризация задолженности — это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами, основной целью которого является получение различного рода уступок со стороны кредиторов: сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа.