Занятость и безработица в Республике Беларусь

Автор: l********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….4
1.Занятость как экономические отношения………………………………..……6
1.1 Понятие занятости, ее формы и виды…………………………….....…..6
1.2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе…………....….11
2. Безработица, как социально-экономическое явление……………………....13
2.1 Понятие, сущность, классификация безработицы……………….……13
2.2 Социальная защита население от безработицы………………..…..…..21
3. Занятость и безработица в РБ……………………………………………..….25
3.1 Особенности отношений занятости в РБ и ее государственное регулирование........................................................................................................25
3.2 Пути преодоления безработицы в РБ……………………………….….29
Заключение………………………………………………………………...….…35
Список использованных источников………………………………...………...38
Приложение №1…………………………………………………………………40
Приложение №2…………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

     Хроническая безработица возникает и расширяет свои масштабы с развитием рыночной экономики, когда становится достаточно массовой и постоянной. Связано это с тем, что, как отмечалось, предложение рабочих мест на рынке труда отстает от спроса на них. Дж. Кейнс считал наиболее значительными пороками общества рыночного саморегулирования его неспособность обеспечить полную занятость, т.е. устранить безработицу, и несправедливое распределение богатства. Это подтверждено опытом борьбы с безработицей в развитых странах и дает основание утверждать, что определенный уровень безработицы необходим для нормального функционирования рыночной экономики.

     Видимо, этим оправдано понятие нормальной безработицы, масштабы которой определяются так называемым ее естественным уровнем. История рыночной экономики показывает, что даже при наличии определенного уровня безработицы достигается равновесие факторов, повышающих и понижающих рыночные цены и заработную плату. Такой уровень безработицы считается, предельно допустимым, т.е. нормальным, естественным. Соответственно изменяется понятие полной занятости. Предельно допустимым уровнем безработицы определяется уровень полной занятости.

     Под полной занятостью в кейнсианских работах  понимается ее состояние при так  называемом нормальном, естественном уровне безработицы, а отнюдь не ее полная ликвидация. Это такой масштаб безработицы (примерно 3—6% от общего числа занятых), который достаточен для выполнения функции давления на заработную плату рабочих, но который, вместе с тем, не I представляет серьезной опасности для существования капитализма.

     Длительная  безработица получила свое название в связи с продолжительным существованием работника в качестве безработного в течение 8—18 месяцев, когда фактор времени оказывает отрицательное влияние на профессиональную работоспособность и уровень квалификации, способность интенсивно работать весь рабочий день. Длительное бездействие ведет к утрате работником уверенности в себе, деградации его как личности, закомплексованности и озлобленности.

     Женская безработица — разновидность  безработицы, связанная с особенностями женской рабочей силы и положением женщин на рынке труда, поскольку:

  • женщины играют особую роль в воспроизводстве населения, рождении и воспитании детей, в домашнем хозяйстве. Это является основной причиной того, что женщины рабочих профессий имеют, как правило, менее высокий по сравнению с мужчинами уровень квалификации;
  • уровень безработицы среди женщин более высок, поскольку женщины в силу специфики их способностей к наемному труду не могут конкурировать с мужчинами, к которым работодатели предъявляют более жесткие требования, а это приводит к первоочередному увольнению женщин. Поэтому на рынке труда женщины подвергаются социальной дискриминации вопреки п.2 ст.6 Конституции РФ, ст.З. Трудового кодекса РФ, Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" и ряда конвенций МОТ.[8, c. 71]

          Впервые необходимые математические  расчеты нормы безработицы были 
осуществлены американским экономистом Артуром Оукеном (1929—1980). 
Выявленные им путем математических расчетов взаимосвязи движения нормы безработи- 
цы, занятости и валового национального продукта получили название закона Оукена.  
Этот закон определяет:

  • естественную норму безработицы, соответственно уровень полной рыночной занятости;
  • темп роста ВНП, необходимый для стабилизации существующей нормы безработицы даже в случаях, когда он отклоняется от естественной нормы;
  • так называемое правило 2:1, которое указывает, какими должны быть темпы роста ВНП, чтобы решить проблему безработицы и полной рыночной занятости.[8, c. 73]

     Рассмотрим  подробнее эти содержательные части  закона Оукена.

     Своими  математическими расчетами Оукен  определил движение уровня безработицы  и занятости в зависимости  от отклонения фактически произведенного валового национального продукта от потенциального. Уровень безработицы выше ее естественного уровня поднимается в тех случаях, когда фактический ВНП меньше его потенциального. Потенциальным же нельзя считать продукт, производимый за счет полной загрузки всех мощностей, потому что полностью загрузить все мощности невозможно из-за постоянного наличия вакантных рабочих мест, вынужденных простоев рабочих мест и различного рода отлучек работников, неблагоприятной рыночной конъюнктуры, особенно при спадах, когда сокращение производства вызвано невозможностью сбыта продукции.

     Возникает резерв мощностей, который поддерживается деловой конъюнктурой на определенном уровне. По некоторым данным, в большинстве ключевых отраслей стран с развитой рыночной экономикой резервы мощностей составляют 20—30%.

          Был найден способ определения нормальной безработицы, ее естественного уровня, который, как установлено опытом и специалистами, повышается по мере развития рыночной экономики. Так, для 60-х гг. естественный уровень безработицы в США определялся в 4%, а для 80-х гг. — 6—7%. [8, c. 75]

     Важно при этом подчеркнуть, что метод  расчетов А.Оукена применим и дает позитивные результаты только в конкретных условиях экономики той или иной страны. Так, определение потенциального продукта обрабатывающей промышленности России может быть произведено при загрузке ее не на 86%, как в США, а в ином объеме. Соответственно может быть найден для России иной уровень естественной безработицы и т.д.

     По  расчетам Оукена применительно к  условиям США, чтобы стабилизировать существующую норму безработицы, необходимо обеспечить ежегодный прирост ВНП на 2,7%. Это необходимо только для того, чтобы не дать увеличиться норме безработицы, потому что численность рабочей силы за счет прироста населения каждый год возрастает, и ее использование становится более производительным. Поэтому прирост ВНП ежегодно должен составлять 2,5—3,0% для создания новых рабочих мест, способных удержать безработицу на прежнем уровне.

     Достижение  естественного уровня безработицы  еще не означает, что она становится оптимальной безработицей.

          Оптимальная безработица определяется  специалистами как безработица,  уровень которой ниже естественной, нормальной безработицы. Естественная! безработица не признается как  оптимальная по той причине,  что еще никому не удалось доказать выгодность существования безработицы даже на естественном уровне. Экономические потери от безработицы, не считая моральных и социальных, составили в США только за 70—80-е гг. 2 трлн дол., а повышение ее уровня на 1% дает потери около 60 млрд дол.[8, c. 76] Но даже при достижении, оптимального уровня безработицы (а это не удавалось еще нигде и никому) благосостояние населения на максимально возможном уровне не обеспечивается. Происходит это по законам рыночной экономики.

 

      2.2 Социальная защита  населения от безработицы

     Социальная  защита  безработных  и  членов   их   семей   основана   на Конституции,  Кодексе  законов  о  труде,  Законе  “О  занятости   населения Республики Беларусь”  и других нормативно-правовых актах.[17] В  соответствии  с законодательством государство гарантирует безработным предоставление  особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной  помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с  переездом  в  другую местность для трудоустройства.

     Социальная  защита понимается как определенные обязательства общества по отношению  к своим гражданам, в первую очередь  – наиболее социально уязвимым (престарелым, инвалидам, многодетным семьям, матерям-одиночкам, учащимся). [14, c.173] Чаще всего это выражается в форме денежных выплат, льгот, пособий.

     Основными направлениями социальной зашиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание. [5, c. 297]

     При разработке мероприятий по социальной защите следует в первую очередь  определить, кого считать бедным. Существует несколько подходов к оценке бедности: определяются потребности, необходимые  для сохранения жизни; учитываются  не только физические, но и социально-культурные потребности, порождаемые конкретными условиями развития данного общества; определяется минимум физических и общественных потребностей; используются опросы населения. После расчета уровня бедности находится общая численность бедных в рассматриваемом регионе.

     В ряде развивающихся стран разработаны  специальные программы помощи социально  уязвимым группам населения, т. е. молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам. В Великобритании в 1983 г. вступила в  действие программа профессионального обучения молодежи.[14, c. 184] Во Франции за последние 10 лет был принят ряд законов, которые предусматривают меры по адаптации к трудовой жизни слоев населения, которые являются социально незащищенными. В США на государственном уровне действуют две основные программы содействия занятости населения. Первая из них – «Помощь при изменении структуры торговли» принята в 1974 г.[14, c. 184] Она предусматривает оказание помощи уволенным работникам в результате увеличения импорта товаров. Эти работникам предоставляется компенсация и оказывается помощь в переподготовке, поисках работы и перемене местожительства. Сейчас эта программа работает как дополнительный элемент страхования по безработице. Закон «Экономические изменения и помощь работникам в адаптации к этим изменениям», принятый в 1988 г., является главным законом в политике оказания помощи при структурной безработице.[14, c. 186] Япония имеет несколько программ помощи работникам при переходе к структурным изменениям. Их можно объединить в две группы: первая включает в себя меры по стабилизации кадров, вторая – программы профессионального обучения. Программы помощи женщинам, которые имеют малолетних детей, и пенсионерам разработаны в Швеции.

     С 2001 года в республике работает система  государственной адресной социальной помощи, которая направлена на оказание временной материальной поддержки  малообеспеченным гражданам и семьям, чей среднедушевой доход по объективным причинам не превышает установленного критерия нуждаемости. В 2007 году произошли изменения в механизмах предоставления социальной поддержки населению. [11, C. 15] Было проведено упорядочение социальных льгот. Социальная поддержка стала теснее увязываться с доходами вместо того, чтобы предоставлять льготы исключительно в соответствии со статусом. Теперь социальная помощь может предоставляться всем, кто по объективным причинам не может самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.

     Указом  Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 года №638 «О некоторых мерах государственной  социальной поддержки населения» введен критерий нуждаемости для назначения государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия, которое повышено с 60 до 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь.[13, c. 6] Решение о назначении и размере адресной социальной помощи принимается постоянно действующей комиссией, в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления при предоставлении заявителем всех документов, необходимых для ее назначения.

     Согласно  статистическим данным, представленным в Приложении № 1, в органы по труду, занятости и социальной защите на в 2008 году обратилось около 322,3 тысячи заявителей.[12, c. 130] Решение о назначении помощи принято по 199,3 тысячам обращений, что составляет 61,8 процент от общего числа. Государственная социальная помощь была назначена 190,9 тысячам человек на сумму 31,6 млрд. руб.[13, c. 6]

     Средний размер социального пособия составляет в среднем 55,8 тысяч рублей в месяц  на одного человека, а единовременного  – 107,3 тысячи. Основными получателями являются многодетные и неполные семьи.

     Если  проанализировать таблицу Приложения № 1, то можно увидеть, что наибольшее количество граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства в 2008 году, насчитывает Минская область. Половина из обратившихся граждан проживает в городе Минске. Наибольшее количество трудоустроенных в 2008 году принадлежит Витебской области – 36545 человек.

           В январе-сентябре 2009 года за помощью  в трудоустройстве в органы  по труду, занятости и социальной  защите обратилось 261,6 тыс. граждан, 61,9% из них были признаны безработными.[22]

          За январь-сентябрь трудоустроено  149,2 тыс. человек, из них 64,5% безработных. На общественные  работы в январе-сентябре было  привлечено 74,7 тыс. человек, из  них 53% безработных. [22]

          Средний размер пособия на  одного безработного в сентябре 2009 года составил 44,4 тыс. рублей. Это 17,8% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.[22]

     Вместе  с  тем  социальная  защита  безработных  имеет  и  существенные недостатки. К ним относятся, в  частности,  чрезвычайно  низкая  материальная помощь,  которая  не  обеспечивает   элементарных   жизненных   потребностей безработного и членов его  семьи.  Средний  размер  пособия  по  безработице покрывает  всего  около  13%  прожиточного  минимума.[18]  Низкие   пособия   по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей  работы ведут к тому, что безработные теряют  всякие  стимулы к регистрации.  Это означает, что служба занятости не  контролирует  значительную  часть рынка труда,  тем самым не  оказывая  помощи  в  трудоустройстве  и  подготовке, переподготовке незанятого населения.

Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь