Автор: l********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа
Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Введение……………………………………………………………………..…….4
1.Занятость как экономические отношения………………………………..……6
1.1 Понятие занятости, ее формы и виды…………………………….....…..6
1.2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе…………....….11
2. Безработица, как социально-экономическое явление……………………....13
2.1 Понятие, сущность, классификация безработицы……………….……13
2.2 Социальная защита население от безработицы………………..…..…..21
3. Занятость и безработица в РБ……………………………………………..….25
3.1 Особенности отношений занятости в РБ и ее государственное регулирование........................................................................................................25
3.2 Пути преодоления безработицы в РБ……………………………….….29
Заключение………………………………………………………………...….…35
Список использованных источников………………………………...………...38
Приложение №1…………………………………………………………………40
Приложение №2…………………………………………………………………41
Хроническая безработица возникает и расширяет свои масштабы с развитием рыночной экономики, когда становится достаточно массовой и постоянной. Связано это с тем, что, как отмечалось, предложение рабочих мест на рынке труда отстает от спроса на них. Дж. Кейнс считал наиболее значительными пороками общества рыночного саморегулирования его неспособность обеспечить полную занятость, т.е. устранить безработицу, и несправедливое распределение богатства. Это подтверждено опытом борьбы с безработицей в развитых странах и дает основание утверждать, что определенный уровень безработицы необходим для нормального функционирования рыночной экономики.
Видимо, этим оправдано понятие нормальной безработицы, масштабы которой определяются так называемым ее естественным уровнем. История рыночной экономики показывает, что даже при наличии определенного уровня безработицы достигается равновесие факторов, повышающих и понижающих рыночные цены и заработную плату. Такой уровень безработицы считается, предельно допустимым, т.е. нормальным, естественным. Соответственно изменяется понятие полной занятости. Предельно допустимым уровнем безработицы определяется уровень полной занятости.
Под полной занятостью в кейнсианских работах понимается ее состояние при так называемом нормальном, естественном уровне безработицы, а отнюдь не ее полная ликвидация. Это такой масштаб безработицы (примерно 3—6% от общего числа занятых), который достаточен для выполнения функции давления на заработную плату рабочих, но который, вместе с тем, не I представляет серьезной опасности для существования капитализма.
Длительная безработица получила свое название в связи с продолжительным существованием работника в качестве безработного в течение 8—18 месяцев, когда фактор времени оказывает отрицательное влияние на профессиональную работоспособность и уровень квалификации, способность интенсивно работать весь рабочий день. Длительное бездействие ведет к утрате работником уверенности в себе, деградации его как личности, закомплексованности и озлобленности.
Женская безработица — разновидность безработицы, связанная с особенностями женской рабочей силы и положением женщин на рынке труда, поскольку:
Впервые необходимые
осуществлены американским экономистом
Артуром Оукеном (1929—1980).
Выявленные им путем математических расчетов
взаимосвязи движения нормы безработи-
цы, занятости и валового национального
продукта получили название закона Оукена.
Этот закон определяет:
Рассмотрим подробнее эти содержательные части закона Оукена.
Своими
математическими расчетами
Возникает резерв мощностей, который поддерживается деловой конъюнктурой на определенном уровне. По некоторым данным, в большинстве ключевых отраслей стран с развитой рыночной экономикой резервы мощностей составляют 20—30%.
Был найден способ определения нормальной безработицы, ее естественного уровня, который, как установлено опытом и специалистами, повышается по мере развития рыночной экономики. Так, для 60-х гг. естественный уровень безработицы в США определялся в 4%, а для 80-х гг. — 6—7%. [8, c. 75]
Важно при этом подчеркнуть, что метод расчетов А.Оукена применим и дает позитивные результаты только в конкретных условиях экономики той или иной страны. Так, определение потенциального продукта обрабатывающей промышленности России может быть произведено при загрузке ее не на 86%, как в США, а в ином объеме. Соответственно может быть найден для России иной уровень естественной безработицы и т.д.
По расчетам Оукена применительно к условиям США, чтобы стабилизировать существующую норму безработицы, необходимо обеспечить ежегодный прирост ВНП на 2,7%. Это необходимо только для того, чтобы не дать увеличиться норме безработицы, потому что численность рабочей силы за счет прироста населения каждый год возрастает, и ее использование становится более производительным. Поэтому прирост ВНП ежегодно должен составлять 2,5—3,0% для создания новых рабочих мест, способных удержать безработицу на прежнем уровне.
Достижение естественного уровня безработицы еще не означает, что она становится оптимальной безработицей.
Оптимальная безработица
2.2 Социальная защита населения от безработицы
Социальная защита безработных и членов их семей основана на Конституции, Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах.[17] В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.
Социальная защита понимается как определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам, в первую очередь – наиболее социально уязвимым (престарелым, инвалидам, многодетным семьям, матерям-одиночкам, учащимся). [14, c.173] Чаще всего это выражается в форме денежных выплат, льгот, пособий.
Основными направлениями социальной зашиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание. [5, c. 297]
При разработке мероприятий по социальной защите следует в первую очередь определить, кого считать бедным. Существует несколько подходов к оценке бедности: определяются потребности, необходимые для сохранения жизни; учитываются не только физические, но и социально-культурные потребности, порождаемые конкретными условиями развития данного общества; определяется минимум физических и общественных потребностей; используются опросы населения. После расчета уровня бедности находится общая численность бедных в рассматриваемом регионе.
В
ряде развивающихся стран
С 2001 года в республике работает система государственной адресной социальной помощи, которая направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, чей среднедушевой доход по объективным причинам не превышает установленного критерия нуждаемости. В 2007 году произошли изменения в механизмах предоставления социальной поддержки населению. [11, C. 15] Было проведено упорядочение социальных льгот. Социальная поддержка стала теснее увязываться с доходами вместо того, чтобы предоставлять льготы исключительно в соответствии со статусом. Теперь социальная помощь может предоставляться всем, кто по объективным причинам не может самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.
Указом
Президента Республики Беларусь от 14 декабря
2007 года №638 «О некоторых мерах
Согласно статистическим данным, представленным в Приложении № 1, в органы по труду, занятости и социальной защите на в 2008 году обратилось около 322,3 тысячи заявителей.[12, c. 130] Решение о назначении помощи принято по 199,3 тысячам обращений, что составляет 61,8 процент от общего числа. Государственная социальная помощь была назначена 190,9 тысячам человек на сумму 31,6 млрд. руб.[13, c. 6]
Средний размер социального пособия составляет в среднем 55,8 тысяч рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 107,3 тысячи. Основными получателями являются многодетные и неполные семьи.
Если проанализировать таблицу Приложения № 1, то можно увидеть, что наибольшее количество граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства в 2008 году, насчитывает Минская область. Половина из обратившихся граждан проживает в городе Минске. Наибольшее количество трудоустроенных в 2008 году принадлежит Витебской области – 36545 человек.
В январе-сентябре 2009 года за помощью
в трудоустройстве в органы
по труду, занятости и
За январь-сентябрь
Средний размер пособия на одного безработного в сентябре 2009 года составил 44,4 тыс. рублей. Это 17,8% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.[22]
Вместе с тем социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и членов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего около 13% прожиточного минимума.[18] Низкие пособия по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому, что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения.
Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь