Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:29, дипломная работа
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации связи.
Исходя из указанной цели дипломной работы её основными задачами являются:
1) выявить причины образования дебиторской и кредиторской задолженности;
2) ознакомиться с организацией учёта дебиторской и кредиторской задолженности;
3) дать анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
4) проанализировать финансовое состояние организации;
5) изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с дебиторами и кредиторами, дать оценку её эффективности;
6) оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов;
7) проанализировать динамику, структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии и разработке системы мер по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью в Ишеевском МУЭС УФ ОАО «ВолгаТелеком»;
Введение……………………………………………………………………………... 4
Глава 1 Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и их виды………….. 6
1.2 Этапы управления дебиторской и кредиторской задолженностью………… 13
1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью……….. 16
1.4 Оптимизация дебиторской задолженности…………………………………… 23
Глава 2 Анализ финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»………………………………………………...…..
29
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………... 29
2.2 Анализ структуры актива и пассива баланса…………………………………. 29
2.3 Анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия………………….. 36
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………………… 42
2.5 Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………………….
48
Глава 3 Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженностей Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»…………….
52
3.1 Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженностей…………... 52
3.2 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия………………………………………………………………………….
54
3.3 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности……... 56
3.4 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия………………………………………………………………………….
57
3.5 Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности…………………. 62
3.6 Расширенная факторная модель рентабельности дебиторской задолженности……………………………………………………………………….
63
Глава 4 Выводы и рекомендации по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями и улучшению финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»
66
Заключение………………………………………………………………………….. 70
Список использованных источников……………………………………………… 72
Приложения А………………………………………………………………………. 74
Приложение Б……………………………………………………………………….. 76
Приложение В………………………………………………………………………..
Широкое распространение в управлении дебиторской задолженностью (в формировании политики условий продаж) получили коэффициенты инкассации. Коэффициенты инкассации - доля поступлений от задолженности определенного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задолженности.
Коэффициенты инкассации на каждую дату рассчитываются по отдельным группам задолженности. Например, коэффициенты инкассации в июне включают коэффициент инкассации текущей (июньской) задолженности, коэффициент инкассации задолженности по продукции, отгруженной в мае и т.д. Суммарный коэффициент инкассации равен отношению погашения дебиторской задолженности за все периоды к объемам поставок за последний период.
Если К > 1, то за июнь дебиторская задолженность снизилась, если К < 1, то дебиторская задолженность и вероятность формирования безнадежной задолженности растут.
Снятие (смягчение) ограничений на коммерческий кредит и увеличение срока кредита приводят к снижению коэффициентов инкассации.
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.
Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебетной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебетная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя. В России некоторые крупные отечественные банки уже начали выпуск кредитных карточек.
Безналичные расчеты выполняются с помощью платежных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).
Анализ и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Некоторые методы управления задолженностью в инфляционной среде будут рассмотрены ниже.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).
Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема «2:10 полная ЗО», означающая, что:
а) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);
б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода;
в) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты [18, с.207].
Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва [28, с.56].
Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого, в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности, можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1:26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1:26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.
3.5 Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности
Основными характеристиками дебиторской задолженности является величина дебиторской задолженности и среднее время оборота дебиторской задолженности.
У Ишеевского МУЭС есть один клиент (дебитор), берущий товар в кредит на сумму на 1 тыс. руб. на срок 5 дней. По истечении этого срока клиент оплачивает товар и тут же берет новую партию на ту же сумму и на тот же срок. При этом выручка от реализации за 20 дней составит 4 тыс. руб. Если же клиент будет брать партию товара на ту же сумму, но на срок 10 дней, то при той же дебиторской задолженности (1 тыс. руб.) выручка от реализации за 20 дней составит уже 2 тыс. руб.
Прибыль без учета прибыли, приносимой непосредственно клиентами-дебиторами равна 5 тыс. руб. и общий размер дебиторской задолженности 100 тыс.руб.
Значит: I=5 тыс. руб.; D=100 тыс. руб.;
Т=22 дня - число рабочих дней в месяце;
TD=15 дней - реальное время обращения дебиторской задолженности. Если товарный кредит выдается на 10 рабочих дней, то за счет недобросовестных дебиторов это время может значительно увеличиться;
tНДС=0,1667 - ставка НДС -18%;
tI=0,4 - ставка налога на прибыль - 24%;
k0=0,5 - цены приобретения и продажи товаров различаются в среднем в 2 раза;
С=200 тыс. руб. - капитал, вкладываемый в данный бизнес, за минусом дебиторской задолженности. По сути, это все строки актива баланса, так или иначе обеспечивающие вместе с данной дебиторской задолженностью прибыль I;
Подставим значения в выражение:
к = (1 - ts - k0) х (1 - tНДС) (1- tI) - ks (3.5)
получим k=0.175.
Далее подставим значения в выражение:
t0=tS+tНДС х(l-ts-ko)+ tI(l-tS-k0)(l-tНДС) (3.6)
получим tI=0.275.
И еще подставим в выражение:
kD=k0+t0 (3.7)
получим kD=0.775.
Воспользуемся теперь выражением
Получим
Таким образом, неравенство 3.8 явно выполняется. Это вполне объяснимо, поскольку прибыль обеспечивается в основном за счет дебиторов. Это означает, что если не изменять реальное время обращения дебиторской задолженности, то вложение капитала в дебиторскую задолженность увеличит рентабельность. Однако увеличение дебиторской задолженности приведет к увеличению оборота, что в конечном итоге увеличит условно-постоянные расходы (найм новых сотрудников, увеличение арендной платы и т.п.). Это скачком уменьшит прибыль и рентабельность. Поэтому, при изменении условно-постоянных расходов, связанных с увеличением (уменьшением) оборота, необходимо проверять рентабельность.
3.6 Расширенная факторная модель рентабельности дебиторской задолженности
Рентабельность дебиторской задолженности (Rдз) представляет собой отношение чистой прибыли (Пч) к дебиторской задолженности предприятия (ДЗ):
Умножив и разделив дробь на величину активов (Ак) и выручки от реализации (N), получим:
- рентабельность продукции предприятия (Rnp);
- коэффициент оборачиваемости активов (Кaоб);
обратный показатель доли дебиторской задолженности в общем размере активов (1/ДДЗ).
После преобразований получаем новую формулу рентабельности дебиторской задолженности предприятия:
RМПЗ = Rnp х Кaоб х 1 : Ддз.
Итак, рассчитаем фактические значения рентабельности запасов по годам по общей формуле:
RФMПЗ 2004 = 39442 : 22576 = 1,747;
RФMПЗ 2005 =5000 : 28300 = 0,177.
Необходимые данные для составления расширенной факторной модели рентабельности запасов внесем в таблицу 3.6.
Таблица 3.6 - Исходные данные для построения модели Ишеевского МУЭС
Показатель | Обозначение | Период | ||
|
| 2004 г. | 2005 г. | |
Фактическая рентабельность запасов | RФДЗ | 1,747 | 0,177 | |
Рентабельность продукции, % | R | 5,211 | 2,397 | |
Оборачиваемость активов | Кaоб | 1,589 | 3,247 | |
Обратный показатель доли дебиторской задолженности в активах | 1 : ДДЗ | 0,211 | 0,031 |
Исходя из данных таблицы 3.6 можно рассчитать размер рентабельности запасов при построении расширенной факторной модели:
RMMПЗ 2004 =5,211 х 1,589 х 0,211 = 1,747;
RMMПЗ 2005 = 2,397 х 3,247 х 0,061 = 0,215.
Далее сравним полученные данные по рентабельности запасов, полученные при построении расширенной факторной модели с фактическими данными:
RФMПЗ 2004 = 1,747 RMMПЗ 2003 = 1,747;
RФMПЗ 2005 = 0,177 RMMПЗ 2004 =0,215;
Наблюдается незначительная погрешность, но в целом построение расширенной факторной модели было оправдано. В ходе построения данной модели рентабельности дебиторской задолженности Ишеевского МУЭС, было выявлено прямое влияние от рентабельности продаж и оборачиваемости (производительности) активов. Отсюда следует, что значительная доля прибыли в объеме продаж не всегда обеспечивает высокую рентабельность запасов. Это становиться возможным лишь при росте оборачиваемости активов, то есть при более эффективном их использовании.
Глава 4 Выводы и рекомендации по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями и улучшению финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»
В современных условиях для большинства организаций характерно принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между, интересами организации и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой службы. Одной из задач реформирования организаций является переход к управлению финансовой деятельностью на основе анализе ее финансового состояния с учетом стратегических целей деятельности адекватных рыночным условиям и поиск путей их достижения. В основе решения данной задачи лежит анализ финансовой отчетности организации.
Целью финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) является представление широкому кругу пользователей информации о финансовом положении, результатах деятельности, изменении финансового положения организации.
В результате анализа финансового состояния Ишеевского МУЭС было выявлено увеличение внеоборотных активов это произошло из-за увеличения основных средств. Это является положительным показателем. Устаревшее оборудование подвергается обновлению. Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечения высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс (НТП). Преимущество отдавалось совершенствованию действующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. В современных условиях нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к использованию технике последующих поколений, необходимо коренное перевооружение.
Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия