Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:29, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации связи.
Исходя из указанной цели дипломной работы её основными задачами являются:
1) выявить причины образования дебиторской и кредиторской задолженности;
2) ознакомиться с организацией учёта дебиторской и кредиторской задолженности;
3) дать анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
4) проанализировать финансовое состояние организации;
5) изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с дебиторами и кредиторами, дать оценку её эффективности;
6) оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов;
7) проанализировать динамику, структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии и разработке системы мер по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью в Ишеевском МУЭС УФ ОАО «ВолгаТелеком»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 4
Глава 1 Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и их виды………….. 6
1.2 Этапы управления дебиторской и кредиторской задолженностью………… 13
1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью……….. 16
1.4 Оптимизация дебиторской задолженности…………………………………… 23
Глава 2 Анализ финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»………………………………………………...…..
29
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………... 29
2.2 Анализ структуры актива и пассива баланса…………………………………. 29
2.3 Анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия………………….. 36
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………………… 42
2.5 Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………………….
48
Глава 3 Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженностей Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»…………….
52
3.1 Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженностей…………... 52
3.2 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия………………………………………………………………………….
54
3.3 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности……... 56
3.4 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия………………………………………………………………………….
57
3.5 Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности…………………. 62
3.6 Расширенная факторная модель рентабельности дебиторской задолженности……………………………………………………………………….
63
Глава 4 Выводы и рекомендации по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями и улучшению финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»
66
Заключение………………………………………………………………………….. 70
Список использованных источников……………………………………………… 72
Приложения А………………………………………………………………………. 74
Приложение Б……………………………………………………………………….. 76
Приложение В………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.doc

— 766.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...

4

Глава 1 Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью……………………………………………………………………..

 

6

1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и их виды…………..

6

1.2 Этапы управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………

13

1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью………..

16

1.4 Оптимизация дебиторской задолженности……………………………………

23

Глава 2 Анализ финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»………………………………………………...…..

 

29

2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………...

29

2.2 Анализ структуры актива и пассива баланса………………………………….

29

2.3  Анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия…………………..

36

2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………………

42

2.5 Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………………….

 

48

Глава 3 Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженностей Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»…………….

 

52

3.1 Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженностей…………...

52

3.2 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия………………………………………………………………………….

 

54

3.3  Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности……...

56

3.4 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия………………………………………………………………………….

 

57

3.5 Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности………………….

62

3.6 Расширенная факторная модель рентабельности дебиторской задолженности……………………………………………………………………….

 

63

Глава 4 Выводы и рекомендации по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями и улучшению финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»

 

 

66

Заключение…………………………………………………………………………..

70

Список использованных источников………………………………………………

72

Приложения А……………………………………………………………………….

74

Приложение Б………………………………………………………………………..

76

Приложение В………………………………………………………………………..

78

Введение

 

Дебиторская и кредиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар.  

Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей.

Актуальность темы дипломной работы обоснована тем, что динамика изменения дебиторской и кредиторской задолженности, их состав, структура и качество, а также интенсивность их увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на состояние предприятия.    

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации связи.

Исходя из указанной цели дипломной работы её основными задачами являются:

1) выявить причины образования дебиторской и кредиторской задолженности;

2) ознакомиться с организацией учёта дебиторской и кредиторской задолженности;

3) дать анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

4) проанализировать финансовое состояние организации;

5) изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с дебиторами и кредиторами, дать оценку её эффективности;

6) оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации  в бухгалтерской отчётности требованиям  законодательства и нормативных документов;

7) проанализировать динамику, структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии и разработке системы мер по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью в Ишеевском МУЭС УФ ОАО «ВолгаТелеком»;

8) разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью Ишеевского МУЭС УФ ОАО «ВолгаТелеком».

При выполнении дипломной работы использованы действующие  нормативные документы,  регулирующие   вопросы   бухгалтерского   учёта,   экономическая литература, а также публикации в  периодической  печати  по  теме  дипломной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и их виды

В наиболее общем виде структура оборотных средств и их источников показана в бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ОК = ТА-КЗ), поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество. Как правило, разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, однако могут быть и исключения. Например, рост чистого оборотного капитала за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит руководство предприятия.

Одной из основных составляющих оборотного капитала являются производственные запасы предприятия, которые, в свою очередь, включают в себя: сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с вмененной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

Большинство предприятий допускает, что образование запасов имеет такую же степень риска, что и типичные для данного предприятия капитальные вложения, и поэтому при расчете издержек хранения использует среднюю вмененную стоимость капитала предприятия [15, с.130].

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида текущих активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида активов характер. Например, большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретение сырья и материалов, хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее, имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен (так как больший размер заказа обычно предусматривает некоторую льготу, предоставляемую поставщиком в виде скидки). По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет дольше и более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку клиентам.

Все организации стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность (рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Цикл оборотных активов

 

Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.

Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля [12, с.55].  

Дебиторская задолженность - важный  компонент оборотного капитала. Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы). Соответственно, организация и лица, являющиеся должниками данной организации называются дебиторами.

Дебиторская задолженность – это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской   задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности  предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность по подотчетным лицам, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера [10, с.39].

Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебитной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебитная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя.

Безналичные расчеты выполняются с помощью платёжных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчётных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).

Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности и так далее.

Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач  по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
Денежные средства и ценные бумаги - наиболее ликвидная часть текущих активов - также являются составляющей оборотного капитала. К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах. Ценные бумаги, составляющие краткосрочные финансовые вложения, включают: ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.
Выбирая между наличными средствами и ценными бумагами, решается задача, подобная той, которая решается по производству. Всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, - они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия