Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:29, дипломная работа
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации связи.
Исходя из указанной цели дипломной работы её основными задачами являются:
1) выявить причины образования дебиторской и кредиторской задолженности;
2) ознакомиться с организацией учёта дебиторской и кредиторской задолженности;
3) дать анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
4) проанализировать финансовое состояние организации;
5) изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с дебиторами и кредиторами, дать оценку её эффективности;
6) оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов;
7) проанализировать динамику, структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии и разработке системы мер по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью в Ишеевском МУЭС УФ ОАО «ВолгаТелеком»;
Введение……………………………………………………………………………... 4
Глава 1 Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и их виды………….. 6
1.2 Этапы управления дебиторской и кредиторской задолженностью………… 13
1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью……….. 16
1.4 Оптимизация дебиторской задолженности…………………………………… 23
Глава 2 Анализ финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»………………………………………………...…..
29
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………... 29
2.2 Анализ структуры актива и пассива баланса…………………………………. 29
2.3 Анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия………………….. 36
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………………… 42
2.5 Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………………….
48
Глава 3 Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженностей Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»…………….
52
3.1 Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженностей…………... 52
3.2 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия………………………………………………………………………….
54
3.3 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности……... 56
3.4 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия………………………………………………………………………….
57
3.5 Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности…………………. 62
3.6 Расширенная факторная модель рентабельности дебиторской задолженности……………………………………………………………………….
63
Глава 4 Выводы и рекомендации по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями и улучшению финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»
66
Заключение………………………………………………………………………….. 70
Список использованных источников……………………………………………… 72
Приложения А………………………………………………………………………. 74
Приложение Б……………………………………………………………………….. 76
Приложение В………………………………………………………………………..
Кредиторская задолженность — неосуществленные платежи по возникшим обязательствам (поставщикам — за приобретенные товары, работы, услуги; налоговым органам — по суммам начисленных налогов; своим работникам — по суммам начисленной заработной платы и т.п.).
К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность, прежде всего банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий. Так кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила [8, с.35].
В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.
В составе кредиторской задолженности выделяются обязательства:
- перед поставщиками и заказчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;
- по векселям, выданным поставщикам, заказчикам и прочим кредиторам в обеспечение поставок их продукции;
- перед работниками по оплате труда (начисленная, но не выплаченная заработная плата);
- перед социальными фондами по выплатам на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонды медицинского страхования и занятости;
- перед бюджетом по всем видам платежей;
- перед сторонними организациями и физическими лицами по авансам, полученным в соответствии с договорами и контрактами.
Многообразие субъектов взаимоотношений предприятия по расчетам по кредиторской задолженности, с учетом различного механизма их правового регулирования и организационных схем осуществления, свидетельствует о сложности проблемы эффективного управления ею. Действительно, текущее финансовое благополучие предприятия в значительной мере зависит от того, насколько своевременно оно отвечает по своим финансовым обязательствам.
Важность анализа и управления кредиторской задолженностью обусловлена еще и тем, что, составляя значительную долю текущих пассивов предприятия, ее изменения заметно сказываются на динамике показателей его платежеспособности и ликвидности [14, с.129].
Анализ кредиторской задолженности предприятия проводится на основе использования его финансовой отчетности, в частности бухгалтерского баланса и расшифровок к балансу.
Кредиторская задолженность делится на краткосрочную или долгосрочную кредиторскую задолженность (долгосрочные и краткосрочные пассивы).
К долгосрочным пассивам относятся:
- долгосрочные кредиты банка, используемые для капитальных вложений на длительный срок: на приобретение дорогостоящего оборудования, строительство зданий, модернизацию производства;
- долгосрочные займы, отражающие долгосрочные кредиты (кроме банковских) и другие привлечённые средства на срок более одного года, в том числе по выпущенным предприятием долгосрочным облигациям и выданным долгосрочным векселям.
К краткосрочным пассивам относятся:
- обязательства, которые покрываются оборотными средствами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Эти обязательства погашаются в течение сравнительно короткого периода времени (обычно в течение года). Краткосрочные обязательства приводятся в балансе либо по их текущей цене, отражающей будущие затраты наличных средств для погашения этих обязательств, либо по цене на дату погашения долга.
В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как счета и векселя к оплате, возникающие в результате предоставления предприятию кредита, долговые свидетельства о получении компанией краткосрочного займа; задолженность по налогам, являющаяся по существу формой кредита, предоставляемого государством данной компании; задолженность по заработной плате; часть долгосрочных обязательств, подлежащая погашению в текущем периоде.
1.2 Этапы управления дебиторской и кредиторской задолженностью
Управление дебиторской задолженностью складывается из четырех последовательных этапов.
Первый этап — установление предприятием нормальных условий продаж своей продукции и закупок продукции поставщиков. На этом этапе менеджерам необходимо решить, каковы будут продолжительность периода оплаты за отгруженную продукцию и величина наценки за фактическое кредитование покупателя [28, с.36].
Второй этап — оценка кредитоспособности каждого покупателя. Существует множество различных источников информации о покупателе — собственный опыт работы продавца, опыт других заимодавцев, оценка кредитного агентства, проверка в банке покупателя, рыночная цена на ценные бумаги покупателя, анализ финансовой отчетности покупателя. Предприятия, имеющие дело с большими объемами кредитной информации, обычно сводят различные источники воедино, пользуясь для этого формальными системами кредитной оценки, которые позволяют отделить пограничные случаи от очевидных.
Третий этап — определение формы договора с покупателем. Наиболее рискованная форма продаж — транспортная накладная или продажи по открытому счету, когда письменный договор между поставщиком и покупателем не составляется, а свидетельствами того, что покупатель должен продавцу деньги, являются запись в бухгалтерских книгах продавца и счет с накладной, подписанные покупателем. Поэтому в условиях, когда нормы контрактной этики не стали императивом хозяйств жизни, необходимо составление более детальных и формализованных договоров. В развитых странах, а также в международной торговле в качестве инструментов управления дебиторской задолженностью используются коммерческий вексель, акцептованный торговый вексель и аккредитив.
Коммерческий вексель действует следующим образом. Продавец составляет вексель, обязывающий покупателя оплатить товар, и посылает его в банк покупателя вместе с документами об отгрузке. Если требуется немедленный платеж, то такой вексель определяется как предъявительский переводный вексель, оплачиваемый немедленно по предъявлении. В противном случае он определяется как срочный переводный вексель, оплачиваемый через определенное время. В зависимости от того, является ли вексель предъявительским или срочным, покупатель либо платит, либо признает задолженность, добавляя слово «акцептовано» («принято») и свою подпись. Банк затем передает отгрузочные документы покупателю, а деньги или акцептованный торговый вексель — продавцу. Последний может держать акцептованный торговый вексель до даты погашения или использовать его в качестве обеспечения займа.
Экспортер, которому необходима более высокая степень уверенности в платежеспособности покупателя, может попросить его самого или его банк оформить безотзывной аккредитив. В этом случае банк посылает экспортеру уведомление о том, что в его пользу открыт кредит в банке экспортера. Затем экспортер составляет переводный вексель на банк покупателя и представляет его в свой банк вместе с аккредитивом и отгрузочными документами. Банк экспортера организует акцептование векселя или выплату денег и пересылает документы в банк покупателя.
После оценки кредитоспособности покупателя и определения формы договора с ним необходимо установить его «чувствительные» лимиты кредита. При этом следует помнить, что работа менеджера по управлению дебиторской задолженности состоит не в том, чтобы минимизировать количество сомнительных долгов, а в том, чтобы максимизировать прибыль. Это означает, что менеджер должен увеличивать лимиты кредита покупателя до тех пор, пока вероятность оплаты, умноженная на ожидаемую прибыль, превышает вероятность неоплаты, умноженную на себестоимость товаров. Поэтому часто имеет смысл принять «пограничного» подателя заявки на кредит, если есть вероятность, что он может стать постоянным и надежным покупателем.
Четвертый этап — контроль за исполнением дебиторами своих обязательств по оплате дебиторской задолженности. Необходимо проявлять твердость с неплательщиками.
Управление кредиторской задолженностью — это комплекс мероприятий по формированию и контролю за состоянием кредиторской задолженности предприятия, направленных на увеличение объемов выпуска и минимизацию процентных выплат.
Одним из основных источников краткосрочного финансирования являются банковские кредиты в разнообразных формах. Наиболее простая из них — необеспеченные ссуды. Предприятия, которым часто требуются краткосрочные банковские кредиты, могут договориться с банком об открытии кредитной линии. Это позволяет им занимать деньги в любой момент в пределах установленного лимита. Кредитная линия открывается обычно на год и становится объектом пристального внимания кредитного комитета банка. Банки тревожатся, если кредитная линия используется для долгосрочного финансирования проектов предприятия. Обычно они требуют периодически «подчищать» задолженности предприятия по кредитной линии.
Часто условием предоставления кредита является залог. Наиболее ликвидный залог — ценные бумаги. Однако банк может принять и «изменяющийся залог» в виде дебиторской задолженности или запасов. В этом случае банк может принять меры предосторожности, чтобы удостовериться в реальной идентификации залога, и в том, что он находится под контролем. Например, когда предприятие занимает под дебиторскую задолженность, оно обязано информировать банк обо всех продажах товаров, итоговые счета дебиторов должны быть заложены в банк.
Когда клиенты платят по счетам, деньги поступают на специальный залоговый счет, находящийся под банковским контролем. Точно так же, когда предприятие занимает деньги под запасы сырья, банк будет настаивать на их хранении в независимой складской компании. Пока у банка находится складское свидетельство на товары, они не могут быть реализованы без банковского разрешения.
Ставка процента, которую банки устанавливают по кредитам, должна быть достаточна для покрытия не только альтернативных издержек на привлечение заемного капитала, но также издержек кредитного отдела банка. В результате крупные постоянные заемщики приходят к выводу, что дешевле действовать, минуя банковскую систему и выпуская собственные краткосрочные обязательства в виде ценных бумаг. Основная форма такого заимствования — облигации.
1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств [11, с.21].
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.
Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).
Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.
При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.
Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия