Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать доходы и расходы, как базу формирования финансового результата предприятия, и разработать рекомендации по совершенствованию методики их анализа.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть цели и задачи анализа доходов и расходов в современных условиях;
- описать методики анализа доходов и расходов;
- охарактеризовать информационную базу для анализа доходов и расходов;
- проанализировать доходы и расходы на примере конкретного предприятия;
- усовершенствовать методику анализа доходов и расходов;
- предложить пути улучшения формирования доходов и расходов предприятия.
Введение………………………………………………………………..………….3
1 Теоретические аспекты анализа доходов и расходов предприятия в современных условиях
1.1 Доходы и расходы предприятия, цель и задачи их анализа в современных условиях……………………………………………………………5
1.2 Методы и приемы анализа доходов и расходов на предприятии…...12
1.3 Информационная база анализа доходов и расходов организации.….17
2 Анализ доходов и расходов ООО «Вега-Люкс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…….19
2.2 Характеристика и анализ доходов и расходов предприятия………..29
2.3 Факторный анализ доходов предприятия…………………………….34
2.4 Факторный анализ расходов предприятия…………………………...35
2.5 Факторный анализ прибыли от продаж……………………………....37
3 Пути совершенствования аналитических процедур и роста прибыли ООО «Вега-Люкс»
3.1 Совершенствование методики анализа доходов и расходов……………………………………………………………………..…..39
3.2 Пути оптимизации доходов и расходов ООО «Вега-Люкс»…………………………………………………………………………....43
Заключение……………………………………………………………………...54
Список использованных источников………………………………………….56
Приложения……………………………………………………………………..58
Для целей ПБУ 10/99 не признается расходами организации выбытие активов:
- в связи
с приобретением (созданием)
- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций Акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
- в порядке
предварительной оплаты материа
- в виде авансов,
задатка в счет оплаты МПЗ
и иных ценностей, работ,
- в погашение
кредита, займа, полученных
Для целей ПБУ 10/99 выбытие активов именуется оплатой.
При этом действует еще один не менее важный критерий характеристики расходов, использованный в ПБУ 10/99, а именно переход от продавца (владельца имущества) права собственности на его активы к новому собственнику или полная уверенность в их окончательной потере.
- при перепродаже
(продаже) финансовых вложений, когда
вклад, ценные бумаги и т.п.
одной организации
- выбытие активов по договорам комиссии, агентским договорам в пользу комитента, принципала и т.п., т.к. вещи, поступившие от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента;
- погашение
кредита, займа, полученных
- выбытие в
порядке предварительной
- выбытие в виде авансов, задатка в счет оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг - по тем же причинам, что и предварительная оплата [2].
В составе прочих расходов отражаются расходы, возникающие в результате стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.
Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, не реальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.
Прочие расходы
зачисляются на счет прибылей и убытков
организации, кроме случаев, когда
законодательством или
В п.16 разд. IV ПБУ 10/99 «Признание расходов» в качестве условий признания названы следующие:
- расход производится
в соответствии с конкретным
договором, требованием
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Расходы разделяются на условно-постоянные, не зависящие от объема производства, и условно-переменные, величина которых связана с объемом производства. В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие, управленческие и прочие расходы [2].
Цель анализа - выявление существенных связей и зависимостей, а также характеристик состояния и движения доходов и расходов для вынесения обоснованного мнения о прошлом, текущем и будущем состоянии хозяйственной деятельности и эффективности управления ею.
Важнейшими задачами анализа доходов и расходов являются:
- обоснование управленческих решений по планированию доходов и расходов;
- анализ выполнения бизнес-планов;
- определение экономической эффективности использования ресурсов предприятия;
- выявление и измерение резервов [5].
Итак, важность анализа доходов и расходов заключается в том, что из них складывается финансовый результат деятельности предприятия. Анализ именно этих показателей позволяет эффективно управлять организацией.
1.2 Методы и приемы анализа доходов и расходов на предприятии
Метод экономического анализа предусматривает использование ряда конкретных методик аналитического исследования. Самые распространенные методы описаны у таких авторов как В. В. Ковалев, Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова и Л. Т. Гиляровская. Анализ проводится поэтапно.
Этапы анализа доходов и расходов:
При анализе любых экономических показателей в первую очередь необходимо проследить их динамику (горизонтальный анализ) и структуру (вертикальный анализ). Показатели разбиваются на составляющие, затем рассчитывается абсолютное изменение (разница между отчетным и предыдущим периодом) и относительное изменение (темп роста). Для большей наглядности возможно составление сравнительной таблицы. В таблице 1.1 показана схема расчета абсолютных и относительных величин, а так же изменения показателей. Такую таблицу можно составить отдельно для доходов и расходов [12].
Составляющие доходов:
- от обычной деятельности (выручка);
- от прочей деятельности.
Таблица 1.1 – Схема построения аналитической таблицы
Показатели |
Абсолютные величины |
Относительные величины структуры |
Изменения | |||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
В структуре |
Темп роста | |||
2007-2006 гг |
2008-2007 гг |
2007-2006 гг |
2008-2007 гг | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8=6-5 |
9=7-6 |
10=3/2*100 |
11=4/3*100 |
Показатель |
||||||||||
ИТОГО |
Расходы разбиваются на расходы по основной деятельности и прочие расходы. Для проведения качественного контроля и мониторинга динамики и структуры расходов предприятия необходимо прежде всего проанализировать производственные затраты.
Чаще всего затраты анализируются по экономическим элементам:
Качество анализа затрат зависит от качества исходной информации. По данным финансовой отчетности выполнить полный анализ затрат невозможно. Для этого необходимо располагать данными аналитического и синтетического учета [7].
Прочие расходы так же подлежат конкретизации и анализу.
Несмотря на практическую значимость анализа состава и структуры доходов и расходов организации следует все-таки углубить его проведение, используя факторный анализ, характеризующий степень эффективности использования (расходования) этих средств [15].
Построим детерминированную модель зависимости рентабельности активов от факторов, воздействующих на ее изменение.
Для этого используются следующие показатели (в скобках указаны условные обозначения):
Составим зависимость рентабельности активов от рентабельности продаж, доли выручки от продаж в доходах и, наконец, от удельного веса доходов на 1 руб. активов (формула 1 или 2).
P/A = P/N × N/Дох. × Дох./A
или
¦ = x × y × z
Как видно, зависимость рентабельности активов от этих факторов — детерминированная. Она выражается мультипликативной моделью. При расчете влияния факторов может использоваться либо интегральный метод факторного анализа, либо метод цепных подстановок с применением абсолютных разниц. Оценка влияния факторов формулы 3, 4, 5, 6.
∆¦(x) =∆ x × yₒ × z ₒ
∆¦(y) =∆ y × x1 × z ₒ
∆¦(z) =∆ z × x1 × y1
∆¦ = ∆¦(x) + ∆¦(y) + ∆¦(z)
Факторный анализ позволяет изыскивать реальные пути роста рентабельности активов, в частности, за счет увеличения рентабельности продаж, т.е. снижая затраты на производство и реализацию продукции, работ и услуг.
Анализ и оценка показателей расходов организации проводится с применением следующих показателей (в скобках указаны условные обозначения):
1. Расходы (Расх.) и доходы (Дох.) предприятия;
3. Прибыль до налогообложения (Р);
4. Выручка от продаж (N);
5. Рентабельность расходов (¦) рассчитывается как, отношение прибыли до налогообложения и расходов;
6. Рентабельность продаж (х);
7. Доля выручки от продаж
на 1 руб. доходов (y) – выручка от продаж на доходы;
8. Доходы на 1 руб. расходов (z) – деление доходов на расходы;
Составим детерминированную модель зависимости рентабельности расходов от факторов – формулы 7 и 8.
P/Расх. = P/N x N/Дох. х Дох./Расх.
или
¦ = x × y × z
Расчет влияния факторов можно выполнить с использованием метода цепных подстановок с использованием абсолютных разниц – формулы 9, 10, 11, 12.
∆¦(x) =∆ x × yₒ × z ₒ
∆¦(y) =∆ y × x1 × z ₒ