Автор: l********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа
Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Введение……………………………………………………………………..…….4
1.Занятость как экономические отношения………………………………..……6
1.1 Понятие занятости, ее формы и виды…………………………….....…..6
1.2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе…………....….11
2. Безработица, как социально-экономическое явление……………………....13
2.1 Понятие, сущность, классификация безработицы……………….……13
2.2 Социальная защита население от безработицы………………..…..…..21
3. Занятость и безработица в РБ……………………………………………..….25
3.1 Особенности отношений занятости в РБ и ее государственное регулирование........................................................................................................25
3.2 Пути преодоления безработицы в РБ……………………………….….29
Заключение………………………………………………………………...….…35
Список использованных источников………………………………...………...38
Приложение №1…………………………………………………………………40
Приложение №2…………………………………………………………………41
Определение занятости
К занятым причисляют всех лиц старше минимального возраста, принятого для измерения численности экономически активного населения. Минимальный возраст, установленный с этой целью, в отдельных странах различен в зависимости от национальных особенностей, традиций и привычек. Например, в США и Швеции он составляет 16 лет, Бразилии — 10, Египте — даже 6, а в большинстве стран — 14—15 лет. В некоторых странах предусмотрены два минимальных возрастных предела при подсчете численности экономически активного населения: в Канаде это 14—15 лет, Индии — 5 и 15, Венесуэле — 10 и 15 лет и т.п. [8, c. 146] Видимо, было бы целесообразно и в России ввести двойной минимальный возрастной предел для измерения численности экономически активного населения, так как сейчас трудовым законодательством РФ установлен минимальный возрастной предел в 16 лет, а паспорта стали выдавать лицам, достигшим 14 лет.
По методологии МОТ определение занятости содержит два основных признака: работа и доход от нее деньгами или натурой.
Не менее важна необходимость определить число и характеристики лиц, которые не в состоянии обеспечить свое экономическое благополучие на основе доступной для них работы. Это нужно для оценки социальной политики в области занятости и благосостояния населения.
Существует несколько видов
Видимая неполная занятость поддается статистическому учету, так как она указывает на недостаточный объем выполняемой работы по нормативам рабочего времени и измеряется путем суммирования недовыполнения каждым работником, занятым неполное время в отчетном периоде (в рабочих днях, часах и т.п. — в зависимости от характера собранных данных).
Невидимая
неполная занятость практически не
поддается статистическому учету и нет
удовлетворительных методик ее количественного
измерения, так как она характеризуется:
а) неполным использованием профессионально-
Так же можно выделить такой вид занятости как самозанятые, т. е. лица занятые на собственном предприятии. К занятым на собственных предприятиях должны относиться:
Структура занятости в известной степени отражает структуру рабочих мест и изменяется в значительной степени под влиянием последней. Но структура занятого населения лишь часть структуры всего населения, его трудоспособной, экономически активной части, рабочей силы.
Социально-экономической основой структуры занятости и ее изменений являются отношения собственности и формы хозяйствования — в данном случае нужно иметь в виду государственную и частную собственность, плановую и рыночную формы хозяйствования; их структурные изменения находят отражение в изменениях структуры занятости, хотя материальная основа может оставаться неизменной.
Под влиянием материальных и социально-экономических факторов структура занятости непрерывно изменяется как показатель уровня экономического развития, эффективности трудового потенциала общества и формирования пропорций распределения используемого обществом труда.
Основные звенья структуры занятости :
Социальная
структура занятости населения
отражает классовую структуру общества,
которая изменяется вместе с изменением
общественного устройства. Государственную
структуру занятости образует та часть
населения страны, которая занята различного
рода трудом в органах государственной
власти, расположенных в центре, на местах
и за рубежом, а также в государственном
секторе экономики, который полностью
или частично контролируется государством.
1.2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе.
Сегодня мировое сообщество столкнулось с глобальным кризисом занятости, который требует ответных мер в глобальном масштабе. При росте мирового ВВП более чем на 4% глобальная безработица в течение двух лет остается на том же уровне - 6,3%.[20] Такие данные приводятся в документе, подготовленном МОТ к встрече министров. Этот "экономический рост без новых рабочих мест" - лишь верхушка айсберга, отмечает МОТ. По данным документа, число "работающих бедных", живущих менее чем на 2 долл. в день на человека, в восемь раз выше, чем число официально занятых.[20]
В свете этих событий каждая страна старается провести наиболее эффективную политику занятости.
В Швеции для обеспечения полной информированности о вакансиях и условиях предполагаемой работы, об изменениях на рынке труда принят Закон об обязательной регистрации вакантных мест по трудоустройству. Это позволяет вести систематический учет вакантных мест, создать единый банк данных. С целью информирования населения в Швеции создано 88 институтов рынка труда. Они изучают возможности клиентов, дают рекомендации, направляют на курсы.
В ходе мероприятий политики занятости проводят профессиональную подготовку на предприятиях. Прежде всего, такую подготовку проходят школьники старших классов. Они получают определенную квалификацию, что отражается в документе об образовании. Для безработной молодежи на предприятиях организуются курсы, где профподготовка сочетается с производственной деятельностью. Это практикуется в таких странах, как Франция, Великобритания, Швеция, Норвегия. В Германии, например, широко закреплена система ученичества, при которой молодой человек, не имеющий достаточной квалификации, закрепляется за наставником на срок от одного до трех лет и получает необходимую подготовку. Это позволяет человеку, который ищет работу, получить именно ту специальность и квалификацию, которые непосредственно нужны данной фирме. В ряде стран, таких как Франция, Бельгия, Италия, предприятиям, организовавшим ученичество молодежи, снижается размер взносов в систему социального обеспечения, а в ряде случаев они полностью освобождаются от этих взносов.
Для развития занятости в зарубежных странах проводится и такое мероприятие, как создание новых рабочих мест. Например, в США многие фирмы заключают контракты с будущими выпускниками колледжей и университетов. Это позволяет учащимся готовится к будущей трудовой деятельности, а предприятиям получать работников именно с той подготовкой, которая им необходима. Во Франции учащиеся еще до окончания школы могут подыскать себе место работы через агентство по занятости.
В Японии существует система пожизненного найма. Работники нанимаются непосредственно из учебных заведений. Статус постоянного работника приобретается после прохождения испытательного срока. Так же вместе с этим статусом приобретается гарантия занятости до пенсии, т. е. до 65 лет. Для работников ежегодно проводится увеличение заработной платы за выслугу лет, предоставляются разные материальные выгоды. Каждые 2-3 года происходит перемещение работника с одного рабочего места на другое. Регулирование рабочей силы осуществляется за счет сезонных, временных рабочих, а так же путем временного увольнения постоянных рабочих и сокращения сверхурочных работ. Продолжение работы лиц старших возрастов поощряется. Для них создают рабочие места, удлиняют срок работы лиц старше 55 лет. Например, в 75 % корпораций пенсионный возраст повышен до 60 лет.[14, c. 161]
В Австрии наибольшее распространение получили меры косвенного воздействия на рост занятости. Они включают в себя инвестирование наиболее перспективных отраслей через дешевый кредит для частных капиталовложений, через механизм государственной банковской системы, за счет изменений в системе налогообложений.
Существует стимулирование самостоятельной занятости населения. Разработаны специальные системы финансирования для безработных, которые решили создать свой бизнес. По французской системе «Шомеркреатер» (безработные-созидатели), размер выдаваемых сумм зависит от опыта предыдущей работы и продолжительности срока безработицы.[14, c. 162] Эта система позволяет безработным приобретать любые предприятия, если они имеют в них контрольный голос или создавать новые. В Англии система пособий для создания предприятия предусматривает выплату в течение года еженедельного пособия всем лицам, которые не имели работы в течение восьми и более недель.
Осуществляется финансовая помощь в развитии мелкого и среднего бизнеса. Такая помощь включается в специальные программы занятости. В Англии, например, при поддержке муниципальных властей безработные могут основать собственное дело. Мелкие предприниматели имеют льготные кредиты. Широко распространено страхование мелкого бизнеса.
Среди стран п, которые применяют активную политику занятости можно выделить Швецию. Она применяет те же методы, что и другие страны, но масштабы проводимых мероприятий гораздо шире. По расчетам Органов по труду, в Швеции из общих ресурсов. Которые направляются на повышение занятости, лишь ¼ тратится на выплату пособий по безработице, остальные идут на проведение активной политики занятости. На социальные цели расходуется одна треть валового национального продукта. На различные программы по развитию рынка рабочей силы Швеция тратит почти 1,8 % валового национального продукта, что в семь раз больше, чем в США, и в девять раз больше, чем в Японии.[14, c. 164] Несмотря на эти показатели в абсолютном выражении размер того или иного вида социальной помощи, который получает американец, во многих случаях продолжает оставаться самым высоким в мире.
В КНР предполагается
Результаты исследований, которые
были проведены западными
Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь