Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с организацией бухгалтерского учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженности для выработки рекомендаций по ускорению оборачиваемости задолженности и сокращению потерь от обесценения задолженности в результате инфляции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение экономической категории “дебиторская и кредиторская задолженность”.
Рассмотреть классификацию и оценку дебиторской и кредиторской задолженности как объекта бухгалтерского учета.
Рассмотреть дебиторскую и кредиторскую задолженность как объект экономического анализа.
Кратко охарактеризовать деятельность Бирской районной больницы.
Изучить учет расчетов с дебиторами и кредиторами в Бирской районной больнице.
Провести анализ расчетов с дебиторами и кредиторами на примере Бирской районной больницы.
Предложить способы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 197.09 Кб (Скачать)

      Если К > 1, то за июнь дебиторская задолженность снизилась, если К < 1, то дебиторская задолженность и вероятность формирования безнадежной задолженности растут.

      Снятие (смягчение) ограничений на коммерческий кредит и увеличение срока кредита  приводят к снижению коэффициентов  инкассации.

      Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для руководства предприятия. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа  в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

      Оплата  за наличный расчет может быть выполнена  с помощью кредитной карточки. Кредитная карточка представляет собой  пластиковую карточку с указанием  имени владельца, присвоенного ему  кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может  совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при  выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает  остаток на его счете.

      Безналичные расчеты выполняются с помощью  платежных поручений (поручение  хозяйствующего субъекта своему банку  о перечислении указанной суммы  другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное  покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получению документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку  о выплате означенной суммы предъявителю чека).

      Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток  денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской  задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней  и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения  задолженности, должна быть предусмотрена  в договоре. Скидки предоставляются  в зависимости от срока оплаты товара. К примеру, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной  предоплате (более 50% от стоимости отгруженной  партии) – скидка 2%, при оплате по факту отгрузки – скидка 1%. При  предоставлении рассрочки платежа  на 7 дней скидки не предусмотрены.

      Анализ  и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды  инфляции, когда подобная иммобилизация  собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Некоторые методы управления задолженностью в инфляционной среде будут рассмотрены ниже.

      Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

      Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для  анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

      Оплата  товаров постоянными клиентами  обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества  факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема «2/10 полная ЗО», означающая, что:  
 а) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

      б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода;

      в) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно  оплатить штраф, величина которого может  варьировать в зависимости от момента оплаты [19, с.144].

      Контроль  за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.

      Анализ  и контроль уровня дебиторской задолженности  можно проводить с помощью  абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В  частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого, в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности приводимым в форме Л-5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами. 

      Наиболее  употребительными способами воздействия  на дебиторов с целью погашения  задолженности являются направление  писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным  организациям.

      Неотъемлемой  частью управления дебиторской задолженностью является также мотивация сотрудников  компании, вовлеченных в процесс.

      Для повышения эффективности системы  мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован  в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности. Например, менеджер по продажам премируется не только за выполнение плана по продажам, но и за исполнение обязательств теми контрагентами, которым он произвел отгрузку с рассрочкой платежа. Система  премий должна быть уравновешена системой наказаний (замечания, предупреждения, лишение премии, служебное расследование, увольнение сотрудника). Но штрафовать нужно не за образовавшуюся просроченную дебиторскую задолженность (если менеджер выполнил все предусмотренные регламентом  действия, то ответственность за просроченную задолженность несет только клиент), а за нарушение регламента и процедур управления дебиторской задолженностью. Система мотивации персонала  должна быть закреплена в нормативных  документах компании в соответствии с трудовым законодательством.

      Как показывает практика, возникновение  просроченной дебиторской задолженности  – вполне типичная ситуация для  многих предприятий. Первое, что нужно  сделать в этом случае, – напомнить  клиенту о необходимости осуществления платежа. При этом сотрудники финансовой службы осуществляют контроль погашения дебиторской задолженности, а менеджеры отдела продаж, которые тесно работают с клиентами, ведут переговоры. Также необходимо решить, готова ли компания изменить договорные условия в части применения санкций. Например, есть ли возможность подождать оплаты без начисления процентов. Такое решение может приниматься кредитной комиссией в результате рассмотрения причин неуплаты и того, насколько важен данный клиент для компании.

      Дальнейшее  неисполнение обязательств можно рассматривать  как основание для решения  вопроса о взыскании дебиторской  задолженности и штрафных санкций  в судебном порядке [12, с.167].

      Из  этого параграфа можно сделать  следующие выводы:

      При выработке политики платежей предприятие  исходит из сравнения прибыли, дополнительно  получаемой при смягчении условий  платежей и, следовательно, росте объемов  продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности. Широкое  распространение в управлении дебиторской  задолженностью получили коэффициенты инкассации.

      Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток  денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской  задолженности, является система скидок и штрафов 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Организация учета  дебиторской и  кредиторской задолженности  по бюджету 

     К поставщикам и подрядчикам относят  организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

      Синтетический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками в бюджетной организации ведётся  на счёте 0302 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Счет 0302 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

      - полученные товарно-материальные  ценности, принятые выполненные  работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также  по доставке или переработке  материальных ценностей, выявленные  при их приемке;

     - полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам  и учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 0302 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

     На  счете 0302 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении  недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных  договором, и арифметических ошибок счет 0302 кредитуют на соответствующую  сумму в корреспонденции со счетом 0209 «Расчеты по недостачам».

     Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счёт на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 2210 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» в договорах.

     Суммовые  разницы по приобретенному имуществу  после его приходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 0302 и 0401 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц.

     Курсовые  разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах 0302 и 0401 в качестве внереализационных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

     Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим  основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица.

     Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 0302 и кредиту счетов 220503 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг» или счета 0209.

     Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 0302 и кредиту счета 0401 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

     При журнально-ордерной форме учета, учет расходов с поставщиками ведут в  журнале-ордере № 4. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками ведется в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками либо в Карточке учета средств  и расчетов.

     Однако  самым главным, что связано с  этим счетом, как и со многими  другими счетами расчетов, следует  признать то обстоятельство, что открытые позиции по дебету этого счета  не должны сальдироваться с открытыми  позициями по его кредиту, ибо  дебиторская задолженность не может  автоматически перекрывать кредиторскую.

     Счет  020503 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками. В целом можно сказать, что счет 020503 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг» как бы выплаты денежных средств".

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности