Автор: l********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа
Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Введение……………………………………………………………………..…….4
1.Занятость как экономические отношения………………………………..……6
1.1 Понятие занятости, ее формы и виды…………………………….....…..6
1.2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе…………....….11
2. Безработица, как социально-экономическое явление……………………....13
2.1 Понятие, сущность, классификация безработицы……………….……13
2.2 Социальная защита население от безработицы………………..…..…..21
3. Занятость и безработица в РБ……………………………………………..….25
3.1 Особенности отношений занятости в РБ и ее государственное регулирование........................................................................................................25
3.2 Пути преодоления безработицы в РБ……………………………….….29
Заключение………………………………………………………………...….…35
Список использованных источников………………………………...………...38
Приложение №1…………………………………………………………………40
Приложение №2…………………………………………………………………41
Анализ существующей практики фискального регулирования занятости в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонаправленном характере. Такой характер проявляется, так как отсутствуют чёткие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и незащищённость предпринимателей перед их постоянным изменением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налогообложения и субсидирования предприятий в целях поддержания занятости на них, но она способствует консервации неэффективной занятости на микроуровне.
Однако на экономическую активность в стране может ощутимо повлиять бюджетно-налоговое регулирование. Оно создаст условия для повышения эффективности занятости. Важным направлением в этой области считается расширение государственных расходов. Чтобы поддержать отечественных производителей, государство может расширить объём закупок у них, увеличить ассигнования в бюджетную сферу, использовать практику представления налоговых льгот, связанных с освобождением от выплат в социальные фонды, по налогообложению прибыли, по расходам, связанным с профессиональным обучением и переподготовкой, в связи с принятием на работу неконкурентоспособных на рынке труда граждан, использовать прямое целевое государственное финансирование мероприятий в области занятости при обязательном соблюдении условий её эффективности.
Кредитно-денежные методы регулирования занятости достаточно сложны и могут принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредитно-денежного механизма состоит в возможности со стороны государства управлять объёмами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельности и кредитования. Опосредованно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости. Здесь могут проявиться следующие зависимости: при увеличении денежной массы в стране возможен рост совокупных доходов, рост совокупных в свою очередь увеличит совокупный спрос на товары, но в меньшей степени, так как население часть доходов сберегает, при росте совокупного спроса на товары (услуги) растёт спрос на труд
Надо сказать, что в отечественной экономике данные взаимосвязи могут работать при следующих условиях: экономической самостоятельности субъектов хозяйствования, наполняющей кредитные и инвестиционные процессы реальным смыслом (самоокупаемость, прибыльность инвестиций для предприятий, срочность, возвратность, платность кредитов для банков); выгодности для населения легального размещения части своих доходов в банках на депозитных счетах, правовая, антиинфляционная защищённость вкладов; учёт общего уровня инфляции в стране, так как увеличение денежной массы может спровоцировать либо рост реальных объёмов производства (как это было показано выше), либо просто отображать рост цен.
Наряду с косвенными методами регулирования занятости, государство обладает широким арсеналом мер прямого воздействия на формы и структуру занятости, безработицы.
В настоящее время этот аспект государственного регулирования экономических отношений занятости является наиболее разработанным, но регулирующее воздействие государственной службы занятости населения распространяется на официально регистрируемую безработицу. В настоящее время в Беларуси государственная служба занятости населения воспринимается как орган, ответственный за уровень безработицы в стране, а потому должен её снижать. Это не совсем правомерная постановка вопроса. Безработица в стране — это результат неудовлетворительного функционирования всей системы экономических отношений занятости, а не государственного органа, её регулирующего. Например, в связи с приостановкой регистрации предпринимателей в сентябре 1998 г., в центрах занятости было приостановлено рассмотрение обращений безработных по вопросу содействия им в организации собственного дела, а в связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь №7 "О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения" (1997 г.) части безработных отказано в получении статуса безработного.[24] Как представляется, главной задачей государственной службы занятости должна быть помощь в трудоустройстве лиц, обратившихся к ним (то есть воздействие на формы и виды безработицы), что, несомненно, скажется на её общем уровне, но не снижение уровня безработицы как самоцель.
Сегодня деятельность государственной службы занятости направлена в основном на проведение активной политики на рынке труда. В комплекс такой политики входит трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ. Одним из важнейших направлений активной политики на рынке труда является создание новых рабочих мест в сфере частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях, в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на создание новых рабочих мест свыше 3% среднесписочной численности работающих.
Одним из оптимальных способов регулирования уровня безработицы для Беларуси представляется модель страхования от безработицы. Эта модель основана на индивидуальных накопительных счетах. Такой подход к регулированию безработицы не требует значительных финансовых затрат, эффективно функционирует в условиях налаженного административного мониторинга программ, обеспечивает социальную защищенность граждан и позволяет избежать обратного эффекта в плане мотиваций к трудоустройству. [9, c. 94]
В основном государственное регулирование безработицы проявляется в воздействии на уровень официально контролируемой безработицы и на её формы (молодёжная, женская, длительная), в меньшей степени оно затрагивает её виды — структурная, скрытая, вынужденная. Думается, что позитивный опыт работы, накопленный государственной службой занятости населения Республики Беларусь, следует продолжить. Он является достаточно эффективным в современных условиях. Однако в контексте предлагаемой концепции представляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных—для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики. Тогда становится актуальным вопрос о взаимодействии предприятий, региональных органов управления и участников института социального партнёрства в определении избыточной занятости на предприятии в разрезе профессий и конкретных фамилий, их сокращение (что поможет предприятиям в выходе из экономических трудностей), в их переобучении, трудоустройстве, либо самозанятости (при соответствующей макроэкономической среде), что обеспечит основу для реального экономического роста и повышения доходов всех субъектов экономических отношений занятости.
Заключение
Проблема роста безработицы обостряется сегодня в большинстве стран мира. Например, в наиболее благополучных странах, входящих в организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, средний уровень безработицы в 2000 г. составлял около 7%, в странах ЕС - около 9%.[24]
Необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX века, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.
В развитых странах
Несмотря
на объективный характер безработицы,
социально-экономические
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).
В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, роботизация, расширение сферы услуг и надомного производства.
В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.
Список использованных источников
Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь