Анализ доходов и расходов, как базы формирования финансоых результатов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать доходы и расходы, как базу формирования финансового результата предприятия, и разработать рекомендации по совершенствованию методики их анализа.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть цели и задачи анализа доходов и расходов в современных условиях;
- описать методики анализа доходов и расходов;
- охарактеризовать информационную базу для анализа доходов и расходов;
- проанализировать доходы и расходы на примере конкретного предприятия;
- усовершенствовать методику анализа доходов и расходов;
- предложить пути улучшения формирования доходов и расходов предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3

1 Теоретические аспекты анализа доходов и расходов предприятия в современных условиях
1.1 Доходы и расходы предприятия, цель и задачи их анализа в современных условиях……………………………………………………………5
1.2 Методы и приемы анализа доходов и расходов на предприятии…...12
1.3 Информационная база анализа доходов и расходов организации.….17

2 Анализ доходов и расходов ООО «Вега-Люкс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…….19
2.2 Характеристика и анализ доходов и расходов предприятия………..29
2.3 Факторный анализ доходов предприятия…………………………….34
2.4 Факторный анализ расходов предприятия…………………………...35
2.5 Факторный анализ прибыли от продаж……………………………....37

3 Пути совершенствования аналитических процедур и роста прибыли ООО «Вега-Люкс»
3.1 Совершенствование методики анализа доходов и расходов……………………………………………………………………..…..39
3.2 Пути оптимизации доходов и расходов ООО «Вега-Люкс»…………………………………………………………………………....43

Заключение……………………………………………………………………...54
Список использованных источников………………………………………….56
Приложения……………………………………………………………………..58

Работа содержит 1 файл

Анализ доходов и расходов, как базы формирования финансоых результатов предприятия.doc

— 620.00 Кб (Скачать)

Для целей ПБУ 10/99 не признается расходами организации  выбытие активов:

- в связи  с приобретением (созданием) внеоборотных  активов (основных средств, незавершенного  строительства, нематериальных активов  и т.п.);

- вклады в  уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций Акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

- по договорам  комиссии, агентским и иным аналогичным  договорам в пользу комитента,  принципала и т.п.;

- в порядке  предварительной оплаты материально-производственных запасов (далее МПЗ) и иных ценностей, работ, услуг;

- в виде авансов,  задатка в счет оплаты МПЗ  и иных ценностей, работ, услуг;

- в погашение  кредита, займа, полученных организацией.

Для целей ПБУ 10/99 выбытие активов именуется оплатой.

При этом действует  еще один не менее важный критерий характеристики расходов, использованный в ПБУ 10/99, а именно переход от продавца (владельца имущества) права  собственности на его активы к  новому собственнику или полная уверенность  в их окончательной потере.

- при перепродаже  (продаже) финансовых вложений, когда  вклад, ценные бумаги и т.п.  одной организации безвозвратно  переходят к другой, понесенные  первой организацией затраты  признаются расходами;

- выбытие активов  по договорам комиссии, агентским договорам в пользу комитента, принципала и т.п., т.к. вещи, поступившие от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента;

- погашение  кредита, займа, полученных организацией. В данном случае речь идет об основной сумме долга по кредиту или займу, а не о процентах (дисконте), причитающихся кредитору или заимодавцу. При этом получение кредита или займа не может считаться доходом, поскольку его предоставление, а следовательно, и использование носит срочный характер. То же относится и к возврату суммы основного долга, потому что это восстановление средств кредитора;

- выбытие в  порядке предварительной оплаты  МПЗ и иных ценностей, работ,  услуг, поскольку нет абсолютной  уверенности в том, что работы  будут выполнены, материально-производственные ценности поступят, и, наконец, на момент оплаты нет доходной составляющей;

- выбытие в  виде авансов, задатка в счет  оплаты МПЗ и иных ценностей,  работ, услуг - по тем же причинам, что и предварительная оплата [2].

В составе прочих расходов отражаются расходы, возникающие в результате стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.

Штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных  организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.

Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой  давности, и другие долги, не реальные для взыскания, включаются в расходы  организации в сумме, в которой  задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

Прочие расходы  зачисляются на счет прибылей и убытков  организации, кроме случаев, когда  законодательством или правилами  бухгалтерского учета установлен иной порядок [13].

В п.16 разд. IV ПБУ 10/99 «Признание расходов» в качестве условий признания названы следующие:

- расход производится  в соответствии с конкретным  договором, требованием законодательных  и нормативных актов, обычаями  делового оборота;

- сумма расхода  может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Расходы разделяются на условно-постоянные, не зависящие от объема производства, и условно-переменные, величина которых связана с объемом производства. В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие, управленческие и прочие расходы [2].

Цель анализа - выявление существенных связей и зависимостей, а также характеристик состояния и движения доходов и расходов для вынесения обоснованного мнения о прошлом, текущем и будущем состоянии хозяйственной деятельности и эффективности управления ею.

Важнейшими задачами анализа доходов и расходов являются:

- обоснование управленческих решений по планированию доходов и расходов;

- анализ выполнения бизнес-планов;

- определение экономической эффективности использования ресурсов предприятия;

- выявление и измерение резервов [5].

Итак, важность анализа доходов и расходов заключается в том, что из них складывается финансовый результат деятельности предприятия. Анализ именно этих показателей позволяет эффективно управлять организацией.

 

1.2 Методы и приемы анализа доходов и расходов на предприятии

 

Метод экономического анализа предусматривает использование ряда конкретных методик аналитического исследования. Самые распространенные методы описаны у таких авторов как В. В. Ковалев, Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова и Л. Т. Гиляровская. Анализ проводится поэтапно.

Этапы анализа доходов и расходов:

  • анализ состава доходов и расходов;
  • анализ структуры доходов и расходов;
  • анализ динамики доходов и расходов;
  • факторный анализ влияния доходов и расходов на прибыль.

При анализе любых  экономических показателей в  первую очередь необходимо проследить их динамику (горизонтальный анализ) и структуру (вертикальный анализ). Показатели разбиваются на составляющие, затем рассчитывается абсолютное изменение (разница между отчетным и предыдущим периодом) и относительное изменение (темп роста). Для большей наглядности возможно составление сравнительной таблицы. В таблице 1.1 показана схема расчета абсолютных и относительных величин, а так же изменения показателей. Такую таблицу можно составить отдельно для доходов и расходов [12].

Составляющие доходов:

- от обычной деятельности (выручка);

- от прочей деятельности.

Таблица 1.1 – Схема построения аналитической таблицы

Показатели

Абсолютные

величины

Относительные величины структуры

Изменения

2006

2007

2008

2006

2007

2008

В структуре

Темп роста

2007-2006 гг

2008-2007 гг

2007-2006 гг

2008-2007 гг

1

2

3

4

5

6

7

8=6-5

9=7-6

10=3/2*100

11=4/3*100

Показатель

                   

ИТОГО

                   

 

 

Расходы разбиваются на расходы по основной деятельности и прочие расходы. Для проведения качественного контроля и мониторинга динамики и структуры расходов предприятия необходимо прежде всего проанализировать производственные затраты.

Чаще всего затраты  анализируются по экономическим элементам:

  • материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия … );
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств;
  • прочие затраты ( арендная плата, налоги включаемые в себестоимость продукции, услуги сторонних организаций и др.).

Качество анализа затрат зависит от качества исходной информации. По данным финансовой отчетности выполнить  полный анализ затрат невозможно. Для  этого необходимо располагать данными  аналитического и синтетического учета [7].

Прочие расходы так  же подлежат конкретизации и анализу.

 

Несмотря на практическую значимость анализа состава и  структуры доходов и расходов организации следует все-таки углубить его проведение, используя факторный анализ, характеризующий степень эффективности использования (расходования) этих средств [15].

Построим детерминированную модель зависимости рентабельности активов от факторов, воздействующих на ее изменение.

Для этого используются следующие показатели (в скобках указаны условные обозначения):

  1. Доходы (Дох.) и расходы (Расх.) предприятия;
  2. Прибыль до налогообложения (P), которая рассчитывается как разница между доходами и расходами;
  3. Стоимость активов на конец года (A);
  4. Выручка от продаж (N);
  5. Рентабельность активов (Ra или ¦), которая рассчитывается как, отношение прибыли до налогообложения и среднегодовой стоимости активов;
  6. Рентабельность продаж (Ra/N или x) – отношение прибыли до налогообложения к выручке от продаж;
  7. Выручка от продаж в 1 руб. доходов (N/Дох или y) – отношение выручки от продаж к доходам;
  8. Доходы на 1 руб. активов (Дох/A или z) – отношение доходов к активам.

Составим зависимость рентабельности активов от рентабельности продаж, доли выручки от продаж в доходах и, наконец, от удельного веса доходов на 1 руб. активов (формула 1 или 2).

 

P/A = P/N  ×  N/Дох.  ×  Дох./A                                                                   (1)

или

¦  = x × y × z                                                                                                    (2)

 

Как видно, зависимость рентабельности активов от этих факторов — детерминированная. Она выражается мультипликативной моделью. При расчете влияния факторов может использоваться либо интегральный метод факторного анализа, либо метод цепных подстановок с применением абсолютных разниц. Оценка влияния факторов формулы 3, 4, 5, 6.

 

∆¦(x) =∆ x × yₒ × z ₒ                                                                        (3)

∆¦(y) =∆ y × x1 × z ₒ                                                                       (4)

∆¦(z) =∆ z × x1 × y1                                                                       (5)

∆¦ = ∆¦(x) + ∆¦(y) + ∆¦(z)                                                            (6)

                                                                                   

Факторный анализ позволяет  изыскивать реальные пути роста рентабельности активов, в частности, за счет увеличения рентабельности продаж, т.е. снижая затраты на производство и реализацию продукции, работ и услуг.

Анализ и оценка показателей  расходов организации проводится с применением следующих показателей (в скобках указаны условные обозначения):

1. Расходы (Расх.) и доходы (Дох.) предприятия;

3. Прибыль до налогообложения (Р);

4. Выручка от продаж (N);

5. Рентабельность расходов (¦) рассчитывается как, отношение прибыли до налогообложения и расходов;

6. Рентабельность продаж (х);

7. Доля выручки от  продаж

на 1 руб. доходов (y) – выручка от продаж на доходы;

8. Доходы на 1 руб. расходов (z) – деление доходов на расходы;

Составим детерминированную модель зависимости рентабельности расходов от факторов – формулы 7 и 8.

 

P/Расх. = P/N x N/Дох. х Дох./Расх.                                                (7)

или

¦  = x × y × z                                                                                       (8)

 

Расчет влияния факторов можно выполнить с использованием метода цепных подстановок с использованием абсолютных разниц – формулы 9, 10, 11, 12.

 

∆¦(x) =∆ x × yₒ × z ₒ                                                                        (9)

∆¦(y) =∆ y × x1 × z ₒ                                                                       (10)

Информация о работе Анализ доходов и расходов, как базы формирования финансоых результатов предприятия